Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 24 августа 2005г 'Халык ихтыяры'


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    24 августа 2005г
 

isänmesez Duslar!
Вышел в свет посвященный 1000-летию Казани номер "Халык ихтыяры".
В этом номере рассылки размещаем некоторые материалы этого номера.
"Халык ихтыяры" - газета региональной национально-культурной автономии татар Республики Башкортостан.


Интервью с Рамилем Бигновым

   В связи со славным юбилеем Казани газета взяла интервью у председателя республиканского совета Региональной национально-культурной автономии татар Республики Башкортостан, заместителя председателя исполкома Конгресса татар РБ Рамиля Бигнова.

    - Рамиль Имамагзамович, как мы понимаем, 1000-летний юбилей Казани - это не только праздник жителей столицы Татарстана и республики, но и праздник и торжество всего татарского мира. В том числе татар, проживающих в Башкортостане. Насколько они причастны к этому выдающемуся событию и каково участие их общественных организаций в этих торжествах?
    - Безусловно, мы татары Башкортостана, считаем тысячелетие Казани и нашим праздником. Мы одна нация, говорим на одном языке, исповедуем одни и те же духовные ценности, имеем один и тот же менталитет, хотя мы коренные жители другой административной территории. Мы поддерживаем это единство, поздравляем своих братьев в Татарстане с великим национальным праздником, разделяем их радость и радуемся вместе с ними. Вопрос участия в юбилейных мероприятиях обсуждался на исполкоме Конгресса татар, в республиканском совете НКАТ и съезде НКАТ. Исполкомом Конгресса утвержден с учетом предложений различных общественных организаций состав делегации на юбилейные торжества в Казани 28-30 августа из 75 человек. 65 из них - видные деятели науки, культуры, литературы и искусства, общественные и религиозные деятели. Достаточно назвать такие имена, как муфтий Талгат Таджутдин, писатель Суфиян Поварисов, ученый Риза Магазов, Фарида Кудашева, которую представлять не надо. Среди делегатов активисты национального движения татар республики, а также лидеры других национально-культурных объединений других народов, в частности, русских, башкир, чувашей, марийцев. Вместе с делегатами в Казань поедут десять артистов - певцов, музыкантов, танцоров. Делегация формировалась по приглашению Всемирного Конгресса татар, и государственные органы нашей республики в этом не участвовали. Правда, мы поставили их в известность, что готовы выслушать их предложения по кандидатам в состав делегации, но таких предложений не последовало. Но мы сами предусмотрели при подборе делегатов, чтобы среди них были и люди, представляющие позицию властей. Так, в делегацию включен председатель исполкома Всемирного курултая башкир? Ахмат Сулейманов. Не участвуя в формировании делегации открыто, республиканская власть сделала бесшумную попытку сформировать альтернативную делегацию из лояльных людей, вплоть до проведения для этого съезда Конгресса татар, одновременно переизбрав руководство его исполкома. Но попытка не удалась, и на дальнейшую конфронтацию не пошли.
    По программе подготовки и проведения юбилея группа наших музыкантов и певцов выезжала в Казань для участия в большом праздничном концерте для телевидения. На сентябрь планируется поездка в Татарстан 150 наших мастеров культуры и музыкальных исполнителей.

