Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 63 (106) 16 августа 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 63 (106)    16 августа 2004г
 
Материалы номера :
- Казань посетил генеральный секретарь Организации исламской конференции
- Татарстанцы в Думе - статья Фандаса САФИУЛЛИНА.
- Татары Оренбуржья: история и современность
- Сабантуй за колючей проволокой.

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.

Приглашаю посетить сайт Xacitarxan - Астраханские татары. На сайте вы можете ознакомиться с новостями из жизни астраханских татар, прочитать материалы областной татарской газеты "Идель", посмотреть фотографии мечетей, скачать книгу "История села Новые Булгары", а также пообщаться на форуме.



Совершеннейший из ОИК
Казань посетил генеральный секретарь Организации исламской конференции


Во вторник в Казань прибыл новоизбранный генеральный секретарь Организации исламской конференции Экмеледдин ИХСАНОГЛУ.

До вступления в должность генсека (оно состоится 1 января 2005 года) он будет возглавлять исламский аналог ЮНЕСКО - научно-исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры.

В перерыве между встречами Экмеледдин-бей дал интервью корреспонденту "Восточного экспресса".

- Вы носите имя Экмеледдин, что с арабского переводится как "самый совершенный в религии". С нового года возглавите крупнейшую исламскую организацию...

- Боже упаси искать в этом какие-то знамения. Как известно, ребенок имя не выбирает. Мне его выбрал отец. Он с отличием окончил "Аль-Азхар", стал известным востоковедом, религиозным ученым и преподавателем в каирском университете "Айн Шамс". Когда я родился, то он решил назвать меня в честь известного турецкого правоведа XIV века Экмеледдина Баберти.

- После вашего избрания генсеком ОИК в июне 2004 года в арабской прессе вас назвали исламским националистом, ставленником кемалистов...

- В исламе нет национализма. В нашей религии есть только любовь к родине. Любые проявления национализма не имеют никакого отношения к исламу. Как явление национализм берет свое начало на Западе. Он возник во Франции) затем распространился на всю Европу и мир. Я не рассуждаю подобными категориями. Сам не имею никакого отношения ни к одной из политических партий.

- Откуда у вас такие теплые отношения с нашим президентом? Насколько мне известно, еще до начала протокольной встречи с Шаймиевым вы несколько часов беседовали тет-а-тет...

- Ваш президент - прирожденный правитель. Он обладает прекрасными человеческими качествами и в первую очередь - отзывчивым сердцем. Трижды я приезжал в Татарстан, и каждый раз он меня принимал. Я счастлив, что знаком с таким человеком. На мой взгляд, он - настоящий пример для мусульман не только Татарстана, но и всей России.

- На одном из недавних заседаний глава МИД РФ Сергей Лавров сказал о том, что в ближайшее время должен решиться вопрос о членстве России в ОИК. РФ - это союзник исламского мира или больше представитель Запада?

- Россия - это Россия. И не мне давать ей определение. Уважаемый президент Путин на последней конференции ОИК в Малайзии назвал Россию евразийской державой, где 20 процентов населения - мусульмане, а христианство и ислам мирно сосуществуют. Владимир Владимирович хочет наладить более теплые отношения с исламским миром. Исламский мир, в свою очередь, должен это оценить и найти формулу сотрудничества. Я всем сердцем желаю вступления России в нашу организацию и надеюсь, что с января будущего года этот процесс ускорится.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №32(186), 13 августа 2004

Обсудить в форуме



Татарстанцы в Думе

   В Государственной думе Российской Федерации Республику Татарстан представляют 12 депутатов. Все - от "Единой России". Столь однородной, монолитной представительной команды от Татарстана в высшем законодательном органе страны не было даже во времена ВКП(б) и КПСС. Тогда они представляли блок коммунистов и беспартийных.

Будущие ударные успехи татарстанских "единороссов" в Госдуме по отстаиванию интересов республики авансировались в период предвыборной кампании на высшем уровне - громко, на предельных децибелах многообещающих лозунгов, и солидно, устами первых лиц. Вторых и десятых лиц упоминать нет нужды. Это был мощный одноголосый хор солистов и подпевал.

