Когда говорят: «знал, но забыл», это ошибка. Знания не было. Просто человек запомнил не надолго.
Когда мы читаем условия задачи и видим готовый ответ, мы отражаем, как зеркало, иногда временно запоминаем, то, что отразили. Потом мы даже и готовый ответ, как правило, забываем, потому что знание при этом не возникает. Когда мы самостоятельно решаем задачу, происходит процесс познания. В результате мы обогащаемся знанием, которое не забывается.
Существует теория (см. книгу RichardKoch “THE 80/20 REVOLUTION”), по которой людей можно разделить на «творческих личностей» и «одомашненных приматов» в соотношении 20/80.
Одомашненные приматы склонны к стадному существованию, хотя они рассредоточены по своим «стойлам», но пастух у них один – телевизор.
Творческие личности – это индивидуалы. Они предпочитают решать задачи, вместо того чтобы зомбироваться перед «ящиком».
Человек, самостоятельно решающий задачи, способен на большее, чем тот, кто любит только готовые ответы.
Если посмотреть на полки книжных магазинов, увидим море томов и брошюрок с готовыми ответами и мизерные островки, предлагающие задачи. Соотношение 1000/1. Этот факт подтверждает разделение потребителей литературы в соотношение 80/20.
Человечество нуждается не в повторении пройденного, а в новых идеях (самых ценных произведениях человеческого духа), которые рождаются только в результате решения новых задач.
Когда человек решает новые для него задачи, он незаметно переходит из категории «80» в категорию «20». Затем следует стадия постановки и решение новых для ВСЕХ задач. Если бы этих процессов не происходило, жизнь остановилась бы на месте, превратилась бы в повторение самой себя и протухла бы.
Поскольку я – жизнелюб, это побудило меня затеять задачный марафон, в котором я предложу задачки не только «обоснованные» (термины в кавычках – DavidPerkins, то есть, имеющие точные решения), но и «необоснованные» (не имеющие пока решений, возможно многовариантные).
Процесс решения задач даёт:
1.Развитие творческих навыков.
2.Удовольствие в процессе.
3.Практическую пользу (выгоду), когда мы соотносим задачную ситуацию с реальной жизненной и замечаем изоморфизм (полное совпадение структуры) или гомоморфизм (частичное совпадение структур). Тогда реальная задача решается быстрее и лучше.
Ежедневная тренировка (зарядка) ума необходима не менее чем физзарядка. А поскольку, как говорит Айзенк, «мозг важнее мускулов», постольку, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГважнее просто ШЕЙПИНГА, хотя я не против последнего.
Подписка на рассылку «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ» через сайт www.fedoseev.org
В этой рассылке: тем, для кого мои задачки покажутся слишком трудными, предлагаю мою методологию ВУВЭРС – Восстановление Утраченных Возможностей Эффективного Развития Способностей. Опыт применения моих методик восстановления дал положительные результаты как в работе с детьми (дошкольниками и школьниками), так и в работе с взрослыми вплоть до пенсионеров. Кстати, статистически установлено, что повышенная интеллектуальная активность продлевает жизнь
и отдаляет, например, болезнь Альцгеймера.
Я хочу посылать по одной задачке на каждый новый рабочий день. Человек с утра заглянул на почту и озадачился. Это, как глоток хорошего кофе, возбуждает. Люди учатся мыслить. А ведь правильно сказано Эдисоном: – «Важнейшая задача цивилизации помочь научиться человеку мыслить».