    - Но, Рамиль Имамагзамович, такой юбилей - это, видимо, не сплошной праздник и развлечения. Когда собирается 7500 человек, представляющих элиту татарской нации со всей России, из стран СНГ, со всего мира, - это удобный случай подвести итоги развития нации на данном этапе и, как говорилось раньше, сосредоточить внимание на нерешенных проблемах. Будут, видимо, и официальные дискуссии, и многочисленные приватные беседы. Какие проблемы вы и представители делегации татар РБ хотели бы поднять, на что обратить внимание возможных аудиторий и влиятельных собеседников.
    - Конечно, юбилей - это не в последнюю очередь стремление показать гостям все лучшее, что у тебя есть дома, вместе порадоваться. Зачем мы проводим дни рождения? Чтобы хоть раз в году услышать о себе приятное, чтобы нас похвалили за действительные и мнимые достоинства. Конечно, мы радуемся успехам руководства и народа Татарстана. Оно, это руководство, вместе с деятелями культуры и общественных организаций много делают для развития этноса, прежде всего, в Татарстане. Мы завидуем живущим там сородичам. Мы бы тоже хотели на этих торжествах доложить о наших успехах: вот чего достигли татары Башкортостана, вот какой вклад они внесли в развитие культуры татар, вот на какой уровень поднялись сами - и все это благодаря поддержке государственных органов Башкортостана. Но похвалиться особо нечем. К сожалению, мы вынуждены говорить больше о притеснениях, об игнорировании интересов и потребностей татарского населения буквально во всех вопросах. Простому человеку, большинству людей и так живется нелегко. А татарам в Башкортостане приходится еще страдать и от сознания своей второсортности. Как когда-то в царской России, двойного угнетения - социального и национального. Вот некоторые только голые факты. Возьмем набивший оскомину вопрос о статусе татарского языка. Здесь ущемление прав человека происходит во всем - от уличных вывесок в чисто татарских деревнях и районах на башкирском языке до изучения языка в школе. Мы видим по телевидению в Америке, в районе Брайтон-Бич Нью-Йорка, где живут преимущественно евреи-эмигранты из России, сплошь вывески на русском языке: "Пельменная", "Парикмахерская" и т.д. А в любой деревне татароязычного, к примеру, Дюртюлинского или любого другого района читаешь: "Дарыухана", "Азык-тулек" и т.д. А мою родную деревню Югары Аташ переименовали на Урге Аташ, район Чакмагыш в Сакмагош и т.д. Кому доставляет садистскую радость травить души людей?!
    Если на начало прошлого учебного года по официальным данным обучение на татарском языке проводилось в 444 школах республики, то в этом году планируется на 102 меньше. Факт более чем тревожный!
    Конечно не следует исключать в этой тенденции и пассивную позицию в семье. Но главная причина - политика власти, политика Рахимова по искоренению татарского языка из общественной сферы. Вместо того, чтобы выйти с законодательной инициативой о придании татарскому языку государственного статуса, как всенародно обещал еще в 2003г. г-н Рахимов, что было поддержано Кремлем, втихую, без огласки, без обсуждения с общественностью, в том числе с педагогической, без изучения согласия родителей Госсобранием РБ принят в первом чтении закон об обязательном изучении башкирского языка во всех образовательных учреждениях. Для чего? Неужели кто-то думает, что татары будут писать трактаты на башкирском языке? А общаться с башкирами они могут и без специального изучения их языка. А ведь введение изучения дополнительного предмета происходит за счет урезания учебных часов других предметов - того же русского, английского и родного языков. Это очень опрометчивый шаг, который может обострить межнациональные отношения в республике.
    Но Рахимов этого не боится. Не побоялся же он так провести перепись населения, что в Башкирии исчезли 130 тысяч татар и по мановению пальца по численности они оказались на третьем месте в республике, пропустив вперед республикообразующую нацию. В этой ситуации мы вынуждены поддержать инициативу республиканского отделения КПРФ, которое в сентябре планирует провести народный референдум и включить вопрос об обязательном изучении башкирского языка в вопросы референдума.
    Мы создали региональную национально-культурную автономию татар РБ. Но вот уже скоро год не можем ее зарегистрировать как юридическое лицо, отказывают под всякими надуманными предлогами и без всякого повода. Местную НКАТ г. Уфы удалось зарегистрировать после трехлетних судебных тяжб. Видимо, не избежать этого и при регистрации РНКАТ республики.
    Власть в республике кроме себя никого не слушает и не слышит. Позиция у нее такая. Когда все согласны с национальным угнетением и притеснением, она называет это межнациональным миром и согласием. Если кто-то высказывает несогласие с притеснением, угнетением, нарушением прав, она его обвиняет в разжигании национальной розни. Но мы уже перешли порог страха. Мы ищем пути обеспечения законных прав своего народа, пытаемся достучаться до региональной и федеральной властей. Прошли десятки мероприятий - от обращений, сбора подписей до уличных митингов и шествий. Но, к сожалению, не видим эффекта. Именно в итоге этого процесса родилось твердое и окончательное убеждение, что при этой власти в республике эти проблемы никогда не будут решаться и положение татар будет усугубляться. К сожалению, будет усугубляться также социально-экономическое положение всего населения республики. Население никогда не сможет согласиться с тем, что принадлежащие всему многонациональному народу Башкирии недра и собственность, прежде всего, топливно-энергетический комплекс на десятки миллиардов долларов, дающие более половины реальных доходов бюджета, вдруг перешли в руки клана Рахимовых и ими сегодня беззастенчиво распродаются от своего имени и в свой личный карман. Именно поэтому возник лозунг протестного движения "Долой Рахимова!". В феврале-марте было собрано более ста тысяч подписей под обращением к Президенту России В.В. Путину с требованием об отправке М. Рахимова в отставку. А в сентябре вопрос о доверии М.Рахимову будет вынесен на инициированный коммунистами народный референдум. Это их инициатива поддержана всей объединенной оппозицией.
    В этой ситуации становится ясно, что ключ к решению наших проблем находится не в Уфе, а в Москве. Достаточно было бы одного веского слова федерального центра, чтобы Рахимов изменил свою позицию по тому же вопросу о языке. Но в последнее время у нас все больше возникает сомнение: хочет ли федеральная власть вообще вникать в эти проблемы и решать их. Кажется, по принципу "разделяй и властвуй" ей выгодны разногласия между татарами и башкирами в республике, между Башкортостаном и Татарстаном, и она действует по пресловутой схеме выстраивания системы сдержек и противовесов. Но что годится во внутриполитической кухне и межгосударственных отношениях, никак не подходит к выстраиванию гармоничных межнациональных отношений.

    - Откровенно говоря, мне представляется, что у федеральной власти вообще нет желания заниматься этими вопросами. Если не видно заботы о развитии и удовлетворении потребностей государствообразующей нации - русских, второй по численности в России народа - татар в целом, где уж тут думать о положении татар в Башкортостане. Много ли видим телепередач из Москвы о татарах? Есть специальный канал "Культура". Но я не видел ни одного концерта татарской музыки, выступлений татарских артистов, так же, как и башкирских, чувашских, марийских и других. Там с утра до вечера красуется Швыдкой.
    - Совершенно с вами согласен. Даже в советские времена каждой народности уделялось на телевидении должное внимание. Сейчас мы видим полное пренебрежение к духовным и другим потребностям составляющих российский народ этносов. У государства нет национальной политики. И возникающими проблемами властные структуры начинают заниматься, когда они выливаются в острые конфликты, и как правило, силовыми методами. То есть бьют по хвостам, причем топорно, по слоновьи.
    Видя все это, мы будем вынуждены обратиться в Европарламент и Комиссию по правам человека ООН в Брюсселе. Мы изучили механизмы принятия резолюции Европарламентом по Мари-Эл и подготовили соответствующие документы для рассмотрения. Мы не хотим политической драки, но реальная ситуация вынуждает идти на этот шаг.
    Решительные действия мы намерены предпринять и в республике. На октябрь намечен съезд РНКАТ РБ, на который будут вынесены вопросы о языке и положении татар в Башкирии. Возможно, станет необходимым приступить к инициированию создания на существующей правовой базе в северо-западной части республики Уфимского автономного округа со всеми вытекающими отсюда последствиями. В последнее время идет формирование общественной организации западных башкир, которые своим родным языком считают татарский и полны решимости бороться за него. Мы татары, проживающие бок о бок с ними на одной территории, разделяем эту позицию.
    Наши требования имеют прочную объективную основу. Они существуют и будут существовать независимо от того, кто возглавляет и будет возглавлять татарское национальное движение. Они будут существовать до тех пор, пока не будут удовлетворены. Это было бы самым верным способом разрешения конфликтов, снятия напряженности в обществе, достижения консолидации, хотя бы в национальных отношениях. Мы не требуем ничего лишнего и противозаконного. Мы не посягаем на интересы и права других этносов в республике. Но состояние второсортности и притесненного народа нас больше не устраивает.

    - Какую реакцию, какие действия татарской общественности в целом вы хотели бы или надеетесь получить от обращения к ней?
    - Наша делегация на юбилейных торжествах будет самой крупной от регионов РФ и зарубежья. Мы хотели бы рассказать делегатам о волнующих нас проблемах, привлечь к ним внимание, чтобы они прониклись тревогой за судьбу татар в Башкирии, чтобы в дальнейшем мы могли опереться на моральную поддержку всех татар России и всего мира. Если те, кто приезжает на юбилей, искренне озабочены развитием татарского этноса, то они должны учесть, что пятая часть татар компактно проживает в Республике Башкортостан и без них полноценного развития этноса быть не может. Мы также надеемся найти и приобрести сторонников и союзников среди влиятельных людей, которые могли бы быть нашими лоббистами при решении наших проблем в органах государственной власти России и в международных организациях.
    Завершая беседу, я хочу поздравить всех своих соплеменников татар и в Башкирии, и за ее пределами с великим событием в жизни нашего народа и пожелать всем мира и процветания в семье российских народов, и каждому счастья и благополучия.

