Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для бухгалтера: программы, новости, советы. Налог на недвижимость: горизонты будущего


Друзья, мы возобновляем цикл статей в рассылке «Для бухгалтера: программы, новости, советы». В этот раз речь пойдет о введении налога на недвижимость. Материал предоставлен нашим партнером – журналом «Практический бухгалтерский учёт. Официальные материалы и комментарии».

Итак, комментарий к письму ФНС России от 15.04.13 № БС-2-11/264 «О введении налога на недвижимость».

Налог на недвижимость — это новое «детище» налогового законодательства, которое «вынашивают» законодатель и Минфин России. «Беременность» этим налогом затянулась (работа над законопроектом длится уже почти 10 лет — с 2004 года), и предстоящие «роды» вызывают страх. Скорее даже не сами «роды», а боязнь «послеродовых осложнений». Трепет от введения нового налога, похоже, присутствует не только у налогоплательщиков (и граждан, и юридических лиц), но и у разработчиков законопроекта, а также у чиновников, которым придётся реализовывать закон на практике и осуществлять его налоговое администрирование.

Чиновники, понятное дело, боятся потерять доходы, поступающие ныне от трёх налогов: земельного, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Именно на смену им должен прийти сначала налог на недвижимое имущество (для физических лиц), а затем и налог на недвижимость (для юридических лиц). Кроме того, новый налог имеет весьма существенное социально-экономическое значение. Поэтому есть боязнь того, что недостатки в концепции введения нового налога могут обострить социальную напряжённость в обществе. Отсутствие необходимой базы для расчёта налога на недвижимое имущество, необходимость приведения в порядок данных по объектам недвижимости и земельным участкам и их оценке как раз и являлись причиной того, что введение этого налога откладывалось на протяжении ряда лет.

В начале текущего года на заседании Совета по развитию местного самоуправления Президент РФ заявил о том, что Правительству РФ поручено, цитируем: «...внести изменения в законодательство, обеспечивающее право субъекта Федерации с 2014 года вводить местный налог на недвижимое имущество. Этот налог должен стать важным источником доходов местных бюджетов. Но для этого, для того, чтобы этот налог был введён, нужно как следует поработать с точки зрения приведения в порядок самой документации по недвижимости. ведение периодически откладывалось, так как сначала надо было подготовить необходимую базу для его расчёта, привести в порядок данные по объектам недвижимости и земельным участкам, провести оценку объектов» (http://state.kremlin.ru/face/17397).

В свете этих высказываний финансовое ведомство и активизировало работу над проектом новой главы НК РФ о налоге на недвижимое имущество.

А что же пугает граждан? А их страшит то, что новый налог на частную собственность станет непомерным финансовым рабством, причём не только для нынешних, но и для будущих поколений.

Такая ситуация сложилась из-за информационного вакуума. На сайте Госдумы (http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=51763-4&sort=date) выложен только законопроект 2004 года. И последнее событие, связанное с этим законопроектом, датировано январём 2012 года. Тогда документ был рассмотрен думцами во втором чтении, и единственное принятое решение свелось к назначению комитета Госдумы по бюджету и налогам ответственным за рассмотрение этого законопроекта.

А отсутствие информации порождает слухи и домыслы, которые пугают людей и отнюдь не внушают доверия к государству.

Комментируемое письмо ФНС России от 15.04.13 № БС-2-11/264 — это попытка прояснить ситуацию с предстоящим введением нового налога на недвижимое имущество. Из короткого текста запроса трудно понять, что хотел узнать его автор. Резонно предположить, что он хотел узнать подробности о новшествах налогообложения и сроках введения нового налога. А быть может, он высказывал и свою точку зрения относительно того, каким должен быть «новорождённый» налог. Такой вариант тоже не исключается, поскольку составители ответа в конце выразили благодарность обратившемуся к ним человеку за активную жизненную позицию.

Мы тоже решили внести свою лепту в раскрытие информации. Помимо пояснения ответа, данного налоговой службой в письме, поделимся информацией о долгожданных поправках в ранее упомянутый законопроект, а точнее, о проекте главы 32 «Налог на недвижимое имущество», который в конце апреля обнародовал Минфин России (http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/).

Коротко о главном

Начнём с разъяснений налоговиков, которые, отвечая на запрос, начали издалека.

Первая половина письма — это ритуальное цитирование положений НК РФ. Составители письма напомнили автору о том, что в основе российского налогового законодательства лежат положения НК РФ и федеральных законов, принятых в соответствии с кодексом. Тем самым налоговики дали понять, что норма о налоге на недвижимое имущество не будет действовать, если порядок её принятия не будет соответствовать НК РФ.

Далее в письме подчёркнуто, что при введении нового налога на недвижимое имущество нельзя пренебрегать одним из положений пункта 1 статьи 3 НК РФ, согласно которому при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Это значит, что при введении налога должна быть определена цель и представлено финансово-экономическое обоснование. Как было сказано в пояснительной записке к первому варианту законопроекта, основная цель его введения состояла в создании налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. По замыслу разработчиков законопроекта, установление налога на недвижимое имущество граждан, поступающего в местные бюджеты, должно было обеспечить возможность финансирования развития инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. Тем самым должна обеспечиваться бюджетная основа для возвратности средств, привлекаемых для инженерной подготовки земель. Предполагалось снижение рисков и затрат застройщиков за счёт отказа от административного регулирования условий, связанных с развитием инженерной и коммунальной инфраструктуры и передачей части построенного жилья. Всё это должно было привести к снижению инвестиционной себестоимости возводимого жилья и увеличению его ввода, развитию застройки и расширению налоговой базы.

Но за 9 лет много воды утекло. Теперь одной из основных целей введения нового налога многие аналитики в один голос называют реализацию принципа справедливости налогообложения, так как нагрузка должна перераспределиться с упором на более дорогое жильё и тех граждан, которые имеют возможность такое жильё приобретать.

Наконец, в первой части ответа на запрос чиновники отметили, что НК РФ (ст. 17) требует чёткого определения элементов налогообложения. Обязательными являются следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При разработке и принятии законодательных норм о введении новых налогов указанные выше требования должны быть соблюдены.

Что касается непосредственно нового налога на недвижимое имущество, то о его положениях в письме сказано очень кратко. Отмечено, что в качестве налоговой базы предусматривается установить кадастровую (а не инвентарную, как сейчас) стоимость соответствующего объекта налогообложения. В числе объектов налогообложения в письме названы земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц. В рамках законопроекта сумма налога напрямую будет зависеть от суммарной кадастровой оценки объектов недвижимости. В зависимости от этого параметра будут различаться и предельные размеры ставок налога. Планка суммарной стоимости установлена на уровне 300 млн руб. Для объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превысит указанную границу, планируется применять повышенные ставки. О размере ставок в письме умалчивается. Зато отмечено, что законопроектом предусмотрено установление налогового вычета к размеру кадастровой стоимости. Его величина составит стоимость 20 кв. м общей площади соответствующего объекта налогообложения. Право устанавливать конкретные налоговые ставки (в пределах или ниже предусмотренных законопроектом) будет предоставлено представительным органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Эти же органы власти будут вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В конце письма отмечено, что планируется поэтапное введение налога на недвижимое имущество на территории субъектов РФ в период с 2014 по 2018 год.

Ответ налоговиков, как видим, носит весьма общий характер.

Проект новой главы 32 «Налог на недвижимое имущество» НК РФ

Теперь о том, чем в Минфине России закончилась работа над законопроектом, устанавливающим новый налог на недвижимость. Результаты этой работы министерство оформило в качестве поправок к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», принятому Госдумой в первом чтении 10 июня 2004 года. В качестве одной из поправок предложено дополнить НК РФ новой главой 32, устанавливающей правила и порядок исчисления нового налога на недвижимое имущество.

В рамках проекта закона основные элементы налогообложения этим налогом сформулированы следующим образом.

Налогоплательщики. В состав плательщиков налога включены граждане, обладающие правом собственности на объекты налогообложения.

Объект налогообложения. Согласно статье 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, которым признаётся реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостные, количественные и физические характеристики, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В проекте закона объектами налогообложения признаются следующие объекты недвижимого имущества:

  • здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения;
  • объекты незавершённого капитального строительства;
  • земельные участки.

Заметьте, к числу объектов налогообложения законопроект относит объекты незавершённого капитального строительства. Поскольку это понятие в законопроекте не раскрывается, то будем руководствоваться положениями пункта 1 статьи 11 НК РФ и применять нормы гражданского законодательства. К объектам незавершённого капитального строительства по Градостроительному кодексу РФ (п. 10 ст. 1) относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено. Исключение составляют временные постройки, киоски, навесы и т. п. Как видим, в качестве объекта незавершённого строительства признаётся здание в целом, а не отдельные помещения в нём (например, квартиры). Так что дольщикам не стоит волноваться о том, что квартира в строящемся доме будет облагаться новым налогом. До момента ввода здания в эксплуатацию отдельные помещения в нём не регистрируются в качестве объектов незавершённого строительства.

В соответствии со статьёй 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. Но объектом обложения налогом на недвижимое имущество являются лишь те из указанных объектов, на которые у граждан есть права собственности. Право на объект незавершённого строительства может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по правилам статьи 25 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для оформления права собственности на объект незавершённого капитального строительства необходимо иметь права на земельный участок, разрешение на строительство и проектную документацию. По замыслу Минэкономразвития России, для целей кадастрового учёта предполагается перейти от заявительного порядка учёта к автоматическому. Это значит, что такой учёт будет осуществляться на основании копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представленного в орган учёта органом местного самоуправления. Что должно существенно упростить жизнь гражданам, а также фискалам при исчислении налога.

Налоговая база

Следующий элемент налогообложения — налоговая база.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как кадастровая стоимость указанного ранее недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

С кадастровой оценкой земельных участков многие уже знакомы. Она основывается на классификации земель по целевому назначению (например, сельхозугодья, земли садоводческих, огородных и дачных поселений, земли городских поселений) и виду разрешённого использования (например, для жилищного строительства, для выращивания сельхозкультур и отдыха).

А что представляет собой кадастровая стоимость зданий, в которых мы живём? Этот вопрос очень волнует многих налогоплательщиков. Но в проекте новой главы НК РФ ответа на него нет.

О подходах и принципах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фонда для целей налогообложения можно узнать из методических рекомендаций, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 03.11.06 № 358. Согласно этому документу определение кадастровой стоимости объектов оценки осуществляется в следующей последовательности. На первом этапе формируется перечень объектов оценки и анализируется информация о рынке объектов оценки. Это необходимо для обоснования выбора вида статистической модели оценки кадастровой стоимости. Затем определяют факторы стоимости (ценообразующие факторы) объектов оценки, собирают сведения об их значениях, группируют объекты оценки. На следующем этапе собирают рыночную информацию. В качестве рыночной информации используют:

  • цены сделок с объектами недвижимости, приведённые в официальных документах (в качестве приоритетных цен сделок используются цены сделок для целей ипотечного кредитования);
  • цены предложений на объекты недвижимости, приведённые в официальных средствах массовой информации, а также на официальных сайтах организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере недвижимости;
  • цены спроса на объекты недвижимости, приведённые в официальных средствах массовой информации, а также на официальных сайтах организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере недвижимости;
  • сведения об арендных ставках (арендной плате) на объекты недвижимости;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в отчётах об оценке;
  • коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости;
  • иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

Следующим шагом в определении кадастровой стоимости является построение статистической модели оценки кадастровой стоимости, анализ её качества.

Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), расчёт кадастровой стоимости объектов оценки осуществляется подстановкой значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) объектов оценки в статистическую модель кадастровой стоимости.

Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), кадастровая стоимость объекта оценки исчисляется следующим образом:

  • вначале определяется удельный показатель кадастровой стоимости объекта оценки путём подстановки значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) в статистическую модель;
  • затем определяется кадастровая стоимость объекта оценки как произведение удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки и соответствующего показателя объекта оценки.

Как видим, факторы кадастровой стоимости базируются на рыночной информации. Стало быть, кадастровая стоимость будет близка к рыночной. Подтверждение этому можно найти и в пункте 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» (утв. приказом Минэкономразвития России от 20.07.07 № 255). Там сказано, что при установлении кадастровой стоимости объектов (методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости) определяется рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

До 2013 года решение о проведении государственной кадастровой оценки принимал Росреестр. Три года назад Федеральным законом от 22.07.10 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было внесено дополнение в Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в виде главы III.1 «Государственная кадастровая оценка». Согласно статье 24.12 этого документа с 2013 года государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В отдельных случаях, установленных законодательством субъекта РФ, такая оценка может проводиться по решению органа местного самоуправления. Тот орган, который принимает решение о проведении госоценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Обработка, внесение, учёт, систематизация и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки, ведутся специальным фондом данных. Порядок ведения данных этого фонда и предоставление его сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 21.02.11 № 53.

А что же БТИ? Они канули в вечность? Да нет. Они по-прежнему осуществляют технический и государственный учёт жилищного фонда, его техническую инвентаризацию, оценку и переоценку, в том числе для целей налогообложения (п. 3, 7 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 № 1301). Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные БТИ до введения указанного положения, считаются действительными.

В то же время функции БТИ несколько трансформировались. Раньше, например, они готовили технические паспорта. Теперь же для кадастрового учёта нужны технические планы (в них предусмотрена координатная привязка объектов недвижимости к земельному участку и определение координат). Но делать эту работу могут только кадастровые инженеры. Такие сотрудники в БТИ, как правило, есть, поэтому до 1 января 2014 года функции по формированию технических планов сохранены за БТИ (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Об этом же справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» сообщила в своём интервью руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Н. Антипина (http://www.consultant.ru/law/interview/antipina.html). Государственный кадастр недвижимости (ГКН) содержит огромный массив сведений (десятки миллионов документов) как о земельных участках, так и об объектах капитального строительства. И все эти сведения необходимо перенести (практически вручную) в электронную базу ГКН. Конечно, ошибки здесь неизбежны. Поэтому налогоплательщикам желательно иметь представление о параметрах своих объектов обложения налогом на недвижимое имущество, чтобы в случае выявления неточностей принять меры по их исправлению.

Справочную информацию по объектам недвижимости (по кадастровому номеру, условному номеру или по адресу) в режиме онлайн можно узнать на сайте Росреестра. И помните, что вред, причинённый физическим или юридическим лицам, в том числе в результате внесения в ЕГРП записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счёт казны РФ в полном объёме.

Для целей обложения налогом на недвижимое имущество кадастровая стоимость должна будет определяться по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если объект налогообложения образован в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта налогообложения на кадастровый учёт.

По проекту закона предусмотрено предоставление налогового вычета, который будет определяться по отношению к налоговой базе. Запланированная величина вычета составляет 20 кв. м общей площади независимо от количества собственников. На кадастровую стоимость этой величины будет уменьшаться налоговая база жилого помещения, в том числе жилого здания (строения), расположенного на земельном участке в садоводческом, огородническом и дачном некоммерческом объединении. Это значит, к примеру, что в «двушке» общей площадью 60 кв. м налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость 40 кв. м (60 – 20) общей площади. А если налогоплательщик имеет в собственности комнату общей площадью 18 кв. м, то он платить налог не будет. Ведь величина кадастровой стоимости вычета в этом случае превышает размер кадастровой стоимости этого объекта налогообложения. По законопроекту (п. 1 ст. 402) в такой ситуации налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база по объектам, находящимся в общей долевой собственности, будет определяться для каждого из налогоплательщиков пропорционально его доле в общей долевой собственности. К примеру, если упомянутая ранее «двушка» принадлежит супругам на праве общей долевой собственности в соотношении 20 и 80 %, то налоговая база с учётом налогового вычета для них будет определяться как кадастровая стоимость 8 кв. м (40 кв. м 20 %) и 32 кв. м (40 кв. м 80 %) общей площади соответственно. А при нахождении недвижимости в общей совместной собственности налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков в равных долях. Предположим, что та же «двушка» находится у супругов, но не в общей, а в совместной долевой собственности, то есть доля каждого составляет 1/2. При таком распределении налоговая база с учётом налогового вычета для каждого из супругов будет равна кадастровой стоимости 20 кв. м (40 кв. м 1/2).

Налоговые ставки

Налоговые ставки будут устанавливать представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом размеры ставок не должны будут превышать установленные главой 32 НК РФ предельные значения. По проекту закона значения ставок установлены в зависимости от суммарной кадастровой стоимости объектов налогообложения, но отдельно в отношении жилых помещений и земельных участков. Сейчас ввести полноценный налог с единого объекта недвижимости весьма проблематично. Объясняется это тем, что у жилого здания и земли, на которой оно стоит, зачастую разные собственники. Например, многодетная семья имеет в собственности дом, который построен на земельном участке Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданном в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса. Да и во многих других случаях дом может принадлежать жильцам, а земля — государству.

Законопроектом предусмотрены две категории пороговых значений налоговых ставок.

Первая категория ставок установлена для принадлежащей гражданину недвижимости, суммарная кадастровая стоимость которой составляет до 300 млн рублей включительно. В этом случае ставка налога не должна превышать:

  • 0,1% для жилых помещений, в том числе жилых зданий (строений), расположенных на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также в отношении объектов незавершённого капитального строительства, относящихся к указанным объектам;
  • 0,5% — для иных зданий (строений);
  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретённых для жилищного строительства, для земельных участков, используемых для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачных и приусадебных участков;
  • 1,5% — для прочих земель.

Как видим, для земельных участков, являющихся объектами обложения налогом на недвижимое имущество, законопроектом предусмотрены те же значения ставок, которые применяются сейчас для исчисления земельного налога в соответствии со статьёй 31 НК РФ.

Вторая категория ставок предусмотрена для случаев, когда кадастровая стоимость каждого принадлежащего гражданину здания (строения), жилого и нежилого помещения, объекта незавершённого капитального строительства превышает 300 млн рублей. В отношении таких объектов местным властям предоставлено право устанавливать повышенные налоговые ставки. Их значения могут колебаться в размерах от 0,5 до 1% включительно.

В отношении объектов налогообложения (кроме земельных участков) допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков, кадастровой стоимости и (или) вида использования соответствующего объекта. А в отношении земельных участков ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков, категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка.

В целях определения налоговой ставки первой категории суммарная кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровой стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, на территории РФ.

Пример

В собственности гражданина имеется квартира, комната и дачный участок. Предположим, что кадастровая стоимость квартиры (с учётом предоставляемого вычета) составляет 4 млн руб., комнаты — 1 млн руб., а кадастровая стоимость дачного участка — 500 тыс. руб.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для объектов, суммарная кадастровая стоимость которых составляет до 300 млн руб. включительно, налоговая ставка в отношении жилого помещения установлена в значении, равном 0,1 %, а для земель дачного и садово-огороднического назначения — в размере 0,2 %.

Сумма налога исчисляется налоговыми инспекциями по истечении налогового периода (календарного года) отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Суммарная кадастровая стоимость жилых объектов будет равна 5 млн руб. (4 + 1), а сумма налога для этих объектов недвижимости составит 5000 руб. (5 млн руб. 0,1 %). Сумма налога с кадастровой стоимости дачного участка будет равна 1000 руб. (500 000 руб. 0,2 %).

Общая сумма налога составит 6000 руб. (5000 + 1000).

Отдельные правила порядка исчисления налога

Законопроектом регламентирован порядок исчисления налога на недвижимое имущество в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода прав на объект налогообложения. В такой ситуации применяется коэффициент в виде отношения числа полных месяцев нахождения прав у налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Для целей исчисления рассматриваемого налога месяц возникновения прав будет признаваться полным, если факт передачи прав относится к периоду до 15-го числа месяца включительно. Если факт возникновения (прекращения) прав состоялся после 15-го числа, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Предположим, что квартира продана в июле после 15-го числа. Понижающий коэффициент в этом случае будет равен 7/12, а сумма налога будет рассчитана по формуле:

сумма налога на недвижимое имущество = = налоговая база х налоговая ставка х 7/12.

Другими словами, сумма платежа уменьшается в зависимости от количества полных месяцев принадлежности налогоплательщику объекта недвижимости.

Налог нужно будет платить по месту нахождения объектов налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговой инспекцией. Срок уплаты — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подытожим сказанное. Новый налог на недвижимое имущество (если будет принят рассматриваемый нами законопроект) будет носить рамочный характер и устанавливать предельные ставки налога. Конкретный размер ставок будут устанавливать муниципалитеты. В дополнение к рассмотренному налоговому вычету они же смогут вводить дополнительные льготы. Налог будет вводиться поэтапно нормативно-правовыми актами тех субъектов, которые закончат оценку объектов капитального строительства и будут готовы к введению налога. Переходный период продлится до 1 января 2018 года.

Татьяна МАСЛОВА, эксперт журнала «Практический бухгалтерский учёт. Официальные материалы и комментарии»

***

Полностью журнал «Практический бухгалтерский учёт. Официальные материалы и комментарии» можно БЕСПЛАТНО читать,  скачав его с сайта www.pbu.ru или установив соответствующее приложение на iPad (https://itunes.apple.com/ru/app/id471823859?mt=8) или  планшетный компьютер с ОС Android (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.quazarteam.pbu).

В избранное