Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как автоматизировать малый и средний бизнес (Выпуск второй, о сервисах разовых заказов)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как автоматизировать малый и средний бизнес

Выпуск второй

 

 Сервисы разовых заказов

Автор: Слава Шевцов

Специально для листа рассылки "Как автоматизировать малый и средний бизнес"


Сервисы разовых заказов давно используются компаниями Европы и США для заказа разовой работы у лиц умственного труда. В среднем такой аутсорсинг вдвое дешевле, чем труд штатных сотрудников. 91% заказчиков сервиса www.RentACoder.com делают повторные заказы.

Что такое сервис разовых заказов

Сервис разовых заказов это место, где заказчики могут найти временных внештатных сотрудников для выполнения разовых работ. Такой сервис представляет из себя сайт с заказчиками и исполнителями. На сайте полноценного сервиса должны присутствовать арбитраж для разбора конфликтов сторон, механизм безопасного хранения средств за проект, русский интерфейс и система заключения договоров между сторонами.

Современный сервис разовых заказов в основном ориентирован на разработку программного обеспечения, создание сайтов и доработку 1С. Это непринципиально, но такое положение вещей отражает реалии современной жизни. Кроме разработки программного обеспечения получили популярность следующие виды разовой работы: написание статей и текстов, переводы, разработка и создание сайтов, создание дизайна приложений, обработка входящей почты, поддержка пользователей, тестирование приложений.

Заказчиками на сервисах выступают малые и средние компании. Эти компании ищут надёжных исполнителей на проекты длиной от одного дня до двух-трёх месяцев. Хотя сроки и объёмы работ могут меняться в широких пределах. Некоторые заказы могут превышать 20 тыс. долларов.

Исполнителями выступают либо одиночные работники, либо малые компании. В некоторых случаях они продают своё рабочее время, в некоторых - свои знания и опыт. Их время может быть дорогим. Но специализированные знания и большой опыт позволяют выполнять работу намного быстрее, качественнее и дешевле, чем постоянным сотрудникам заказчиков. Их время может быть очень дешёвым, если они из глубинки или ближнего зарубежья. Исполнители могут работать как удалённо, так и на площадке заказчика.

В русскоязычном Интернете есть два десятка таких сервисов (www.goody.ru, www.rjs.ru, www.weblancer.net и др.). Практически все они ориентированы на удалённых исполнителей. При этом пока только один ориентирован на заказчиков и имеет арбитраж для разбора конфликтов сторон (www.rentaguru.ru).

Когда компании выгодны разовые заказы

Каждая компания сталкивается с необходимостью выполнять регулярные непрофильные работы. В таком случае наиболее дешёвым решением является передача таких работ на исполнение специализированным компаниям.

С другой стороны, время от времени появляется и кратковременная непрофильная работа. Она может быть связана или с новой технологией или с переводом текста, или с созданием сайта, или с написанием документации, или с доработкой 1С под конкретную компанию. Эту работу можно поручить штатному сотруднику с надеждой, что он сможет выполнить работу хорошо. Можно на такую работу найти специалиста на месяц-другой для выполнения данной конкретной работы. Если технология совсем незнакомая и требует разовой реализации в проекте, то намного дешевле нанять специалиста на короткий период, чем переобучать штатного сотрудника.

В таком случае возникает проблема поиска кандидатов. Следует заранее решить следующие вопросы: где их искать, какое количество надо опросить, какое время потратить, кто будет заниматься поиском и собеседованиями с кандидатами, какие предоставить гарантии оплаты, какие потребовать гарантии исполнения работы. Найдя сотрудника, компания должна решить: справится ли человек с работой или нет, справедливую ли оплату он просит, какова его история. Последний пункт можно проверить до заключения договора. Другие два, как правило, очень спорные. Особенно если работодатель плохо разбирается в непрофильной работе и в зарплатах для работников данного профиля. В таком случае заказчик рискует получить продукт среднего качества по очень завышенной цене.

Качественный сервис разовой работы решает эти проблемы. Время поиска сотрудника минимизировано, то есть заказчику не надо тратить своё ценное время на поиск исполнителей - они уже есть на сайте сервиса. В случае, если каких-то специалистов недостаточно, сервис может использовать свои способы поиска исполнителей. Заказчику не надо изучать рынок рабочей силы для того, чтобы понять диапазон зарплат специалистов в нужной области. Справедливая стоимость работы определится в ходе аукциона на понижение. Заказчику не надо беспокоиться о гарантиях выполнения работы. Если заказ не будет выполнен, то исполнитель не получит денег, а заказчик сможет проставить ему негативную оценку и написать негативный отзыв. Исполнитель весьма опасается негативного отзыва, так как такой отзыв приведёт к трудностям при участии в других проектах. Ещё больше он опасается неполучения денег. Поэтому качественный сервис разовой работы должен иметь способ хранения денег заказчика и арбитраж для того, чтобы справедливо решать конфликты.

