Открылась рассылка МТСС!
В рассылке публикуются новости клуба "Московское
Татарское Студенческое Собрание". Кто такие татары, какова
их история, как проводит время современная татарская молодежь и где можно
познакомиться с представителем своей национальности, зачем создаются мононациональные
браки, как сохранитьсвою культуру, выучить родной язык, где скачать татарскую
музыку и узнать что такое татнет - все это, и многое другое можно узнать,
только подписавшись на рассылку МТСС! Подпишитесь:http://subscribe.ru/catalog/culture.people.mtssnews
Из опыта работы Союза татарских юристов "Яклау" в 2003 – 2004 гг.
Сибгатуллин Айнур Анверович
Наверное многие из нас обращали внимание на такую странную особенность
поведения многих "активистов" татарских общественных организаций, неустанно
красующихся на всевозможных мероприятиях - когда существует какая-либо проблема,
имеющая отношение к этническим татарам, эту проблему они долго и со смаком обсуждают,
чуть ли не до драки, однако, в момент, когда необходимо перейти от слов к делу,
этих людей как ветром сдувает.
Данная ситуация очень сильно напоминает описанную в романе Ильфа
и Петрова "Золотой теленок" сцена задержания Паниковского, пытавшегося обворовать
прохожего, прикинувшись слепым. Там Остап Бендер для того, чтобы вызволить Паниковского,
просит "многочисленных правдолюбцев" указать фамилии и адреса и записаться свидетелями.
Однако, "при слове "свидетели" все правдолюбцы поскучнели, глупо засуетились
и стали пятиться. В толпе образовались промоины и воронки. Она разваливалась
на глазах. Началась паника. Работая локтями, свидетели выбирались прочь, и в
минуту улица приняла свой обычный вид".
Действительно, люди в основной своей массе и, татары в частности,
готовы посещать общественно-культурные мероприятия, потреблять продукты культуры,
обсуждать и критиковать, но лишь считанные единицы готовы сделать хоть что-то
для своего народа "за так" и пытаться решить наболевшую проблему. Очень мало
кто берется за конкретное дело, требующее приложения времени и сил и за которое
никто не платит, а иногда даже наоборот самому приходится потратиться.
По моему глубокому убеждению, именно здесь и проходит тот водораздел,
по которому всех наших татарских "общественников" можно поделить на практиков,
реально делающих что-то для своего народа и любителей потрепаться. Есть очень
простой способ понять суть человека - предложи ему дело, которое ему по силам
и которым он может принести пользу обществу. Если он, имея реальную возможность
помочь, уходит от разговора, то можно сделать вывод о том, что на самом деле
он из себя представляет. Если он готов помогать в свое личное время - этот человек
дорогого стоит.
Понять эту истину и переосмыслить свое отношение к людям -"активистам"
татарских общественных организаций, мне помогло участие в работе Союза татарских
юристов "Яклау", организованного в июле 2003 г., и о котором и пойдет речь в
этой статье.
Впервые идея о том, чтобы организовать бесплатную юридическую консультацию
для малоимущих соотечественников была предложена мною в ходе заседаний Координационного
совета по делам татарской молодежи г. Москвы, образованного в марте 2003 г.
На тот момент, честно говоря, я смутно представлял чем это грозит всем нам.
Мне было известно, что в моей альма-матер - Московской Государственной Юридической
Академии (МГЮА) существуют подобная бесплатная юридическая консультация, в которой
студенты - дневники приобщались к секретам ремесла. Знал я и том, что подобные
юридические клиники имеются в некоторых ВУЗах г. Москвы, однако, практического
опыта организации таких консультаций у меня не было.
В газете "Татарские
края" (# 27 (544) - 10.07.2003 г.) в статье "Помочь ближнему" Рафиса Измайлова
так описан исторический момент зарождения "Яклау": "По инициативе председателя
партии
"Ватан" Мухаммада Миначева и при содействии Полномочного представительства
Татарстана в 3-м Котельническом переулке собралась группа молодых юристов. Рашид
Каюмов, к примеру, окончил Институт государства и права при РАН и имеет девять
лет стажа, у Марата Жамальдинова и Айнура Сибгатуллина за плечами Московская
юридическая академия и более десяти лет трудовой практики.
В национальном культурно-просветительском центре в Доме Асадуллаева
они планируют открыть консультационный пункт с целью оказания бесплатной юридической
помощи татарам Москвы и Подмосковья по гражданским, трудовым, административным
вопросам".
Так, мы начали свою работу. Повесили объявление у Соборной
мечети, дали рекламу в газету "Татарские новости", оповестили близких и
родных и начали дежурить по очереди по субботам в Доме Асадуллаева. Первоначально
мы хотели называться "Ярдем", но потом я предложил более подходящее название
- "Яклау" - защита (тат.).
Вначале желающих проконсультироваться было немного, но потом, когда
люди поняли, что мы бесплатно проконсультируем их, в том время как средняя стоимость
консультации у других юристов и адвокатов 300-500 рублей минимум, число посетителей
резко возросло. К слову сказать, если попытаться перевести в деньги то количество
консультаций, которое было проведено, то учитывая высокую квалификацию консультирующих
юристов и отработанные человеко-часы, исходя из их среднего заработка, полученная
сумма составила бы как минимум около 3-5 тысяч долларов!
В основном на консультацию люди приходили и приходят по жилищным
и наследственным вопросам, хотя порой бывают и проблемы с получением гражданства,
налогообложения, защитой иных прав граждан во многих отраслях права.
Естественно, что мы не отказывали никому - люди любой национальности
и религии находили поддержку. Все это время нам постоянно помогал М. Миначев,
сумевший собрать нас воедино и помогавший дежурить.
Немалую помощь оказала нам и РНТКА г. Москвы и Культурный центр
г. Москвы в лице Р. Акчурина и А. Хусяинова - они бесплатно предоставили нам
помещение и компьютер для работы.
В сентябре в работу союза включился Эдуард Юсупзянов, студент последнего
курса МГЮА. Практически только на его плечах "Яклау" продержался с сентября
по декабрь, когда первоначальный состав участников изрядно поредел - меня отправили
в командировку на три месяца, другие участники постепенно отошли от дел.
Периодически на горизонте возникали юристы, прочитавшие информацию
о том, что мы предлагаем сотрудничество все коллегам-юристам. К сожалению, немногих
хватало больше чем на пару дежурств. У всех почему-то находились самые разнообразные
причины, по которым они не могут прийти раз в месяц подежурить три часа - дачи,
семьи, дети, учеба, личная жизнь - какие-то только объяснения не приводились
в обоснование невозможности или может быть нежелания участвовать в нашей работе.
Странно, что у тех, кто постоянно участвует в работе "Яклау" находилось время
подежурить, хотя у многих все вышеперечисленные причины также имеют место.
Меня всегда поражало то обстоятельство, что из всей многочисленной
братии юристов-татар, живущих в первопрестольной, на наши просьбы стать волонтерами
откликнулись за все время не более 12 (!) человек. Еще более меня поразило то,
что все мои знакомые татары-юристы в количестве 7 человек, некоторые из которых
позиционировали себя "активистами", дружно проигнорировали приглашение приять
участие в работе "Яклау". Хочется верить, что это произошло потому, что информация
была до них доведена не самым лучшим образом...
В сентября одновременно с Э. Юсупзяновым в наших рядах появился
адвокат Юнас Хайранов, также принимавший какое-то время участие в работе нашей
бесплатной юридической консультации, но впоследствии прекративший свое участие
в ней. Позже он откроет свою адвокатскую коллегию "Защита прав", разместившуюся
там же в Доме Асадуллаева. Он также дал объявление о том, что согласно договору
с РТНКА г. Москвы гражданам консультации будут оказываться бесплатно.
В 2004 г. в работу "Яклау" включились и другие юристы -Марат Хасанов,
Харис Хайруллин и Раиса Гареева. Все они самоотверженно и бескорыстно консультировали
соотечественников - татар, русских и представителей других национальностей.
