... Другие
предположения о происхождении
евреев Восточного Кавказа
связаны с раввинским преданием
о поселении в Мидии евреев,
захваченных в плен ассирийским
царем Салманасаром. Это
предание основано на сообщении
2-й Книги Царств, согласно
которому около 722 года до н.э.
ассирийцы захватили Самарию,
столицу северного
Десятиколенного царства, и
выселил ее жителей в
Месопотамию и Мидию.
Малограмотные раввины
пытались представить дело так,
что ассирийский царь
Салманасар захватил не Самарию,
а Иерусалим, и поселил пленных
евреев не только в Мидии и
Месопотамии, но еще и на
Восточном Кавказе. Однако
хорошо известно, что Иерусалим
Салманасар захватить не смог, и,
кроме того, Восточный Кавказ в
состав Ассирийской державы
никогда не входил.
Следовательно, предание о
происхождении горских евреев
от пленников Салманасара не
соответствует исторической
действительности. Несмотря
на это, оно без
критики было принято
некоторыми исследователями.
В. Ф. Миллер,
выправляя сообщения раввинов, полагал даже, что
Салманасар /точнее Саргон II/переселил
предков горских евреев из
Самарии в Мидию, а уже оттуда
они попали на Восточный Кавказ.
При этом В. Ф. Миллер
основывался на том, что только
в Мидии, точнее в Атро-патене (Малая
Мидия, территория современного
Иранского Азербайджана), евреи
могли приобрести иранское
наречие, подвергшееся очень
сильному влиянию тюркских
языков. Этому выводу
известного ираниста
противоречит его же мнение,
согласно которому предки
горских евреев попали на
Восточный Кавказ при последних
Сасанидах, а, как известно,
тюркский язык начал проникать
в Атропатену значительно
позднее. Следовательно, под
тюркское влияние язык горских
евреев попал не в Мидии, а уже
на Кавказе!
Предположение
В.Ф.Миллера о том, что предки
горских евреев жили в Мидии,
опровергается еще и тем, что
уже в наше время твердо
установлено среднеперсидское
происхождение их языка, а, как
известно, в Атропатене в эпоху
Сасанидов говорили на азери, одном
из иранских языков, который
довольно далеко отстоял от
персидского. Это еще раз
доказывает, что предки горских
евреев не могли воспринять
персидскую речь в Атропатене.
Отсюда следует, что в горских
евреях ни в коем случае не
стоит видеть потомков
пленников Саргона II,
выселенных им из Самарии.
Задача эта тем более
неблагодарная, что, согласно
другим горско-еврейским
преданиям, они происходят из
колен Иуды и Вениамина, а не из
десяти северных колен, выведенных
ассирийцами из Самарии.
Воспоминание
о своем происхождении из колен
Иуды и Вениамина является
очень устойчивым элементом
горско-еврейских преданий48. В
XVIII веке И. Г. Гербер писал о
горских евреях: „Они сами
объявляют, что, по большей
части, произошли из колена
Иудова, а некоторые — из
Вениаминова, напротив того,
многие не знают к которому
колену принадлежат. Раввины их
также больше ничего не знают
как токмо то, что предки их Муз
удом падишахом, или царем
Музулукским, то есть
Ниневитским, увезены в полон из
Иерусалима, и разосланы по
Мидии и здешним странам".
Здесь Иоганн
Гербер четко отличает народное
предание о происхождении
горских евреев из колен Иуды и
Вениамина от мнения раввинов
об их происхождении от
пленников, захваченных
ассирийцами. Поскольку первая
версия исключает другую (в 722
году до н.э. ассирийцы увели в
плен десять северных колен
Израиля, а колена Иуды и
Вениамина еще долгое время
жили на юге в пределах
Иудейского царства и в 586 году
до н.э. были уведены в плен — в
Месопотамию — вавилонским
царем Навуходоносором), это еще
раз подтверждает вывод о том,
что рассказ раввинов — это не
более чем умозрительное и не
вполне корректное заключение,
основанное на сведениях 2-й
Книги Царств.
Указание
горских евреев на свое
происхождение из колен Иуды и
Вениамина отмечалось
исследователями многократно. В
1636 году, когда Адам Олеарий
побывал в Дербенде, он отметил,
что там живут евреи, „пишущие
себя из колена Вениаминова",
а в 1670 году Ян Стрейс писал, что
восточнокавказские евреи „гордятся
своим происхождением из колена
Вениаминова".
Около 1770 года
академик С. Г. Гмелин также
отметил, что дагестанские
евреи ведут свое происхождение
от колен Иуды и Вениамина, а
спустя сто лет с этим же
сообщением горских евреев
столкнулся Иуда Черный.
Воспоминание
о своем происхождении из колен
Иуды и Вениамина горские евреи
сохраняют и в наше время. В
Дербенде в 1976 году от Риспо
Семеновой (Ягудаевой) и в 1978
году от Наума Ханукаева я
слышал буквально следующее: „Иму
эз Еудо не Биньёми" или „Иму
эз шевдей эн Еудо не Биньёми"
(„Мы из колена Иуды и Вениамина").
Это служит лишним
подтверждением того, что евреи
до своего переселения на
Восточный Кавказ жили не в
Мидии, а в Месопотамии.
Продолжение
следует...
Выходит 2 раза в
месяц
Посетите новый сайт EVREI.TORA.RU. ТАМ
ЕСТЬ ЧАТ, ЧЛУЖБА ЗНАКОМСТВ,
СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ФОРУМ И МНОГО
РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ О ЕВРЕЙСКОМ
НАРОДЕ.