Не дожидаясь осени - первой годовщины начала предвыборной кампании, - сосчитаем успехи татарстанской команды за первую зиму и весну и за первое лето их законодательной работы по защите и отстаиванию интересов многонационального народа Татарстана в Госдуме.

Итоговый доклад будет предельно краток: успехов нет. И, как ни парадоксально, поражений нет тоже! Ибо не было попыток отстаивать или отвергать что-либо. Хотя было и есть за что и против чего бороться. Для наглядной иллюстрации - рассмотрение в Госдуме двух законопроектов, напрямую затрагивающих интересы Татарстана.

По меньшей мере вызывают недоумение результаты голосования депутатов от Татарстана 23 апреля 2004 г. по проекту федерального закона № 41535-4 "О внесении изменений в статью 3 закона РФ "О таможенном тарифе" и в статью 5 федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Принятие этого закона лишит республику ее доходов от нефтедобычи более чем на 2,5 миллиарда рублей в год, а наших нефтяников -12 -14 тысяч рабочих мест. Без всякого сомнения, все двенадцать депутатов, представляющих Татарстан, должны были голосовать "против", и все двенадцать должны были записаться для выступления о пагубности этого закона не только для Татарстана. Но картина получилась иная - удручающая. Только шестеро из двенадцати голосовали против этого законопроекта. Двое не голосовали вообще, а четверо даже поддержали! Естественно, эти потерянные Татарстаном шесть голосов не изменили бы общие результаты голосования, законопроект прошел при 88% "за". Но все 12 голосов "против" от татарстанской команды продемонстрировали бы наличие единой позиции, единого понимания интересов своей республики. Ведь именно это обещали татарстанцам, призывая и принуждая "электорат" поддержать на выборах кандидатов исключительно лишь от партии власти - от "Единой России".

Другой пример не менее примечателен. 7 июля 2004 года Госдума РФ обсуждала проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях", внесенный по законодательной инициативе Республики Татарстан. Краткая предыстория этой вынужденной инициативы такова. Татарстанский закон "О свободе совести и религиозных объединениях", принятый в 1999 году, в 2001 году, в разгар выстраивания российской системы власти по вертикали и приведения ее в казарменное единообразие, был опротестован исключительно усердным и старательным прокурором Татарстана. Верховный суд Татарстана пришел на помощь прокурору и поддержал его. Татарстанский закон был приведен к общему знаменателю с законом федеральным. Вся нелепость получившейся в итоге правовой ситуации заключается в том, что положения федерального закона, под которые подогнали татарстанские, не соответствуют двум статьям Конституции Российской Федерации (ст. 14; ст. 29, п. 2). Законодательная инициатива Госсовета Татарстана с целью восстановления отмененных прокурором статей республиканского закона была направлена таким образом и на защиту нарушенных в федеральном законе положений Конституции РФ о равенстве религиозных объединений перед законом, о запрете пропаганды религиозного превосходства.

Нет необходимости особо подчеркивать чрезвычайную важность и актуальность татарстанской законодательной инициативы об исключении из федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" противоречащего Конституции РФ положения "об особой роли" одного конфессионального объединения над всеми остальными. Все религии, в том числе и ислам, являются неотъемлемой частью исторического наследия народов России и достойны уважения государства не меньше, чем православие. Непризнание этой истины государством неизбежно создаст проблему для сохранения межрелигиозного мира и согласия в России. Ведь основа такого согласия - не в установлении вертикали религиозных объединении, а в их равноправии, в равном уважении их государством. Отмененные прокурором Татарстана статьи татарстанского закона создавали также надежные правовые преграды против шарлатанства и экстремизма под флагом "модных" вероучений. Поэтому законодательная инициатива Татарстана была более чем разумна и логична - включить отмененные прокурором Татарстана статьи республиканского закона в федеральный закон. В таком случае выиграло бы и российское конституционное право, и прокурору Татарстана они стали бы не по зубам.