В апреле 2004 г. когда меня избрали Председателем Союза татарских
юристов, мы утвердили Устав Союза и подали заявку в РТНКА г. Москвы о включении
нас в ее структуру для дальнейшего сотрудничества и взаимопомощи.
В основном наш посетителями были пожилые люди, пенсионеры, узнающие
о нас больше через объявление, висящее у мечети. По рекламе в сети Internet
к нам практически никто не приходил. Когда в какое-то время объявление у мечети
убрали и мы перестали давать рекламу в "Татарских новостях" поток людей резко
сократился. Как только мы опять дали информацию перед кабинетом консультации
стали образовываться очереди.
Какие только вопросы мы ни разбирали - однажды к нам прямо с вокзала
приехали ребята, прочитавшие в газете объявление. Парень из Республики Марий
Эл приехал в Москву...искать свою мать, бросившую его много лет назад. Ему мы
тоже оказали соответствующую консультацию.
Однажды, к нам пришла одна дама, коренная москвичка, русская по
национальности, живущая в Замоскворечье. Она узнала о нас от имам-хатыба расположенной
неподалеку Исторической мечети, который посоветовал ей обратиться к нам. Ее
проблемы, как и проблемы многих наших посетителей носили больше не юридический,
а психологический характер - обида на соседа нового русского, затеявшего евроремонт
в соседней квартире, из-за чего у старушки потрескались стены и посыпалась штукатурка.
Где еще ее так внимательно выслушают и даже подскажут как юридически защитить
свои права?
Очень много приходит людей, состоявших ранее в
смешанных браках - почему-то таких сложнейших юридических и морально-этических
ситуаций не возникало у тех, кто состоит в мононациональных браках. Думаю, что
если я когда-нибудь, изменив имена и фамилии, опубликовал бы все эти невыдуманные
истории, число сторонников смешанных браков резко бы поубавилось...
Надо сказать, что бесплатная юрконсультация помимо своего прямого
предназначения выполняет и другие функции - например, приобщение татар к общественно-культурной
жизни общины. Дело в том, что благодаря тому, что мы расположены в Доме Асадуллаева,
люди, приходящие сюда, попутно могут узнать много полезной информации о татарских
концертах, круглых столах, кружках, курсах и других мероприятиях. Многие нам
откровенно признавались, что никаким магнитом их нельзя было сюда затащить и
лишь потому, что правовые проблемы, одолевавшие их, можно было обсудить в Татарском
культурном центре г. Москвы они приходили в это здание. Недавно я прочел в "Татарских
краях", что в Санкт-Петербурге татарская автономия пошла еще дальше - помимо
юриста бесплатный прием ведет также и врач. Если это действительно так, то москвичам
остается только им позавидовать.
Но самая главная функция, которую выполняет СТЮ "Яклау" для самих
его участников,это как мне кажется, консолидация людей, готовых по-настоящему
помогать своему народу. Работая в бесплатной юридической консультации, люди
совершенно по-другому начинают смотреть на жизнь - ведь они полностью выкладываются
за эти часы, пропуская через себя все людские горести и несчастья.
По истечении года работы в "Яклау" мною вместе с колегами сделаны
следующие выводы:
1. Модель бесплатной юридической консультации необходимо рекомендовать
через Федеральную национально-культурную автономию татар (ФНКА) и Всемирный
конгресс татар (ВКТ) по всем татарским национально-культурным автономиям
и иным татарским общественным организациям, как вспомогательную структуру, обеспечивающая
юридически их деятельность и оказывающую бесплатную юридическую помощь соотечественникам.
2. Данные юридические консультации следует располагать непосредственно
в помещениях татарских НКА и общественных организаций, чтобы через посещения
консультаций татары также получали иную полезную информацию о проводимых мероприятиях.
3. Участие в работе таких консультаций дают возможность студентам
практиковаться и учиться у более опытных юристов.
4. Участвуя в работе бесплатных юридических консультаций татарские
юристы могут быть консолидированы в мощнейшую общественную силу, работоспособную
и социально активную.