   газета "Халык ихтыяры", август 2005


    Великий Гете писал: "Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром". Действительно, цифры являются тем инструментом, который позволяет людям оценивать состояние общества и государства. Для этого они придумали статистику, через которую мы узнаем о состоянии экономики, сравниваем уровень жизни в разных регионах и странах, рождаемость и смертность, среднюю продолжительность жизни и т.д. Статистика - это мощное оружие в руках тех, кто ею владеет и кто ею управляет. Манипулируя статистикой
    Мои многочисленные оппоненты упрекают меня за то, что я в своей статье "Чудовищная фальсификация или геноцид народов? К итогам переписи населения 2002 г.", опубликованной в газете "Халык ихтыяры" (№10, ноябрь 2004 г.), рассматриваю итоги переписи населения 2002 г. в отрыве от исторического контекста, сравнивая их только с итогами переписи 1989 г., которая по их заверению прошла якобы под диктовку татарских националистов и была полностью сфальсифицирована. Для наглядности приведу один из наиболее типичных контраргументов моих критиков: "…Райкомы КПСС, исполкомы районных и местных Советов западных и северо-западных районов вместе с ультрарадикальными активистами ТОЦ при попустительстве и полной поддержке руководителей республики взяли под свой контроль подготовку и проведение переписи населения 1989 г. в этих районах Башкортостана <…> Так как политическая власть в республике и на местах контролировалась ультрарадикально и антибашкирски настроенным руководством, башкирская общественность не смогла занять твердую позицию по защите собственных интересов" (из доклада председателя исполкома ВКБ Н. Мажитова "О мероприятиях Исполкома Всемирного курултая башкир, связанных с подготовкой к предстоящей в 2002 г. переписи населения РФ" от 9 октября 2001 г.). Примерно такое же мнение относительно итогов переписи населения 1989 г. высказывают профессора А. Юлдашбаев, И. Илишев, М. Кульшарипов, Р. Янгузин, С.Галин и др.
    Ну что же, будучи историком, я принимаю критику в свой адрес. Действительно, все события общественной жизни необходимо рассматривать соблюдая принцип историзма, хотя приведенную безапелляционную оценку в докладе уважаемого профессора Н. Мажитова считаю плодом неудержимой фантазии ученого-археолога, целиком оставляю на его совести.
    Прежде чем начать сравнение итогов переписи населения 2002 г. не только с переписью 1989 г., но и более ранними - 1970 и 1979 гг., объективность результатов которых мои уважаемые оппоненты не подвергают сомнению, позволю себе усомниться в этом. В советское время переписи населения в Башкирии всегда были под пристальным вниманием руководства республики в связи с тем, что необходимо было поддерживать на "нужном" уровне удельный вес титульной нации, т.к. существовала "угроза" серьезного численного отставания последних от татар. В этом плане особенно выделяется так называемая шакировская перепись 1979 г. Тогда так же, как и в 2002 г., проводилась широкая пропагандистская кампания по увеличению численности башкир, естественно, за счет татар. Как сегодня помню эпизод из своей школьной жизни в родном Чекмагушевском районе. В то время я был старшеклассником и, естественно, ко многим событиям уже мог относиться вполне осознанно. Так вот, перепись 1979 г. мне запомнилась тем, что к нам в школу приходил инструктор из райкома комсомола и агитировал нас записываться башкирами, иначе, он говорил, "представителей коренного народа останется мало и поэтому Башкирию как автономную республику могут упразднить". Тогда мы, школьники, не понимали. как же можно людям навязывать национальность, заставляя записываться вопреки их воле и, конечно, не знали, что инструктор выполняет всего лишь директиву Обкома КПСС.
    Тогда М. Шакирову удалось повысить удельный вес башкир на 0.9% и, одновременно, снизить удельный вес татар на 0.2%. В итоге численность этих народов в республике практически сравнялась. Как широко применялся во время советских переписей, вошедший позже в политический лексикон административный ресурс для получения "нужного" процента титульной нации, исследователями написано много и весьма убедительно, в частности, известным казанским этнодемографом Д. Исхаковым. Однако в этой статье я намеренно не хочу его цитировать, т.к. мои оппоненты сразу же обвинят меня в тенденциозности, что я ссылаюсь на ангажированного автора. В доказательство своих слов хочу процитировать совершенно независимого исследователя - московского этнолога А. Коростылева, который проделал глубокий и всесторонний анализ этнического состава населения северо-западной Башкирии по всем советским переписям. В итоге он пришел к однозначному выводу, что причиной резкого увеличения численности башкир в этом регионе в ходе переписи 1979 г. был нажим переписчиков на людей и даже подтасовка собранных сведений (Коростылев А.Д. Динамика этнического состава сельского населения Башкортостана //Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994. С. 78).