Итак, татарстанская законодательная инициатива после неуважительного трехлетнего ожидания была включена в повестку дня пленарного заседания Госдумы на 7 июля 2004 года. Доклад по законопроекту был поручен официальному представителю республики - председателю комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан Разилю Валееву. Еще раньше - 7 декабря 2003 года - народ Татарстана вручил двенадцати представителям "Единой России" мандат доверия представлять Татарстан и отстаивать его интересы в Госдуме РФ. Уровень доверия "Единой России" и ее выдвиженцам в сельских районах республики с преобладающим мусульманским населением достиг сталинских высот - 90 - 95%! Поэтому активная поддержка татарстанскими депутатами законодательной инициативы родной республики, добивавшейся равного уважительного отношения государства ко всем религиозным объединениям, -это было их долгом и делом чести. Делом совести тоже - перед мусульманским населением республики, оказавшим рекордную поддержку "Единой России". А теперь посмотрим, чем ответили Татарстану "Единая Россия" и ее татарстанские представители в Госдуме 7 июля.

Во-первых, обсуждение законодательной инициативы Татарстана было чуть не отменено вообще. Ссылаясь на перегруженность повестки дня, "татарстанский вопрос" предложено было отложить и обсудить его попозже без официального представителя от республики. А вот реакция депутатов от Татарстана: никто из них не попросил слова и не выступил с предложением оставить наш вопрос в повестке дня! Он остался лишь благодаря активной инициативе депутата от Оренбургской и Саратовской областей -нашей землячки Фариды Гайнуллиной.

Во-вторых, ни один из татарстанских депутатов не записался и не выступил в ходе обсуждения вопроса. В стенографическом отчете заседания Госдумы от 7 июля 2004 года "следов" наших депутатов нет вообще! За все время обсуждения татарстанского вопроса от начала до завершения. Ни слова! Поразительно. Даже "старшина" татарстанских "единороссов" Олег Морозов скромно промолчал. Хотя слово "даже" здесь лишнее. Для него это привычно - отмалчиваться, когда обсуждаются татарстанские вопросы. Помню, 5 июня 2002 года при обсуждении вопроса о запрещении татарам латиницы на основе клеветнических обвинений в адрес Татарстана и татарского народа он "отсутствовал". И тогда, и 7 июля 2004 года его выступление как многолетнего депутата от Татарстана, русского татарстанца, известного в России политика и одного из вождей "Единой России" существенно повлияло бы на ход обсуждения и на результаты голосования в интересах Татарстана. Но, увы, чего нет, того нет. Есть другое. Быть "вечным депутатом" от своей республики, оставаясь равнодушным к ней, - это достойный пример для подражания молодому - "деловому" поколению "народных избранников".

В-третьих, Татарстан получил отрезвляющий ответ "Единой России" на ошеломляющие показатели поддержки татарстанскими избирателями "партии власти". Она даже не удостоила вниманием законодательную инициативу Республики Татарстан, а попросту высокомерно и оскорбительно бойкотировала и обсуждение, и голосование по ней. Всего в голосовании участвовали ("за" и "против") только 45 депутатов. Из них 8 коммунистов ("за"). Кстати, в поддержку разумных, справедливых и конституционных предложений Татарстана выступили: депутат Александр Чуев, член фракции "Родина", и депутат от Республики Дагестан Махмуд Махмудов, член фракции КПРФ. И все. Кнопочную поддержку ("за"), надо все же отдать должное, оказали 10 из 12 депутатов от Татарстана и еще 6 депутатов от "Единой России". Итак, 24 "за" и 21 "против". Не голосовали (бойкотировали) 405! В том числе двое татарстанцев: Олег Морозов и Анбяр Кармеев, хотя оба присутствовали на заседании.

