Для чего нужны консультанты и почему они стоят так дорого?
Для чего нужны консультанты и почему они стоят так дорого?
Когда вы делаете дорогостоящую покупку,
например компьютер, вы испытываете острую потребность в консультанте, который
подсказал бы вам, как эффективнее потратить ваши сбережения.
"Покупка услуг консультанта" - это еще более дорогостоящее приобретение (если у
вас появится желание иметь дело с иностранными специалистами, это может обойтись
вам в $1 000 в день), как быть в этом случае?
Для чего нужны консультанты и
почему они стоят так дорого? Методическое
руководство по использованию консультантов
Консультационные услуги требуют больших инвестиций времени консультантов на
постоянное самообразование
Наиболее
распространенные фирмы консультирования - экспертное, процессное и обучающее
консультирование
В процессе
работы над консультационным проектом консультант "входит в долю" со своим
клиентом и потому его услуги дороги
Мы полагаем, что
составление методического руководства по использованию консультантов будет
пользоваться спросом у руководителей и владельцев коммерческих структур,
поскольку любая дорогостоящая "вещь" без инструкции по ее использованию
становится просто бесполезной для ее владельца.
Первая часть данного материала
посвящена объяснению причин высоких цен на консультационные услуги. В данном
материале речь идет об управленческом консультировании.
Высокие цены на консультационные услуги
объясняются целым рядом причин. Речь идет о таких цифрах, как 1 000 долларов в
день за услуги американских консультантов, около 500 долларов в день за работу
европейского специалиста, за услуги консультанта из Москвы придется заплатить
минимально около 300 долларов в день, но реальная цена может быть и выше.
Стоимость консультационного
проекта длительностью около 3-х месяцев
составляет в России не менее 5 000 долларов.
Первая причина высокой цены - большая
трудоемкость работы консультанта. Причем следует учесть, что большая часть
времени уходит у консультантов на непрерывное повышение своей квалификации,
потеря квалификации означает для него потерю работы. Отметим, что сфера
управленческого консультирования развивается в настоящее время особенно быстрыми
темпами, консультант должен не только знать последние теоретические разработки в
области управления, но и владеть ими на уровне пользователя очень высокого
уровня.
Следует иметь в виду, что
консультирование, как и другие виды услуг, не может существовать отдельно от
того, кто предоставляет услугу. Поэтому тиражирование услуги, в отличие от
товаров, практически невозможно. Это также объясняет высокую стоимость
консультационных услуг.
Но есть еще одна причина, которая, быть
может, является самой главной. Прежде, чем мы ее рассмотрим, обратимся к
классификации консультационных услуг.
Виды консультирования
В России прижилась классификация
консультационных услуг, в которой выделяют 3 основных вида консалтинга:
обучающее
консультирование, экспертное
консультирование и консультирование по процессу.
Практически в любом консультационном процессе в той или иной мере присутствуют
все перечисленные виды (формы) консультирования, поэтому можно говорить лишь о
преобладании в данном консультационном проекте того или иного вида
консультирования.
Обучающее консультирование,
очень близко к обычному обучению в вузе. Наиболее яркий пример такого
консультирования - тренинг продавцов магазина, в ходе которого стоит задача
обеспечить за счет их
подготовки увеличение объема продаж.
Экспертное консультирование -
это ситуация, когда консультант, собрав необходимую для выдачи
рекомендаций информацию, сообщает клиенту о том что и как нужно делать по
проблеме, которая ему поручена. Яркий пример - разработка бизнес-плана по
заказу клиента.
Процессное консультирование -
в этом виде консультирования одинаково активно участвуют как консультант,
так и сам клиент.
Хотя в литературе, посвященной
консалтингу, чаще встречается мнение, что процессное консультирование - это
самая эффективная форма для современных российских условий,
это утверждение противоречит концепции
ситуационного подхода. Для
каждой конкретной ситуации, в которую попадают клиент и консультант (элементом
такой ситуации может быть, например, уровень подготовки клиента в области теории
и практики современного управления) лучше подходит та или иная комбинация
различных форм консультирования.
Более того, в процессе работы над
консультационным проектом на каждой его стадии
более эффективна та или иная комбинация методов консультирования.
Когда консультант собирает информацию о
рынке и проводит ее анализ, большую часть работ он обычно выполняет в режиме
консультанта-эксперта.
В процессе обсуждения выработанных
предложений более эффективно процессное консультирование, а на заключительной
стадии применения разработанной программы изменений на предприятии клиента
большее внимание, скорее всего, придется уделить обучающему консультированию.
С
уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,