«Гилель» покидает СЕВРОК,
или как в нашей синагоге был
установлен идол
12 июня
в Кишиневе прошла отчетно-выборная конференция Союза еврейских организаций
Кишинева (СЕВРОК).
Хотя
изначально Союз был задуман для объединения всех формальных и неформальных
еврейских организаций города, руководство решило не принимать в общину
следующие организации: зарегистрированную в Минюсте Общину горских,
бухарских и грузинских евреев, также зарегистрированную «Лигу Маген»
(единственную в республике организацию, противостоящую иудео-христианским
сектам), семейный клуб родителей «Гилеля» (неформальную организацию,
действующую в общине уже более трех лет). Представители этих организаций
пришли на конференцию, желая участвовать в ней хотя бы в качестве
наблюдателей. Однако усиленная охрана, нанятая руководством СЕВРОКа,
воспрепятствовала этому. После продолжительных переговоров было принято
решение пустить на конференцию одного представителя от всех
организаций-изгоев без права голоса.
Охрана
проявила особую «бдительность» и в отношении директора Еврейского
Общинного Центра и еврейской библиотеки им. Мангера. Представителей этих
организаций также не допустили участвовать в конференции.
В
конференции не принял участия и директор Еврейского Благотворительного
Центра «Хесед Иегуда», организации, которая, без сомнения, составляет ядро
общины.
В ходе
конференции было решено приостановить членство Кишиневской еврейской
религиозной общины.
Решение
выйти из этого Союза приняли директор иешивы «Агудат Исраэль» и директор
студенческой организации «Гилель». По мнению одного из участников
конференции, ее общий дух можно охарактеризовать как антирелигиозный,
антисионистский, а значит, и антиеврейский.
На наш
взгляд, СЕВРОК сегодня находится на грани развала, так как его руководство
потеряло поддержку основных еврейских организаций города. Многие еврейские
лидеры говорят о необходимости создания новой структуры, которая была бы
способна объединить евреев Кишинева в одну общину и в которой нашлось бы
место для всех евреев, независимо от их происхождения и мировоззрения:
ашкеназских и горских, светских и религиозных.
Наглядным
символом того, что происходит в последнее время «под крышей» СЕВРОКа,
стала, по нашему мнению, посмертная маска М. Гершензона, которая уже
больше месяца висит в помещении, где располагалась Молодежная синагога «Гилеля».
В этом зале проходили полные службы Каббалат Шабат и религиозные службы в
дни всех еврейских праздников, каждую неделю собирался миньян, еврейские
студенты имели возможность приобщиться к традиции. Но, видимо, все это не
имеет большого значения для современной общины: куда важнее приобщить
молодежь к русской и христианской культуре?..
Мы сейчас
не собираемся высказывать своего мнения о личности и творчестве Михаила
Гершензона, это отдельная тема. Речь идет о том, что рельефные изображения
категорически запрещены Торой, тем более в помещении, в котором евреи
обращаются ко Всевышнему. Многочисленные просьбы студентов «Гилеля» и
других членов общины снять барельеф ни к чему не привели. На прошедшей
отчетно-выборной конференции с осуждением данного факта выступил рав
Йеhошуа Каневский, директор иешивы «Агудат Исраэль». Он еще раз обратил
внимание председателя СЕВРОКа на то, что подобный вид человеческого
изображения недопустим, с точки зрения еврейской традиции (об этом ясно
написано в Шулхан Арухе). Руководство СЕВРОКа, в свою очередь, заявило,
что маска будет висеть и дальше. В результате, гилелевцы вынуждены
покинуть Союз.
Теперь на сайте http://juhur.narod.ru открыт
клуб знакомств, большая музыкальная страница, "виртуальная община горских
евреев", всегда самые свежие новости от российских и израильских
информационных агентств. А также на данном сайте появилась электронная
версия популярного и единственного журнала о горских евреях на русском
языке "МИНЬЯН".