Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Статистика
0 за неделю
О горских евреях
Информационный Канал Subscribe.Ru |
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ Продолжение, начало в предыдущих выпусках ... Итак, уже в момент своего переселения на Кавказ предки горских евреев не были привержены к талмудической ортодоксальности во всей ее полноте, а со временем деградация их религиозных представлений зашла еще дальше, так как в их среде не оказалось, да и не могло оказаться еврейских ученых. Поскольку хранителями старых и составителями новых галахических законов (Галаха — собственно „Закон", собрание законов, установлений, в основу которых ложатся идеи Устной и Письменной Торы) были именно ученые, то в их отсутствие, даже если евреи-маздакиты и не были бы противниками Талмуда, они все равно постепенно забыли бы большую часть Галахи. Со временем деградация религиозных представлений восточно-кавказских евреев сделало возможным обращение в Иудейство хазар. Вопрос об этом ставился исследователями редко, чаще проблему ставили с ног на голову и занимались поисками возможных следов хазарской культуры в традициях горских евреев. Есть достаточно много оснований утверждать, что Иудейство проникло в Хазарию именно с Восточного Кавказа. Доводы же в пользу того, что оно было воспринято хазарами от евреев Крыма и Тамании, никак не вяжутся с хорошо известными фактами. В Фана-гории (на Таманском полуострове) и в Пантикапее (Боспор; совр. Керчь) в первые века новой эры действительно существовали еврейские общины, но после того, как в VI веке Фанагория была разрушена очередной волной Великого переселения народов, а Пантикапей занят Гунами или болгарами, никаких следов присутствия евреев в этих местах проследить не удается. Эпиграфические материалы свидетельствуют о том, что новые еврейские поселения на Крымском полуострове появились лишь в первой половине Х века. Это были, главным образом, караимы. Другая значительная волна переселения евреев в Крым относится к XII веку. Это были уже раббаниты — выходцы из стран Мусульманского Востока. Можно также вспомнить, что, согласно еврейскому преданию, хазарский каган был обращен в Иудейство Исааком Сангари, который, вероятнее всего, был выходцем из припонтийской части Малой Азии, однако анализ исторических событий в Хазарии показывает, что появление Исаака Сангари (если это действительно историческое лицо) в Итиле, столице хазар, могло иметь место около 860 года, когда довольно значительная часть хазарского народа уже давно исповедовала Иудейство (приблизительно с 740 года). Есть также упоминание о еврейском городе Самкерше (Сам-керце, Самкарае, Таматархе, Тмутаракани) на Таманском полуострове, но и оно относится к довольно позднему времени — приблизительно 880 году. Вывод напрашивается сам собой: хазары, живя на Тереке и в дельте Волги, могли воспринять Иудейство лишь от восточнокавказских евреев, которые после покорения Хосровом I Ануширваном Дагестана (около 559 года) жили уже в непосредственном соседстве с ними. Вопрос же о том, каким именно образом это происходило, остается открытым, и можно лишь предполагать, что евреи впервые попали в Хазарию в качестве пленных — еще в 551, 589 или 626—630 годах — после савиро-хазарских, а затем и тюркюто-хазарских походов на Восточный Кавказ и Закавказье. Захваченные в плен евреи могли получить право свободно жить среди хазар и вести свои хозяйства. Как известно, подобная традиция существовала и у еврейских кочевников, и у горцев Дагестана. Позднее восточнокавказские евреи могли также завязать торговые отношения с хазарскими землями и создать там торговые колонии. Это — не более чем догадка, а предлагаемая гипотеза состоит в том, что „виновниками" обращения хазар в Иудейство были именно восточнокавказкие евреи. Это обращение стало возможным только потому, что предки горских евреев не были особенно привержены к иудейской ортодоксальности. Последняя, как известно, хотя и не запрещает прозелитизм, но все же относится к нему чрезвычайно осторожно. Осторожно еврейские ортодоксы стран Среднего Востока относились и к прозелитам-хазарам. Об этом свидетельствует следующий факт. В IX — Х веках евреи Передней Азии, так же как и арабо-персидские авторы того времени, хорошо знали о принятии Иудейства хазарами. Но если мусульманские энциклопедисты отмечали этот факт очень охотно — как своего рода феномен, то восточно-еврейские авторы как будто даже вовсе не проявляли к этому никакого интереса: немногочисленные упоминания о хазарах в восточноеврейской литературе сквозят полным безразличием к этому факту. Совершенно очевидно, что это безразличие объясняется тем, что еврейская традиция предъявляет очень жесткие требования к прозелитам, а о хазарах иранские евреи знали, что те являются иудеями скорее по названию, чем по сути, так как не слишком далеко ушли от своих языческих верований. Отсюда и почти полное безразличие к принятию Иудейства хазарами. Тот факт, что хазары были иудеями скорее по названию, подтверждается сообщением мусульманского энциклопедиста Ибн Хаукаля (X век) о том, что хазары, независимо от своей конфессиональной принадлежности, в том числе и иудейской, производят суды „по древним обычаям, противоречащим религии христианской, мусульманской и иудейской". Спустя два века византийский историк Иоанн Киннам писал о какой-то группе хазар, что они „и доныне управляются законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми". Эти свидетельства лишний раз подтверждают тот факт, что исповедание хазарами Иудейства носило поверхностный характер. Хазары восприняли Иудейство в той его поверхностной форме, которую в VI — VIII веках сохраняли восточнокавказкие евреи, да и то лишь частично. Вследствие этого религия иудейских (иудаизированных) хазар была синкретической: в ее основе лежали наиболее важные идеи иудейской религии, но вместе с тем она была перенасыщена языческими символами, которые и преобладали в религиозных представлениях иудейских хазар. Возможность синтеза Иудейства и хазарского язычества облегчалась тем, что у древних хазар, так же как и у других народов евразийских степей, существовала идея единого божества, владыки Неба Тенгри-хана. Универсальный характер, придававшийся этому божеству, позволял объединить его с Вседержителем еврейского монотеизма, сохранив при этом в неприкосновенности остальные элементы хазарского язычества. Хазарский царь Иосиф рассказывает, что в Хазарию были приглашены еврейские ученые, которые разъяснили хазарским правителям Тору, Мишну и Талмуд90. Это могло бы говорить о том, что талмудическая ортодоксальность в достаточно полной мере была воспринята правящим родом хазар, но полной уверенности в этом нет. Тем не менее, важно отметить, что хазары все же приняли очень многие иудейские традиции, как-то обрезание, соблюдение Субботы, празднование еврейских праздников и т. д. Из Хазарии Иудейство проникло в соседнюю Аланию, которая тогда простиралась от чеченских предгорий до границ современной Кабарды. По свидетельству хазарского еврея Х века, Иудейство исповедовалось и самим аланским царем, и большей частью аланского народа (вероятно, не ранее 932 года). Под влиянием хазар Иудейство принял также правитель Кайтага, который носил титул „салифан". Его владения охватывали тогда значительную часть предгорного Дагестана. Кайтаг был самым южным на Кавказе владением, входившим в состав Хазарского Каганата. С другой стороны, Кайтаг был самой северной страной, в которой Хосров Ануширван поселил евреев-маздакитов. Известно, что к Х веку евреи жили в Семендере (Тарках), причем не может быть сомнений, что это были собственно евреи, так как нет абсолютно никаких известий о том, что в Иудейство переходили дагестанцы — помимо самого салифана. Поселения хазар в Кайтагском владении были немногочисленны и малочисленны, поэтому нет никаких оснований предполагать, что позднее часть иудейских хазар влилась в состав еврейских общин Дагестана. Кроме того, едва ли есть основания видеть в некоторых пунктах в аварских и даргинских районах, которые именуются местным населением „еврейскими", следы пребывания там хазар. Достоверно известно, что во всех этих пунктах относительно недавно жили горские евреи, и что многие из их поселений там исчезли лишь при имаме Шамиле, другие уцелели, приняв Ислам. Связанные с этим факты засвидетельствованы многочисленными документами, как статистическими отчетами русской военной администрации, так и материалами русских и еврейских исследователей прошлого века. Нет также никаких данных, которые позволяли бы говорить о том, что разгромленные в 969 году руссами хазары бежали в Дагестан и влились там в состав горско-еврейских общин. Как известно, в 969 году хазары спасались от руссов не в Дагестане, а на Мангышлаке и Апшероне. Через несколько лет они, примирившись с Русью, вернулись в свою столицу. Моменты, связанные с хазарами, были отмечены здесь для того, чтобы подчеркнуть следующее. Горские евреи не имеют или практически не имеют какой-либо этногенетической связи с хазарами, и, как уже говорилось, следует говорить о культурной влиянии восточнокавказских евреев на хазар, а не наоборот. Наконец, самое главное, слабая приверженность горских евреев к иудейской ортодоксальности не является следствием тесных связей их предков с хазарами, напротив, обращение хазар в Иудейство стало возможным только потому, что предки горских евреев принесли на Кавказ сильно деградированный вариант отеческой религии, именно такой вариант, который только и могли воспринять язычники-хазары. *** Между отдельными группами горских евреев нет каких-либо существенных различий ни в физико-антропологическом, ни в языковом, ни в культурном плане. Несмотря на свою разбросанность на значительной территории — при небольшой численности (в начале XX века их число едва ли превышало 30 тысяч), они представляют собой довольно монолитную этнографическую группу, которая, в то же время, не имеет никаких признаков родства с кавказскими татами (персами). Однако это не стало препятствием на пути тех, кто в силу политических (!) причин развернул кампанию по навязыванию горским евреям название „тат". Навязывание шло через прессу, через литературу, которую издавали специально для горских евреев. В связи со сказанным небезынтересен вопрос о названиях и самоназваниях горских евреев. В XIX веке, после завоевания Кавказа Россией, официальные власти стали применять в отношении восточнокавказских евреев эпитет „горские". С тех пор сочетание „горские евреи" вошло и в русскую исследовательскую литературу. Существует, впрочем, мнение, согласно которому восточнокавказские евреи и сами называли себя „горскими" (dog juhur), но это не более чем домысел очень позднего происхождения. Обычно горские евреи называют себя juhur, термином, который происходит от тюрко-персидского juhud, juhud или juhut, прозвища евреев на Среднем Востоке. Как известно, juhud — это искаженное jahud, которое, в свою очередь, происходит от самоназвания евреев — ehudi, „иудей". Горские евреи тоже называют себя ehudi, но более употребителен термин juhur, которым обозначаются не только сами горские евреи, но и все евреи вообще. При необходимости вводится уточнение: juhurhojmu, „наши (т. е. горские) евреи". Переход d(t) в r (juhud = juhut > juhur) произошел вследствие ротацизма, явления, очень характерного для языка горских евреев". Горские евреи всегда осознавали родство своего языка (zuhun juhuri) с языком кавказских персов, но при этом никогда себя с ними не отождествляли. В то же время для кавказских персов термин „тат" всегда служил в качестве самоназвания, как и для всех западных персов вообще. Однако к началу XX века процесс тюркизации татов Азербайджана зашел так далеко, что в очень многих местах татский язык стал выходить из употребления, и в настоящее время лишь в очень редких случаях еще продолжается сохраняться азербайджано-татское двуязычие. Кроме того, под влиянием тюрков-азербайджанцев, у которых термин „тат" означает название покоренного населения, кавказские таты вовсе перестали применять этот древний этноним в отношении себя, предпочитая термин „азербайджанец". Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: тот народ, для которого термин „тат" всегда был самоназванием, перестал называть себя этим именем, а горские евреи, которые татами себя никогда в прошлом не называли, под влиянием пропаганды стали применять этот термин в отношении себя. Более того, наименование горских евреев „татами" вошло в исследовательскую литературу и прилипло к этому народу как второе или даже первое название. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями, именовался „татским": „татская литература", „татский театр", „татская песня" и т. д. Собственно же таты (персы) писали по-азербайджански и ту культуру, которая называлась „татской", своей не признавали. Кстати, именно об этом и говорится в цитировавшемся тексте Евгении Назаровой. В настоящее время большинство горских евреев живет уже за пределами Восточного Кавказа, края, где они сформировались как особая этнографическая группа еврейского народа, но и по сей день еще сохраняют связи с родиной своих недавних предков и в новых местах своего проживания нередко группируются в более или менее значительные по размерам общины. Конец |
Теперь на сайте http://juhur.narod.ru открыт клуб знакомств, большая музыкальная страница, "виртуальная община горских евреев", всегда самые свежие новости от российских и израильских информационных агентств. А также на данном сайте появилась электронная версия популярного и единственного журнала о горских евреях на русском языке "МИНЬЯН".
Подпишитесь на рассылку |
|
Ведущий: Яков Ильягуев Http://juihur.narod.ru E-mail: juhur@narod.ru |
ПОСЕТИТЕ JUHUR.NAROD.RU
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||