    Параллельно с А. Коростылевым к такому же выводу приходит и американский политолог Д. Горенбург, который специально изучал динамику численности татар и башкир в западной Башкирии в XIX - XX вв. После скрупулезного анализа различных источников, в своей статье "Изменения в этническом самоопределении в Башкортостане: из татар в башкиры и обратно" он заключает, что "рост численности башкир (в северо-западной Башкирии - И.Г.) в 1959 и 1979 гг. в значительной степени обусловлен действиями властей в период проведения всеобщих переписей населения, в частности, административного давления на респондентов с целью заставить их записываться башкирами" (Горенбург Д. О механизмах изменения национальной принадлежности у татар и башкир Башкортостана //Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики. Уфа, 2004. С.115).
    В качестве примера американский исследователь приводит один из северо-западных районов Башкирии - Балтачевский - и прослеживает его демографическую динамику за 1939-1989 гг. В 1939 г. 53% населения этого района составляли татары, башкиры - 24%. В 1959 г. татар осталось лишь 17%, а башкиры увеличились до 62%. В последующие переписи доля татар продолжала падать: в 1979 г. в районе было 6% татар и 74% башкир. К 1989 г. показатели 1939 г. были практически восстановлены - башкир стало 22%, а татар - 59%. Д. Горенбург заключает, что и в других северо-западных районах республики наблюдались аналогичные процессы.
    Убедившись в том, что во время переписей 1970 и 1979 гг. было административное давление, приступим к сравнению их итогов с данными переписи 2002 г. (см. график). За 32 года (с 1970 по 2002 гг.) численность башкир выросла на 329 тыс. чел., или на 37%, в то время как численность татар увеличилась всего лишь на 46 тыс. чел., или на 5%. Получается, что за это время численность башкир росла в 7.5 раз быстрее численности татар. Согласитесь, что в реальности такой огромной разницы в численном приросте быть не может, если даже предположить, что у башкир в эти годы были чрезмерно благоприятные демографические показатели. Эти цифры еще раз свидетельствуют о том, что в 2002 г. была вопиющая фальсификация итогов переписи, по своему масштабу во много раз превосходящая таковую в 1979 г.
    Если кто-то и после этого думает, что аргументов для признания результатов переписи 2002 г. искаженными недостаточно, можно продолжить более детальный анализ и еще раз убедиться в совершенном подлоге. В таблице 2 показана динамика численности татар и башкир между двумя последними переписями в разрезе городов и районов республики. Эти цифры свидетельствуют о весьма странных, на первый взгляд, этнодемографических процессах. Во-первых, за 14 лет у башкирского населения республики практически не выросла доля городских жителей (удельный вес горожан в составе этноса замер на 42%). В то же время у татар мы наблюдаем обратный процесс - бурную урбанизацию. Доля горожан среди них выросла на 10%, составив 67%. Во-вторых, обвальное падение численности татар произошло за счет сельской местности, а в городах мы наблюдаем, пусть даже незначительную, но положительную динамику роста численности татар.
    Полученные данные, естественно, показались мне непонятными и побудили к дальнейшему осмыслению итогов переписи, чтобы попытаться понять суть этого феноменального явления. Нам с коллегами удалось достать (именно достать, по-другому не скажешь) материалы переписи населения 2002 г. по этническому составу городов и районов республики, что позволило осуществить анализ с учетом местных особенностей. Для этого сравнили итоги двух последних переписей во всех городах и районах республики. В данном случае нас интересовала динамика численного соотношения двух близкородственных народов - башкир и татар. Этнодемографические процессы у других народов Башкирии, особенно русских, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов также требуют отдельного изучения, чем мы собираемся заняться в самое ближайшее время.
    Несмотря на большой объем результатов сравнения, мы решились на составление отдельной таблицы (см. табл. 3), т.к. она весьма наглядно свидетельствует о том, что официальные итоги переписи населения 2002 г. по Башкирии, мягко говоря, далеки от действительности.
    Прежде чем приступить к рассмотрению данных таблицы 3, еще раз обратимся к тем публикациям, в которых "научно обосновывается" феномен всплеска численности башкир в республике. В этом плане особенно интересными показались мне рассуждения придворного философа Амира Юлдашбаева, который дал пространное интервью корреспонденту ИА "Башинформ". Это интервью под заглавием "Статистика и ее любители" было опубликовано не где-нибудь, а в Казани - в столице республики, руководство которой в последнее время довольно часто является объектом критики "за недружелюбное поведение по отношению к братскому Башкортостану", в т.ч. и со стороны А.Юлдашбаева (см. газету "Звезда Поволжья" №№13, 15 - 21, апрель - июнь 2005 г.). Теперь подумаем, возможно ли публикация интервью или статьи, допустим, советника президента Татарстана Рафаэля Хакимова в какой-либо официальной газете в нашей республике? Это я к слову - об уровне свободы СМИ в двух соседних регионах.