Возникает ряд вопросов-недоумений. Непонятно, почему выражение своей позиции у наших депутатов в Госдуме ограничивается лишь молчаливым голосованием, согласившись со статусом "кнопочного депутата"? Разумеется, что создателей нынешней Госдумы вполне устраивает стандарт-минимум деловых качеств депутата: достаточно, если у него слух вполуха и зрение вполглаза, чтобы услышать или увидеть сигнал-команду, как голосовать, по меньшей мере один здоровый палец, чтобы нажать нужную кнопку. И все. Для того чтобы принимать законы по сегодняшней "технологии", больше ничего не нужно! Почему же наши депутаты согласны с такой унизительной практикой голосования по чьей-то команде и никто из них даже не пытается участвовать в открытой дискуссии по обсуждаемым законопроектам? Почему они не стремятся обосновать, объяснить и довести до всей Думы позицию Татарстана по тем или иным проблемам и вопросам? Слышу возражение: такова, мол, партийная дисциплина и так делается во всех странах, где партийная система представительства в парламентах. Все верно, за исключением того, что там у них нет надпартийного Кремля, который присылает в парламент уже "готовые" к безоговорочному утверждению законопроекты с приложением "дирижерских нот", которые уже на месте, в зале, переводятся на язык жестов. Там победившая партия не ограничивается "делегированием" или "внедрением" отдельных своих представителей в структуры исполнительной власти, а сама формирует эту власть, беря на себя всю ответственность за свои программные обещания. У нас нет пока партийной системы, а есть попытка создать ее в виде казарменных порядков в законодательных органах власти. При желании противостоять этим попыткам можно. Самый верный способ - поступать, бороться и противостоять по совести.

Государственная дума, она ведь не только цех по штамповке нужных для "партии власти" законов, но и трибуна общероссийского масштаба. Сделать обоснованную позицию Татарстана, острейшие национальные проблемы татарского народа всеобщим достоянием, пусть пока отвергаемым, - это уже немало. Только так в сегодняшних условиях можно постепенно наращивать понимание законности и справедливости инициатив и предложений Татарстана, направленных на развитие России как цивилизованного федеративного демократического государства, как союза равноправных народов. Не молчаливое и бездумное согласие во всем, а активное отстаивание справедливой, законной, цивилизованной позиции сохранит и умножит авторитет Республики Татарстан.

Ознакомившись с материалами заседания Госдумы от 7 июля 2004 года, информационными сообщениями татарстанских СМИ, выражаю искреннее сочувствие депутату Госсовета Республики Татарстан, председателю комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разилю Валееву. Представляя Татарстан в Госдуме Российской Федерации, он оказался одинок. Наши посланцы в Госдуму не стали "болельщиками" за успех порученного им парламентом Татарстана дела. По себе знаю, как это невыносимо больно и обидно. Кнопочная поддержка десяти земляков не в счет. Это - всего лишь тактический прием "Единой России". И в "нашем" прошлом созыве было так. Когда обсуждались законопроекты, ущемляющие или ограничивающие права республик и народов, депутатам-членам партии "Единая Россия" от республик снисходительно разрешалось голосовать "против" - не в ущерб общей позиции фракции "за", чтобы уберечь их от неприятностей у себя дома. То есть 10 голосов татарстанских депутатов за Татарстан при их абсолютном нежелании защищать Татарстан хотя бы в той же мере, как истинный русский, российский патриот Александр Чуев (фракция "Родина"), - это всего лишь допустимая, разрешенная квота потерь голосов для "Единой России".

Таким образом, единая однопартийная команда Татарстана, сколоченная в тиши укромных кабинетов, оформленная через избирательные урны и протоколы избирательных комиссии, не выдержала даже первого, "разминочного" испытания. Она откровенно подставила руководство республики, которое активно агитировало за нее, закрыв двери предвыборных собраний для кандидатов от других политических партий и избирательных блоков. Она подставила глав администраций районов, которые "убедили" свой "электорат" в единодушной поддержке избранных еще до выборов его представителей. И самое неприятное то, что в глупом и смешном положении оказался народ, который поверил их агитаторам и почти поголовно (это слово больше подходит в нашем, татарстанском, случае) голосовал за них. Это неприглядное положение народа-рекордсмена по поддержке "партии власти" стало особенно наглядным 2 июля 2004 года, после принятия Госдумой в первом чтении пакета законопроектов об отмене льгот. Все 12 татарстанских "единороссов" в Госдуме единодушно проголосовали "за". В том числе и Морозов с Кармеевым. По этому очень болезненному вопросу у наших посланцев не было ни разногласий, ни колеблющихся.

Депутат, от партии ли он или "независимый", - он посредник между избравшим его народом и государством. Он представляет не государство или партию в народе, а наоборот, народ в государстве и в партии. Поэтому нет у депутата никаких других "начальников" кроме народа, кого он представляет во власти. У депутата нет выбора - кому служить народу или партии. Выбор есть лишь формальный - служить народу непосредственно, напрямую или через партию. Лишь тогда, когда эти аксиомы не будут у нас вызывать усмешку, мы сможем сказать, что у нас есть представительная власть.

В заключение добрый совет представителям Республики Татарстан в Государственной думе Российской Федерации. Политические партии в России, в том числе "партии власти", они приходят и уходят, как и их премудрые вожди, а народ наш измученный российский в целом и татарстанский в частности остается со своими вечными наболевшими вопросами. Советую усвоить и запомнить эту истину. А вдруг поможет правильно ориентироваться, чем черт не шутит.

Фандас САФИУЛЛИН

"Звезда Поволжья" №30-31(231-232), август 2004

Обсудить в форуме



Татары Оренбуржья: история и современность

В Оренбургской области татарское население по численности находится на втором месте после русских. Сегодня в 100 населенных пунктах этого края проживает около 160 тысяч татар, это 7,3 % от общего числа жителей. В начале прошлого века Оренбургская губерния являлась одним из крупнейших очагов развития татарской культуры: здесь действовали сотни мечетей и медресе, издавались национальные газеты, работал татарский театр. Сегодня татары Оренбуржья одни из наиболее активных участников в деле возрождения национальных традиций. Об истории татар Оренбургского края и об их сегодняшнем дне рассказывает Рауза Муртазина, заместитель председателя комитета Оренбургской области по межнациональным отношениям.

В Оренбургской области районами компактного проживания татар являются: Асекеевский (45,3%), Абдулинский (29,2%), Матвеевский (29,6%), Сакмарский (19,2%), Северный (17,9%), Шарлыкский (17,5%), Пономаревский (16,8%), Саракташский (15,9%), Переволоцкий (13,4%), Кувандыкский (12,3%), Александровский (12,2%), города Абдулино (9,2%), Бугуруслан (9,3%), Кувандык(7,3%), Оренбург (7,1 %), в городах Гай, Медногорск, Новотроицк, Орск, Ясное проживает от 3 до 5 % татарского населения.

Читать полностью...



Сабантуй за колючей проволокой

7 августа 2004 года в исправительной колонии города Нижнекамска прошел татаро-башкирский праздник Сабантуй. В празднике кроме заключенных также приняли участие родные, близкие, спонсоры и артисты, тележурналисты СТВ из Челнов, нижнекамское ТВ. Представителем набережночелнинской делегации был Нафис Кашапов.

Сабантуй прошел также как и проходит это праздник - весело и азартно, только колючая проволока и одинаковая одежда участников указывала его место проведения. Заключенные, их родные и близкие, а также работники администрации исправительной колонии УЕ 148-1 остались довольны.

Братья Кашаповы и активисты ТОЦ вот уже более 15 лет проводят для заключенных Республики Татарстан и в различных регионах России мероприятия - «День ветерана Великой отечественной войны», «Открытие мечети» , «Помощь инвалидам, сиротам». Основным мероприятием по традиции является татарский праздник Сабантуй, в котором участвуют народы разных национальностей и религий. Люди, находящиеся в тюрьмах и колониях, - наши сограждане, и важно оказать им сейчас моральную поддержку, помочь вернуться к честной жизни.

Пресс-центр Наб.Челнинского ТОЦ
Набережные Челны

Обсудить в форуме



Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное