Сказы и были о земле и народе русских: Михайло Васильевич Ломоносов
Здравы будьте, родичи!
Совсем недавно на первом канале прошло шоу «Имя России», приковавшее внимание многих наших сограждан. Не умаляя заслуг князя Александра Невского, хотел бы рассказать о другом русиче, чье имя для Рода русского имеет очень важное значение – о Ломоносове.
ПЕРВЫЙ русский академик. Географ, геолог, филолог, поэт, химик, математик, металлург, физик, учитель, инженер, художник, скульптор, астроном, приборостроитель, специалист по минералам, стеклу, твердым, жидким и газообразным материалам. Поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Проектировщик и основатель Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера… Перечислять профессии,
специальности и достижения Михаила Васильевича можно очень долго. Но для меня важно рассказать о его жизненной цели – служить на благо родной страны, на благо русского народа.
1. Родился в семье помора (Архангельская область, деревня Денисовка на острове посреди дельты Северной Двины, недалеко от города Холмогоры). Многократно ходил по морю на рыбацких суднах, изучая навигацию, астрономию, природу северных широт. С юных лет отличался тягой к знаниям. В 14 лет знал основы математики, много читал и грамотно писал. Не принимал ничего на веру, стремясь самостоятельно постичь неведанное.
2. Стремление знать больше и семейные неурядицы побудили его покинуть родительский дом. В двадцать лет он начинает получать образование у священников в Москве (Славяно-греко-латинская академия). Изучает латынь, философию, сложную арифметику, геометрию. Пишет свои первые стихи, переводит на русский язык тексты с латыни. На несколько месяцев отправлен в Киево-Могилянскую Академию, благодаря чему увидел уникальные фрески (в дальнейшем заново открыл этот вид искусства
для русских художников). В числе лучших учеников его отправляют совершенствовать знания в Санкт-Петербург (в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук).
3. Поразительно – Ломоносов разделил с Виноградовым звание «первого русского академика» и стал первым РУССКИМ историком после одиннадцати «русских» историков-иностранцев (подробнее смотрите на http://www.chronologia.org/Reconstr/Capital9-3,2.html ). Именно Михайло Васильевич стал костью в горле «историку»
Герхарду Фридриху Миллеру.
4. Ещё поразительнее тот факт, что благодаря своему слову, своему напору, своему уму и великому таланту Ломоносов всегда оставался впереди других поборников русской науки. На него не действовали наветы и происки врагов, императрицы всегда были к нему благосклонны, а народные массы его просто – любили. И всегда и всюду – защита всего русского.
Например, в 1756 году Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учеными людьми?». Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения
народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
Напоследок приведу жизненные выводы Ломоносова:
1. Обучение в своей стране должно вестись на родном языке.
2. Ум человека не зависит от его принадлежности к тому или иному сословию.
3. В отечественной науке слишком много иностранцев-нахлебников и мало – русских светлых голов.
4. Надобно всего себя посвятить возвеличенью державы и славе российской не щадя живота своего.