    А. Юлдашбаев, являясь ответственным работником Администрации президента РБ и, видимо, одним из политтехнологов переписной кампании 2002 г. в Башкирии, весьма оригинально обосновывает феномен всплеска численности титульного этноса. Не хочу утруждать читателей пространными цитатами из его занимательного не доказательствами, а вольными рассуждениями и лирическими отступлениями интервью, приведу лишь два фрагмента, где он говорит о главных причинах роста численности башкир. Одной из них этот автор видит в гражданской зрелости населения: "…Защита своей республики через национальную идентификацию для многих и многих стала еще и делом чести, патриотизма. Ну а вот задуматься о том, что при этом испытывает человек, у которого половина предков до шестого и седьмого колена - и татары, и башкиры, стоит. Он болеет не за одну, а за две республики. И поступает в ходе переписи в Башкортостане благороднейшим образом. Записывается башкиром и говорит этим злопыхателям: "Вам нужна "цифирь"? На, получите её". Десятки самых опытных, думающих, умных татар после переписи говорили мне в том же смысле: "В переписи не только сам записался башкиром, но и детям сказал так записаться. Пусть не трогают республику" ("Звезда Поволжья", №13, 7-13 апреля 2005 г.). По сути это повторение доводов инструктора райкома комсомола в 1979 г.
    Не хочу ставить под сомнение тезис о гражданской зрелости жителей нашей республики, но только материалы переписи свидетельствуют о том, что эта самая "гражданская зрелость" в разных районах и городах республики проявляется уж очень по-разному. Например, жители города Дюртюли, состоящего в большинстве своем из выходцев окрестных сел и деревень, почему-то проявили себя почти в три раза менее "зрелыми", чем жители одноименного района (см. табл. 3). Да и в целом, горожане республики, в отличии от селян, оказались меньшими "патриотами" и угроза ликвидации республики, скорее мнимая, чем действительная, не стала для них сигналом "правильного" определения своей национальности. Именно такой вывод напрашивается после изучения данных таблицы 3 и их сопоставление с аргументом философа.
    А может быть дело в другом? Может быть, горожане менее поддаются административному ресурсу, не охвачены индивидуальной работой глав сельских администраций, менее зависимы от власти в удовлетворении насущных жизненных потребностей?
    А. Юлдашбаев также не отрицает влияния административного ресурса на результаты переписи. Он пишет, что "…Неудобно себя чувствовали руководители тех районов, где по переписи 1989 г. чудесным образом и в большом количестве исчезло коренное население, которое всегда там составляло значительную процентную долю во всех предыдущих переписях <…> Они хорошо, на документах, поняли подлинную историю своих сел и деревень" ("Звезда Поволжья", №15, 21-27 апреля 2005 г.).
    Перед кем они интересно чувствовали себя неудобно? Перед собственным населением или перед боссом, который назначил их на эту должность и от которого они всецело зависят? Согласен, что каждый руководитель района или города во время переписи старался по-своему. Иначе как можно объяснить такое явление, когда в двух соседних районах, имеющих сходную этнокультурную среду, происходят совсем разные этнодемографические процессы? Например, в Буздякском районе численность башкир за 14 лет увеличилась в 1.5 раза, а в Благоварском - в 6.6 раза; в Альшеевском - в 1.4 раза, а в Ермекеевском - в 4.1 раза; в Чекмагушевском - в 1.9 раза, а в Кушнаренковском - в 8.0 раз; в Мишкинском - в 1.2 раза, а в Балтачевском - в 3.1 раза и т.д. Такой большой разрыв в этнодемографических показателях районов республики и, особенно, в западной и северо-западной Башкирии можно объяснить только одним - разной степенью рвения администрации районов в исполнении спущенной директивы, прежде всего, глав администраций.
    Можно вспомнить, что именно благодаря успешно выполненной операции по "детатаризации" района его глава стал депутатом Госдумы.
    Мы можем констатировать, что всплеск численности башкир в республике произошел, в первую очередь, за счет "перелива" татар в западных и северо-западных районах РБ. В связи с этим, несколько слов нельзя не сказать о существовании так называемой проблемы западных башкир. Перед переписью населения 2002 г. вся мощь республиканской пропагандистской машины была направлена на "разъяснение" общественности того, что территория западной Башкирии и восточной Татарии - это исконно башкирские земли, а разговорный язык западных башкир - северо-западный диалект башкирского языка. На этих землях башкиры составляли и составляют демографическое большинство населения, что также "подтверждается антропологическими исследованиями, проведенными специалистами ИИЯЛ УНЦ РАН под руководством Р.М.Юсупова. Вариации основных параметров антропометрии и популяционной генетики (т.е. разрез глаз, форма черепа, группа крови и т.д. - И.Г.) среди населения этих районов не выходит за пределы вариации этих признаков, характерных для материнского ядра этноса" (Илишев И.