Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 64 (107) 18 августа 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 64 (107)    18 августа 2004г
 
Материалы номера :
- В деревнях сибирских татар есть все: от знахарок до лихих автомобилистов...

В разделе "Книги" сайта TATARICA размещены следующие книги:
Худяков М. Г. "Очерки по истории КАЗАНСКОГО ХАНСТВА"
Каримуллин А.Г. "Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы"
Вы сможете их как прочитать в режиме online, так и скачать их в формате zip.

19 августа исполняется 1 год сайту "Пермь татарлары. Барда районы".
За это время благодаря сайту сложилось небольшое, но постоянное интернет-сообщество татар Пермской области. Люди могут общаться, обсуждать татарские проблемы, знакомиться, встречаться в реале, находить земляков-односельчан, узнавать больше о своем родном крае. И это радует, ведь для этого сайт и создавался. А также татары из других регионов могут теперь поближе познакомиться с жизнью татар Прикамья.
Надеюсь, аудитория сайта, а соответственно татарское интернет-сообщество сайта будет расти.

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.



Ау, аулы!
В деревнях сибирских татар есть все: от знахарок до лихих автомобилистов...


    Сегодняшний день барабинских аулов не совсем прост. Колхозы и акционерные общества влачат жалкое существование, и селяне уже не надеются прокормиться общественным трудом.
    Если кто и спешит спозаранку к полуголодным буренкам на фермах или, чертыхаясь, оживляет дряхлый тракторишко в мрачном гараже, то это явные трудоголики, излишне совестливые люди или пьяницы, урывающие от скудного общественного пирога кусочек на опохмелку. Впрочем, всем колхозной работы и не хватит. Многие зарабатывают свой хлеб с маслом в собственном подворье, в лесах и на трассе. Да еще вахтовым методом в нефтяной Тюменщине и на стройках Новосибирска.
   Три крупных по сибирским меркам селения Чановского района: Кошкуль, Тармакуль, Тебис (с числом жителей более 500 человек) и Белехта с севера ограничены Транссибирской магистралью, отметившей, кстати, в декабре свое столетие. Старожилы утверждают, что "железка" должна была задеть аулы, но татары запротестовали, собрали большие деньги и подкупили проектировщиков. Возможно, так и было, иначе зачем бы магистрали лечь извивом в чистой степи. А богатых и образованных татар - выходцев из барабинских князей и приволжских переселенцев - в конце XIX века в Барабе хватало. Мотались по своим торговым, религиозным и прочим делам по всей стране и заграницам. Но побеспокоились о спасении аулов и могил предков от железной пяты цивилизации. Сегодня татары торгуют в поездах вязаными изделиями, шапками-формовками и ушанками - благо козы, вскормленные на солонцовых пастбищах, и ондатра в бесчисленных озерках не переводятся. Продавцы садятся на ближайших к аулам станциях (топонимы сплошь татарские!) - Татарская, Кабаклы, Чаны, Озеро Карачинское, Кошкуль, Тебисская, Барабинск, Каргат - и доезжают почти до Новосибирска. Хоть чуток, да подкармливает стальной сосед.
   Ровно через век к татарским деревням с юга подступилась другая магистраль - современнейшая автострада "Байкал" - преемник старого Московского тракта. С одной стороны, для аульчан это спасение: можно выносить на дорогу плоды своего труда и старания (картофель, молочную продукцию, мясо, золотистых карасиков) и зарабатывать дополнительный рубль. С другой стороны, трасса губит лихую молодежь. Сколько уже молодых ребят разбились здесь на мотоциклах и тракторах! Поколеблены вековые нравственные устои. В мусульманских селениях появились "бандерши", уговаривающие девочек поработать в придорожных кемпингах. К счастью, признаются селяне, угар проходит. Девочки опомнились. Ладно бы своих парней не хватало - а то ведь полсотни холостяков старше двадцати маются без подруг жизни как в Кошкуле, так и в Тармакуле, и в Тебисе.
