Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как зарабатывать на авторынке


АНАЛИЗ АВС – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Волгин В.В., экономист-международник

 

Оптимизация запасов экономит до половины издержек по работе с ними и снижает уровни рисков от дефицита или неликвидов запасных частей. Малые запасы – причина рисков: неудовлетворения спроса на отдельные запчасти; длительных задержек в поставках запчастей. Эти риски вызывают недовольство потребителей, ухудшение репутации, потерю клиентов. Большие запасы – причина рисков: низкой оборачиваемости, расходов на кредиты; образования неликвидов.

Многие принимаются за оптимизацию, но скоро вязнут в большой номенклатуре. Кропотливая работа с каждым наименованием не всем по душе и не стимул для карьеры, тем более что специалисты служб запчастей – чуть ли не последние лица в предприятиях, руководство которых не понимает  острой необходимости мотивировать и стимулировать в первую очередь именно их.

Без умения и желания использовать возможности современной компьютерной системы оптимизировать управление запасами каждого из тысяч наименований товаров невозможно. Первоначальная работа особенно трудоемка.

 

Основным инструментом оптимизации запасов по номенклатуре является метод разделения и индексации номенклатуры на группы спроса по количеству А, В и С на основании анализа статистики продаж деталей за год, с тем чтобы знать, каким товарам необходимо уделять больше внимания.  Разделение номенклатуры запасных частей на группы спроса выполняется по произвольно установленным критериям.

 

Компания “Volkswagen” делит номенклатуру на шесть групп, “Renault” на четыре.

После разделения запасов на группы регулярно корректируют номенклатуру групп А, В и С, добиваясь, чтобы она всегда отражала теку­щее состояние спроса. Очевидно, что вся деятельность в области маркетин­га концентрируется на товарах группы А и В, которые обеспечивают основную массу товарооборота и важно, чтобы по ним поддерживались необходимые уровни запа­сов. Многие товары, отнесенные к группе С, со временем морально уста­ревают, поэтому уровень их запасов держат под особым контролем.

Сложность работы автодилеров с запасными частями в том, что они не имеют права отказаться от хранения низколиквидных запасных частей, т.к. именно гарантия возможности ремонта любых неисправностей машин является краеугольным камнем репутации брендов. Независимые торговцы запасными частями не имеют никаких обязательств перед клиентами и занимаются только ликвидными запасными частями.

Необходимо учитывать, что номенклатуру товаров высокого спроса (группа А) определить на какой-то продолжительный срок трудно, так как она постоянно изменяется и необходимы систематические коррек­тировки. По этой причине компания "Даймлер-Бенц" отказалась в 70-х годах прошлого века от созда­ния складов специально для этой номенклатуры запасных частей, так как такие склады оказались не всегда в состоянии поставлять заказчикам необходимые детали и вынуждены были заказывать их на центральном складе.

Наибольший эффект дает применение анализа АВС совместно с его вариантом - анализом XYZ. Если объем реализации какого-либо товара превышает установленный критерий, например 20 тыс. руб., то его относят к группе X; если стоимость эта находится в интервале от 5 до 20 тыс. руб., — к группе У, если ниже 5 тыс. руб. — к группе Z.

Наложение результатов анализа XYZ на данные анализа ABC позволяет разбить запасы на девять подгрупп, каждая из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них.

 

Группы

А

В

С

X

AX

BX

CX

Y

AY

BY

CY

Z

AZ

BZ

CZ

 

В управлении этими подгруппами существуют определенные закономерности.

*    подгруппы AX, AY и AZ требуют индивидуального управления;

*    подгруппы CX, CY и CZ управляются одинаково - планирование таких запасов можно выполнять на год, с ежемесячным контролем наличия;

*    в подгруппах BX, BY и BZ, могут быть совпадения и различия в методах контроля.

Анализы АВС и XYZ выполняются ежеквартально с учетом сезонности.

Минимальный уровень запасов поддерживают путем интенсивного контроля изделий групп А/Х и эффективного контроля запасов товаров групп В/У, т.е. применяют выборочный контроль запасов.

 

Норматив удовлетворения спроса по номенклатуре в дилерской сети обычно устанавливают в размере 95%. Такой высокий уровень может быть обеспечен только широкой номенклатурой хранимых запасных частей и отлаженной логистикой в системе импортер (дистрибьютор) – дилеры.

 

Срок поставки небольших партий запчастей от европейских дистрибьюторов дилерам в Европе составляет около полусуток – склады дистрибьюторов расположены так, что до любого дилера автомобиль или поезд идет около 10 часов. При необходимости поставки осуществляют самолетом. По указанию дистрибьюторов отдаленных дилеров обслуживают ближайшие к ним крупные дилеры.

 

Для работы по оптимизации запасов необходима разработка технического задания для автоматизации следующих операций управления запасами:

*    статистика и анализ расхода товаров за любой период;

*    проведение АВС—анализа и XYZ - анализа;

*    расчет минимального, среднего, страхового,  максимального  и оптимального запасов;

*    расчет точки заказа;

*    расчет оптимальных количеств для заказов;

*    подготовка проектов заявок на пополнение запасов;

*    выявление неликвидов;

*    разработка процедуры контроля запасов;

*    обеспечение расчета страхового запаса;

*    расчет и контроль стоимости запасов.

 

 

По образному выражению зарубежных торговцев, бланк заявки на пополнение склада в неопытных руках так же опасен, как и незаполненный банковский чек, так как ошибочные заказы приводят к образованию неликвидов и убыткам.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК РУКОВОДИТЕЛЯМ ВСЕХ УРОВНЕЙ!

   Методика анализа АВС подробно изложена в книге

«Запасные части. Энциклопедия бизнеса», 2010

 

Оглавление: http://autoknigi.ru/ez.jpg

 

 Заказать:  autoknigi@ya.ru,  70140@mail.ru

+7-916-1164821, +7-916-4996021

 


В избранное