Г. Национальный состав Башкортостана в свете Всероссийской переписи 2002 года //Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан /Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2004. С. 31). При этом, местные ученые и публицисты, занимающиеся этнодемографией и языком башкирского населения любят ссылаться на исследования академика Р.Г.Кузеева, вырывая отдельные цитаты из общего контекста его работ. Я тоже хочу сослаться на один из трудов этого выдающегося ученого, который писал относительно бытования в республике стереотипа западных - "ненастоящих" и восточных - "настоящих" башкир: "Складывается довольно парадоксальная ситуация. Во время переписей, один раз в 10 лет, вся пропагандистская мощь поднимается, чтобы напомнить западным башкирам о том, что они "башкиры" и даже очень древние. Но между переписями они, оказывается, все же не "настоящие"" (Кузеев Р. Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. Уфа, 1990. С. 41).
    Продолжая мысль Р. Г. Кузеева, скажем, что, согласно отмеченному выше стереотипу западные башкиры, чтобы стать "настоящими" башкирами, должны восстановить свой родной язык, якобы забытый ими под давлением татарской ассимиляции. Видимо, поэтому в последние годы в западных районах республики усиленно ведется внедрение башкирского языка в качестве обязательного предмета обучения в общеобразовательных школах.
    У стереотипа противопоставления башкир на "настоящих" и "ненастоящих" есть еще один аспект - политический, который играет особенно важную роль в процессе кадрового формирования современной региональной элиты. Дело в том, что в условиях авторитарной политической системы, которая оформилась в Башкирии в начале 1990-х гг., решающее значение в кадровых назначениях (здесь речь идет не только о формировании органов исполнительной власти, но и депутатского корпуса, судей, руководителей банков, заводов, госучреждений и т. д.) принадлежит лично президенту республики. Так, сделанный уфимским политологом Р. Р. Галлямовым специальный анализ динамики этноязыкового аспекта формирования элит Башкирии показывает, что в 1990-е гг. "башкироязычные" башкиры вытесняли с политического Олимпа "татароязычных" башкир. (Галлямов Р. Р. Постперестроечная эволюция политических элит российских республик: этнический аспект //Этнопанорама. №1, 2000. С. 20).
    В подтверждении слов политолога, хочу привести один пример. Во время кампании по выборам президента РБ в 2003 г. один из кандидатов на пост главы республики сенатор Ралиф Сафин, уроженец Илишевского района, позиционировал себя именно как западный башкир с родным татарским языком. Тогда весь республиканский официоз обрушился на кандидата якобы за то, что он "перекрасившийся" в башкиры татарин. Кстати, тогда Р.Сафину так и не предоставили законом предусмотренное эфирное время на республиканском телевидении для выступления в качестве кандидата в президенты РБ, и даже после решения Верховного суда РБ.
    По статистике более трети башкирского населения республики являются татароязычными, т.е. вместе с татарами они составляют не менее 35% населения Башкирии, которые считают своим родным татарский язык. Однако местные власти выступают однозначно против предоставления статуса государственного этому языку, ибо, как считает профессор Р.Янгузин: "…предоставление статуса государственного языка тому или иному народу-переселенцу является компетенцией только башкирского народа. Только волеизъявлением народа, который предоставил убежище, землю, возможность выжить переселенцам, которым угрожала физическое уничтожение или голодная смерть на исторической родине, может быть рассмотрен вопрос о предоставлении статуса государственного языка (Янгузин Р.З. Некоторые аспекты этнодемографии населения РБ //газета "Йэш костэр", №3, декабрь 2004 г.). Впрочем, для получения голосов татароязычного электората можно и пообещать статус государственного языка, ну а потом до следующих выборов на прочь забыть о своем обещании.
    По большому счету, нынешних властей республики реальные языковые, культурные, образовательные потребности татар и западных башкир не интересуют. Их интересует поголовье для того, чтобы обосновать свои этнократические методы правления. Иначе как можно объяснить, например, тот факт, что за последние 10 лет августовское совещание педагогов республики ни разу не проводилось в северо-западной Башкирии? Но за то власти усиленно проталкивают закон об образовании, который предусматривает обязательное преподавание башкирского языка во всех школах республики.
    Таким образом, приведенные нами материалы наглядно показывают, что итоги переписи населения 2002 г. искажены в результате грубого нарушения со стороны местной власти российских законов, в т.ч. закона о переписи.
    Великий американский писатель Марк Твен писал, что существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Но если для власти ложь становится нормой повседневной жизни, то это прямое свидетельство ее вырождения. В последнее время высокопоставленные лица в Кремле заговорили о том, что существует некая угроза целостности страны. Если действительно эта угроза существует, то, на мой взгляд, она исходит от произвола и безнаказанности чиновников различного уровня, которые ради сохранения власти готовы пойти на все.