    Столпотворение на татарских участках дороги начинается весной, с появлением шампиньонов. Пять лет назад барабинцы его и за гриб не считали, а теперь возами собирают и сплавляют водителям-дальнобойщикам. Позже наступает пора других грибов, а также клубники, душистой лесной смородины, костяники... Те, кто занимается собирательством все лето, обзаводятся роскошной мягкой мебелью, телевизорами, видеомагнитофонами, одевают и учат в городах детей. Строить собственные дома научились лет десяток назад, поняв, что от государства и колхоза больше ничего не обломится. У многих моих кошкульских знакомых после хандры перестроечного периода вновь проснулся интерес к жизни. Удивила школьная подруга Закина Вахитова. Разведясь с мужем, согласилась выучиться на техника по воспроизводству стада и выручает родной колхоз имени Кирова. Днем торгует в частном магазинчике у себя дома. Вяжет шали. Доит коров. В выходной успевает выбраться на рынок. Другой пример. Ибрагимовы - учительская семья. На зарплату педагога в аулах мало кто уповает. Вот и Минзифа и Paшит в свободное от уроков время вкалывают в собственном дворе. Мало того, Рашит мастерит на продажу кресла. Осенью у крыльца их новенького дома замер до поры до времени грузовик - последнее приобретение молодой семьи. Старшие дочки Оксана и Альфия - примерные ученицы в школе, искусные рукодельницы. Малышка Алия второй год ходит в садик и знает назубок множество русских сказок и стихов, свободно пересказывает их на татарском.
    Надо заметить, что в барабинских аулах (кроме школьных уроков) общаются на татарском языке. Но проблем с двуязычием как-то не возникает, в подготовительном классе русский осваивают все малыши. К сожалению, татарский литературный сейчас не преподается как предмет: знатоки "казанского" языка давно ушли на заслуженный отдых, а молодые педагоги не стремятся ехать на учебу в Казань или Тобольск. А ребятня в аулах башковитая! Побеждают в любых районных конкурсах. Поступают в техникумы и вузы, правда, так же легко расстаются с учебой и возвращаются в любимые аулы. Едут обратно домой и те, кто некогда бросил семейный якорь в других республиках. В общем, татарским селениям, по сравнению с соседними русскими, не грозит вымирание. Хотя с младенцами в Барабе тоже напряженка.
   - Пик рождаемости пришелся на середину восьмидесятых, когда из роддома привозила до восемнадцати малышей, - рассказывает кошкульский фельдшер Фарида Абдушева. - В последние годы рождалось в среднем четыре человека, а на 2002 год прогнозы хорошие: на учете стоят уже пять женщин.
    Проведала я и 92-летнюю кендек-инэ (повитуху) тетю Ханифу (в здешних аулах обращение "апа" применительно в основном к учительницам) Гизатуллину. Более ста ее питомцев живут в Кошкуле, других татарских и русских деревнях. Тетя Ханифа - известная целительница и до сих пор творит чудеса. Один из ее недавних пациентов - 70-летний Исхак абы Алимов.
- Я помогла ему появиться на свет. Потом второй матерью стала его детям, уже и не помню, кто из десяти ребятишек мои, кто - больничные. А несколько лет назад Исхак зачах, сколько по врачам ходил, в городских больницах лежал - здоровье не возвращалось. Ко мне прийти не решался: мужики засмеют. Начала к нему домой ходить, массажировать. Ожил Исхак, - радуется лекарка. - А в молодости и не думала людей лечить. Но талант, наверное, был. Однажды знаменитая слепая знахарка тетя Нуржамал взяла мою руку, поплевала в ладонь и сказала, что одна я способна продолжить ее дело. Так я оказалась с двойной ношей, ведь от тяжелой колхозной работы никто не освобождал.
    Сколько жителей, столько и неповторимых судеб.
    Аульчане в курсе всех событий в мире и имеют свой взгляд на многие вещи. Но о будущей переписи населения сибиряки еще не задумывались. "Кто я, сибирский татарин или просто татарин? Бабушка - бараба, дедушка - из казанских татар-переселенцев... Запишусь, пожалуй, татарином", - начинали рассуждать собеседники. Не будем делать прогнозы - больше или меньше окажется в Барабе татар по сравнению с переписью 1979 года. Но вымирать или растворяться среди других этносов сибирские татары не собираются. Односельчан - представителей других наций они ненавязчиво приучают к барабинскому диалекту. Постепенно расселяются по русским, чувашским, немецким селениям.

Мунира АБСОЛЯМОВА

"Восточный экспресс" №3(62), 25 января 2002


Обсудить в форуме



Другие материалы о барабинских татарах:


Барабинские дастаны берут начало на Алтае

Сибирским татарам лидеров не занимать

Будет ли создан историко-этнографический парк древного поселения чацких татар?

Сибиряки родом из Чембилея. Как мишары из Нижегородской губернии стали своими среди сибирских татар


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное