Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Доступно об экономике и финансах: Выпуск 13. Инфляция


Выпуск 13. Инфляция.
 

Инфляция часто понимается не экономистами, как изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам. По крайней мере, я часто слышу именно такое определение.

Отчасти оно справедливо, поскольку доля импортных товаров и услуг, которые мы покупаем, достаточно велика. Поэтому рост курса доллара и евро через некоторое время приводит к росту цен на импортные товары и услуги.

Почему не сразу?

Это связано с распродажей товаров на складах по старым ценам. Вы можете отчетливо увидеть это на примере импортных автомобилей.

Классическое определение инфляции – это рост цен на товары и услуги.

Не только импортные, а все. Вы прекрасно знаете, что вслед за ростом цен на импортные товары, обычно растут цены и на отечественные.

Как Вы думаете почему?

Та инфляция, о которой Вы постоянно слышите из средств массовой информации, это индекс потребительских цен. Проще говоря, рост цен на товары и услуги для граждан.

Существует еще индекс цен на промышленные товары. Потребителями товаров могут являться не только граждане, но и предприятия. Например, они закупают станки, сырье.

Как правило, в развитых экономиках рост цен на промышленные товары не означает автоматического роста индекса цен на потребительские товары. Основная причина – конкуренция между производителями.

Мы с Вами поговорим об индексе потребительских цен (далее я буду употреблять термин инфляция или рост цен).

Уровень инфляции измеряется год/году. Например, в этом году Правительство ожидает, что инфляция не превысит 10,5% годовых.

Важно понимать, что это обобщенный показатель. Или некое среднее значение изменения цен на рассматриваемый ассортимент товаров и услуг.

Он рассчитывается на основе «потребительской корзины». Кстати, что именно включается в потребительскую корзину в России, лично мне выяснить не удалось.

Что такое «потребительская корзина»?

Каждый человек потребляет определенный набор товаров и услуг, например:

∙ Продукты питания

∙ Одежда

∙ Услуги жилищно-коммунального хозяйства

∙ Бензин или проезд на общественном транспорте

∙ Стрижка

∙ Товары длительного пользования (холодильник, телевизор, компьютер) и так далее...

Статистическое агентство наблюдает средние изменения цен в магазинах на указанные товары и собирает данные о стоимости услуг. И выводит некое среднее.

Это и есть инфляция.

При расчете инфляции есть несколько «уловок».

Во-первых, товары и услуги должны быть сравнимого качества. Например, модель нового телевизора (по мнению производителя) лучше старого, а значит должна быть дороже. Это, вроде бы, не инфляция, а плата за качество.

Во-вторых, можно поменять саму «корзину».

Например, исключить из нее вырезку мяса, а добавить мясо на кости. Это приведет к занижению инфляции.

И самое главное, рост цен по-разному влияет на отдельные группы населения.

Давайте возьмем пенсионеров и рассмотрим их «потребительскую корзину».

В нее входят три главных «ингредиента»: продукты питания, услуги ЖКХ и лекарства. Рост цен на продукты питания и лекарства, на мой взгляд, уже превышает 10,5% годовых.

Поэтому, инфляция дает лишь общее представление об изменении уровня цен.

Мы можем лишь сказать – цены растут быстрее, чем в прошлом году или медленнее.

Что входит в Вашу потребительскую корзину?

Мы вскоре продолжим.

Ваши мысли и пожелания направляйте по адресу admin@cioda.net

Удачного Вам дня!

Искренне Ваш, Александр.

 

В избранное