Сравнение штатного и внештатного работников

В качестве примера возьмём мою компанию, которая занимается созданием почтового клиента Scientific Letter. Это специализированный почтовый клиент для научных работников. Он позволяет обмениваться письмами с формулами. Штатные сотрудники компании являются специалистами в области отображения математических символов, графического интерфейса, почтовых протоколов и баз данных для хранения сообщений.

Допустим, что им потребовалось добавить в программу модуль для отправки сообщений через Outlook. Например, обеспечить наличие у клиента двух почтовых программ, причём всю отправку и приём писем организовать через Outlook. Дополнительно требуется синхронизовать адресные книги обеих программ. Это разовая работа, её нужно сделать, отладить и больше сотрудники к ней возвращаться не будут. Пусть в компании нет специалистов по API к Outlook.

В таком случае компания может пойти двумя способами. Во-первых, она может составить ТЗ и поручить кому-то из своих работников ознакомиться с принципами взаимодействия программ с Outlook, написать и оттестировать модуль для связи почтовых программ. Во-вторых, она может составить ТЗ и найти разработчика на сайте сервиса разовой работы.

Рассмотрим временные и денежные затраты в обеих ситуациях. Для определённости предполагаем, что квалификация и стоимость часа работы штатного и внештатного сотрудников одинакова. Так же будем предполагать, что итоговое качество работы должно быть одинаково хорошим.

Табл. 1. Сравнение штатного и внештатного сотрудников при выполнении уникального проекта (написание модуля для отправки сообщений через Outlook).

 ШтатныйВнештатный
Продолжительность поиска работника2 часа5 дней
Трудозатраты на поиск работника2 часа2 часа
Срок высвобождения работника5 дней0 дней
Изучение технологии5 дней0 дней
Построение прототипа2 дня0 дней
Написание модуля10 дней5 дней
Тестирование модуля разработчиком4 дня1 день
Тестирование модуля заказчиком1 день1 день
Исправление ошибок1 день0 дней
Срок выполнения работы разработчиком22 дня6 дней
Итоговая сумма$1200$330
Итоговый срок28 дней12 дней
Календарный срок34 дня14 дней

Из таблицы 1. видно, что внештатный работник намного выгоднее штатного сотрудника. Как по срокам, так по стоимости и по качеству работы.

При сравнении предполагалось, что квалификация и стоимость часа работы обоих работников равны. Это не так, ведь внештатный сотрудник может быть удалённым сотрудником и располагаться в глубинке, получая за свой труд в несколько раз меньшую оплату. Кроме того, при хорошем ТЗ имеет смысл нанять работника с меньшей квалификацией. Главное, чтобы он уже работал с этой технологией и был на практике знаком с её особенностями. Штатный же сотрудник может не знать особенностей технологии, которые выявляются лишь при некотором опыте работы с ней.

Но и это ещё не всё. Многие программные продукты состоят из схожих модулей. Часть этих модулей есть на рынке компонент и библиотек. Их можно купить и свободно использовать в разработке. Часть модулей есть только у компаний-разработчиков. И такие компании или отдельные разработчики могут выполнять заказы, уже имея модули, которые надо доработать под конкретного заказчика. Конечно, исполнители должны в таких случаях объяснять, что заказчик не может требовать полной передачи эксклюзивных прав на модуль. Но экономия заказчиков при этом очень велика.

Особое преимущество заключается в том, что техническое задание так же можно заказать на сервисе разовой работы. Для этого достаточно кратко описать бизнес-задачу и инструменты для её решения. После разработки технического задания внештатным специалистом, его можно доработать по своему видению. Затем техническое задание размещается в виде нового проекта и выбирается исполнитель. Таким образом, заказчику при работе на сервисе не требуется понимать тонкости технологии.

Продолжение следует...

 В завершение

Моя задача состоит в том, чтобы помочь вам правильно автоматизировать ваш бизнес. Поэтому я очень интересуюсь вашим мнением о рассылке. Так же я буду благодарен всем вопросам, предложениям и замечаниям.

Все вопросы и пожелания присылайте на slava_shevtsov@mail.ru.

Всего вам хорошего!
Слава Шевцов


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.automation
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное