Кровавому навету на
евреев около тысячи лет.
Возникнув в Западной Европе в
XII веке, он, постепенно
продвигался с запада на восток
Европы, рпасцвел на землях
Восточной Европы, привлекая
внимания коронованных особ. До
России это явление добралось
довольно поздно - в начале XIX
века, но зато расцвело пышным
цветом. За 100 лет в стране
прошло больше ритуальных
процессов, чем в иных
государствах за 300 лет.
Наиболее известным из них было
так называемое дело Бейлиса.
После прихода к власти
большевиков, первоначально
довольно сурово каравших
антисемитов и издавших
просветительскую литературу,
казалось, что ритуальные
обвинения отойдут в прошлое.
Однако этого не произошло. По
архивным данным можно
установить, что уже 1920-е годы
обвинения в ритуальном убиении
людей с целью выпивания у них
крови или добавления ее в мацу
зазвучали вновь. Причем к
традиционным районам подобных
наветов (бывшая черта
оседлости) добавились новые (Среднее
Поволжье). Наиболее
значительными стали два навета
в Дербенте в 1929 году, когда дело
едва не дошло до погрома. С
наступлением эпохи большого
террора обвинения, как и всякие
иные неортодоксальные мнения,
затихают по причине
уничтожения их носителей.
Ситуация меняется с началом
Великой Отечественной войны.
На жителей аккупированных
территорий обрушивается вал
антисемитской пропаганды. Во
всех газетах, издававшихся на
занятой нацистами территории
от Прибалтики до Северного
Кавказа включительно,
регулярно перепечатывались
статьи из газеты "Дер
Штюрмер", известной своим
зоологическим антисемитизмом.
Среди них были и статьи,
обвинявшие евреев в
употреблении человеческой
крови. А в 1943 году дело даже
дошло до показа специального
фильма на эту тему. В
результате после войны навет
прочно входит в народную
антисемитскую субкультуру. А
прошедшее в 1953 "дело врачей"
еще больше укрепило людей в
мысли, что нет дыма без огня.
С началом в 1958 году последней
антирелигиозной компании эти
настроения выплеснулись
наружу. За 6 лет почти в десятке
мест евреям были предъявлены
обвинения в употреблении
детской крови. Наиболее
известным стало так называемое
Буйнакское дело, когда летом 1960
года районная газета
опубликовала заметку, в
которой говорилось, что евреи
раз в год разводят кровь
мусульман в бочке с водой и
пьют эту воду. Предотвратить
погром и затушить
международный скандал удалось
лишь после вмешательства ЦК
КПСС. После этого подобные
обвинения практически
ежегодно повторялись в 1961-1965
годах в Грузии, где дело дошло
до взрыва синагоги в Цхалтубо и
Средней Азии. Причем в Средней
Азии навет возник даже в
столице Узбекистана - Ташкенте,
что опять же едва не привело к
погрому. Стоит заметить, что
местные власти при этом
сохраняли олимпийское
спокойствие, предоставляя
улажывать все властям
центральным.
Впрочем, после окончания
компании тема вновь была
наглухо законсервирована на 20
лет ввиду скандальности. Все
изменили перестройка и
гласность, среди прочего
давших возможность
высказываться и самым
зоологическим антисемитам. К
концу 80-х ритуальный миф прочно
обосновывается в
патриотической мифологии и
большинство профессиональных
патриотов в своем образе еврея
не забывают упамянуть о
ритуальных убийствах,
совершаемых ими (от убийства
царской семьи до якобы
массового отбора крови на
специальных фермах в горах
Дагестана). Особенно модной эта
тема была в первой половине 1990-х,
когда она сплелась с еще одной
мифологией - бейтаровской (см.
"МЕГ" №37 за этот год) и
удостоилась публикации в "Правде".
Позже, когда миф о "Бейтаре"
отошел на второй план, а
большинство его проповедников
либо стали респектабельными
политиками реакционного толка,
либо маргинализировались,
кровавый навет вновь ушел в
тень. Впрочем, как и другие
антисемитские мифы, он не исчез
окончательно, а лишь на время
приутих, готовый при первой же
возможности вновь показаться
на поверхности.
Олег Темный (МЕГ №40
(366))
Выходит 2 раза в
месяц
Посетите новый сайт EVREI.TORA.RU. ТАМ
ЕСТЬ ЧАТ, ЧЛУЖБА ЗНАКОМСТВ,
СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ФОРУМ И МНОГО
РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ О ЕВРЕЙСКОМ
НАРОДЕ.