   Ильдар Габдрафиков,
    старший научный сотрудник Центра этнологических исследований УНЦ РАН,
    кандидат исторических наук

   газета "Халык ихтыяры", август 2005


   Подготовка к знаменательному юбилею началась в Казани не сегодня и не вчера, а много раньше. Поэты писали стихи, посвященные красавице-столице Татарстана, композиторы слагали песни. Свою весомую лепту внесли и художники. Их вклад в украшение Казани трудно переоценить: город и раньше был притягателен для многочисленных гостей со всего мира, а сегодня он преобразился и стал еще краше. Радуют глаз не только архитектурные ансамбли столицы, отреставрированные старинные здания и отстроенные новые, но и внутреннее убранство многих помещений. Отрадно заметить, что наши художники не остались в стороне, а приняли самое активное участие в этом процессе. Среди них особо стоит отметить Вакиля Шайхетдинова, известного мастера не только в наших республиках, но и далеко за пределами Государства Российского.
    Возможно кто-то из уфимцев или гостей города, посетив государственный театр "Нур" и увидев в фойе большого зала (конечно, когда он откроется) впечатляющую игрой красок, фантазией художника и внушительными размерами флорентийскую мозаику, задастся вопросом, а кто же творец этого чуда. А творец его и есть Вакиль Шайхетдинов - человек поистине уникальный, с богатым внутренним миром, который не довольствуется накопленными знаниями, а постоянно занимается их обогащением. С ним можно говорить о чем угодно: о религии, нынешних нравах, искусстве или походах на природу. Однако, в преддверие тысячелетия Казани речь шла о тех нитях, что связывают уфимского мастера с этим прекрасным городом. Если коротко, имя Вакиля Шайхетдинова уже сегодня вписано в славную историю столицы Татарстана, его совместная с Ринатом Миннебаевым работа "Тюркский мир" украшает здание Республиканского народного центра в Казани. Во время приемки этой работы в Казани проходил форум директоров музеев России, и многие из них высоко оценили работу наших земляков. Среди них директор Эрмитажа Пиотровский, президент Российской академии искусств, известный скульптор Зураб Церетели. Там же Вакиля пригласили участвовать в выставках Российской академии художеств. А Ринат Закиров (в то время директор НКЦ) предложил написать большую картину, которая отразила бы историю Казани со дня основания до наших дней. Только человек, далекий от искусства, не сможет представить, насколько сложная эта работа, да и тот сможет догадаться, что претворить в жизнь такую можно лишь обладая солидным багажом знаний по истории города, его культуре. Вакиль Шайхетдинов в рабочем порядке изготовил три варианта эскизов, два из которых сам же и отверг по разным причинам, но третий уже приобретает на сегодняшний день те черты, которые воплотятся в окончательном варианте. На нем изображена царица Сююмбикэ, в правой руке она держит жезл в горизонтальном положении, что символизирует ее влияние на ход истории. Минарет, сзади нее и флаг Республики Татарстан по сторонам образуют очертания тюльпана, цветка мусульманских народов. В левой части эскиза старая Казань, в правой - древний Булгар, выполненные в золотистых цветах, словно выцветшие фотографии. От них к нам идут представители татарского народа от древних времен до наших дней. Свое место занимают на эскизе и современные очертания Казани. Это и мечеть Кул-Шариф, здание НКЦ, Госсовета Татарстана. По словесному описанию и черно-белому снимку трудно представить масштабность этой работы, но хочется верить, что картина займет достойное место в живописном облике Казани.
    В 1996 году Вакиль совершил хадж, во время которого изучал историю трех религий. Его персональные выставки проходили в Уфе, Казани, Центральном доме художника в Москве. Работы на религиозные темы вызвали неподдельный интерес у посетителей выставки и в Турции. Многие, посмотрев картины, кардинально меняли представление об исламе, о чем непременно сообщали автору. Ведь для многих ислам ассоциируется с терроризмом, ваххабитами и Усамой Бен Ладеном, но картины нашего земляка показали истинную суть мусульманской религии. Вот уж поистине "Красота спасет мир!"

    Д. ИСЛАМОВ
   газета "Халык ихтыяры", август 2005


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное