Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О горских евреях
Исполнительный директор Конгресса Еврейских Религиозных Объединений и Организаций России (КЕРООР) Зиновий Коган отвечает на вопросы Якова Ильягуева -Добрый день, Зиновий Львович! Вы ни могли бы рассказать о деятельности КЕРООР? - КЕРООР сегодня объединяет 130 религиозных организаций современного и традиционного иудаизма. У нас есть организации в Мурманске, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Магадане, Владивостоке и так далее по всей России. Кроме религиозных организаций мы объединяем воскресные школы, детские сады, ешивы, колели; мы переводим и издаем книги, такие, как Шулхан Арух, который впервые переведен на русский язык и издан. Пасхальную агаду издавали несколько раз, Шма Исроэль, ну и другие. Помимо такой издательской и информационно-координационной деятельности между организациями, мы проводим региональный семинары: было два семинара на условную тему «Хевра Кадиш», религиозные семинары, посвященные главным еврейским праздникам Шалош Регалим. Мы участвуем в различных выставках, участвуем в международных конференциях, межрелигиозных - в рамках межрелигиозного диалога, в конференциях международных организаций, таких как Всемирный еврейский конгресс, Всемирная сионистская организация и другие… - Во Всемирной сионисткой организации вы также участвуете? - Ну, как. КЕРООР нет. Тут в данном случае КЕРООР во всемирной сионисткой организации не состоит, мы единственно состоим во Всемирном еврейском конгрессе. Евреи, которые участвуют в деятельности КЕРОРа, они там участвуют. Помимо этого, как я сказал, КЕРООР объединяет общины традиционного иудаизма - ортодоксального и современный прогрессивный иудаизм. Это очень непросто ужиться всем в одном доме, но я считаю чрезвычайно важным дать возможность выбора всем евреям, потому, что плюрализм и толерантность внутри нашей еврейской семьи чрезвычайно необходим, чтобы никто не уходил, чтобы любой мог найти себе место. Пусть будут хасиды Хабад-Любавич, пусть будут сефардские евреи, ашкеназские евреи, «прогрессивные» евреи, «консервативные» евреи и так далее. «Живи и не мешай жить другому» - вот девиз КЕРООРа. В тоже время в КЕРООРе есть раввинский суд, который возглавляет раввин Пинхас Гольдшмит, в КЕРООР есть, слава Богу, руководитель КЕРООР, такой замечательный раввин и человек, как раввин Адольф Соломонович Шаевич. Он воистину наш авийну, он действительно наш отец, который всегда старается не говорить нет. Он всегда старается говорить, да, и в этом есть его мудрость, я полагаю. Еще один девиз КЕРООРа, помимо «Живи и не мешай жить другому», «Каждая община свята». Собрались евреи - это свято, это община. И, таким образом, исходя из этого, мы и ведем свою деятельность. Она ограниченна финансовыми возможностями, она ограничена опытом нашего существования, в конце концов, мы существуем всего 8 лет. КЕРООР был создан в 1993 году… - Довольно молодая организация! - Это очень молодая организация. И не в традициях евреев России создавать какие-то объединения, избирать какой-то руководящий центр. В традициях евреев России - каждая община сама по себе, это высшее, так сказать, учреждение. Каждый раввин или каждый хахам - нет над ним начальника, больше того, даже над каждым евреем нет никакого начальника, кроме Бога. Я думаю, благодаря этому мы и выжили. Поэтому, когда я слышу, давайте объединимся еще больше, давайте выберем совершенно одного, давайте объединим всех евреев бывшего СССР. Что значит объединим? Давайте объединим всех брюнетов? Но брюнеты бывают разные: брюнет Жириновский и брюнет Гайдар, брюнет… и т.д. Они, разные евреи, евреи очень разные и поэтому, зачем всех евреев, что значит всех евреев, объединить. Надо дать возможность всем евреям чувствовать себя евреем и жить так, как он хочет. Пусть, конечно же, объединяются по каким-то принципам, но это могут профессиональные, могут быть религиозные, это могут быть партийные, спортивные, но просто вот объединить всех евреев? Есть Эрец Исроэль, задача которого объединить всех евреев. Дай Бог ему в этом удачи. Но там очень много партий, очень много всего, и мы видим, там есть русская община, которая никуда не ассимилируется, есть сефардская община. И это правильно, потому, что это так! То, что есть на свете, значит так и полагается. Раз звезды светят, значит это кому-то нужно. - А как обстоят дела у КЕРООР со средствами массовой информации? Ведет ли какую-нибудь деятельность КЕРООР в СМИ? - У нас две болезни: отсутствие денег и отсутствие работы со СМИ... - Если я вас правильно понял, у КЕРООР нет никакой деятельности в СМИ? - Практически. Очень слабо. Может быть, это и к лучшему. Таким образом, не замечают наших ошибок, невыполненных обещаний и т.д. С другой стороны, создается впечатление, что нас нет. Поэтому я очень благодарен горско-еврейской общине, что у нее, во-первых, есть сайт, во-вторых… - Должен заметить, что наш сайт не от горской общины. Интернет-журнал «ГОРСКИЕ ЕВРЕИ» JUHUR.NAROD.RU сам по себе, так сказать, независимое еврейское СМИ. - Простите, я не знал. Ну, это наша беда, мы не умеем работать с прессой. Нам кажется, что для этого нужны деньги, которых у нас ограниченное количество. Мы стараемся помочь общинам, мы им даем еще и каждый раз шанс научиться самоокупаемости, и поэтому им дают деньги. Надеемся, что они за это время успеют найти внутренних спонсоров, стать самостоятельными. Ведь, в принципе, одна из задач религиозной организации научиться добывать деньги на свои программы, благотворительные, прежде всего, я считаю. Потому, что самая лучшая молитва, это помочь голодным евреям, и не только евреям. Просто научиться помогать. Конечно, это самая лучшая молитва! Когда был Храм, там были жертвоприношения. Ни столько ля-ля, сколько жертвоприношения. Потом заменили это на молитвы, но не надо думать, что если нет Храма, то давайте ограничимся только «Шма Исроэль» и другими молитвами и все мы ничего не будем делать. Нет, как бы, можно сказать что, жертвенник – это каждый голодный, страждущий человек, поэтому помогите ему, дайте ему что-то. Это очень большая молитва и очень сильная. Вы знаете, многие молодые, сильные люди приходят в религиозную общину только с той целью, чтобы кому-то помогать, что-то делать. Просто приходить и слушать опять, ну, как сказать, то, что уже слышал, так это мало. Вот те, которые берутся за это дело, организацию еврейскую, как синагога, можно так сказать, в моем понимании синагога - это люди, а не здание. Это должны быть какие-то религиозные менеджеры. Они должны создавать благотворительную деятельность, и прочее, в том числе, конечно, и ритуальную. Вот… Но мы еще плохо работаем. И я думаю, что мы никогда не станем хорошо работать с прессой, и в том числе и с интернетом, если мы не попытаемся сотрудничать с другими, так сказать, не религиозными организациями. Я думаю, это одно из самых больших сегодня заблуждений. Нельзя евреев делить на религиозных и нерелигиозных, не надо делить организации на религиозные и нерелигиозные. По моему, это хорошо понимает Федерация Еврейских Общин России (ФЕОР). Есть чему учиться, хотя они мои соперники, так сказать, и многое мне не нравится… - Значит, они ваши соперники? - Да, но, тем не менее, есть чему у них учиться. Наверное, и у нас есть чему поучиться. Точно, и они это понимают и стараются у нас этому учиться, например: межрелигиозный диалог и т.д., где у нас опыта побольше, и не только опыта. У них есть, по-моему, здравый взгляд на то, чтобы не делить евреев на религиозных и нерелигиозных. Хотя, это у них выглядит пока…, я им не очень доверяю. Ибо, если они не считают религиозными организациями те, которые сами себя так называют - прогрессивный иудаизм, консервативный и т.д., то, как же можно объединяться. И потом, не их это дело, кто как себя называет. Мы евреи! Две, две проблемы у евреев от Моше Робейну и по сей день, и через тысячу лет будет всего лишь две проблемы - они вечные, и все остальные ерунда, это - ассимиляция и антисемитизм. Если вы еврей и я еврей, то только потому, что наши мама и папа, дедушки и бабушки были евреями. И нас не интересует с вами, были они реформистами, консервативными или какими либо еще. Вот мы два еврея сидим, если бы их не было, моего дедушки, моего папы или мамы, с кем бы вы сейчас говорили? Вот и все. Поэтому, есть две важные вещи - ассимиляция и антисемитизм, то есть, мы должны дать возможность нашим девочкам, нашим невестам найти женихов, мальчиков еврейских, и чтобы они общались, и чтобы была община, и чтобы продолжался род. И второе, мы должны оградить наше будущее и настоящее от антисемитизма. Да, государственного антисемитизма нет, но можно ли делить антисемитизм, как это делают некоторые, на государственный и негосударственный. Какая разница еврею, который идет по улице и ему дают по башке, по «шляпе», это кто ему дал, государственный антисемитизм или уличный, бытовой. - Господин Коган, а поддерживает ли КЕРООР какие-то контакты с ФЕОР? - Знаете, я могу сказать, что, к сожалению, сотрудничества у нас нет. Конечно, мы встречаемся на каких-то мероприятиях, здороваемся и иногда даже участвуем вместе на каких-то конференциях, где, в общем то, обмениваемся мнениями. Но это бывает очень редко, случайно. И встает в воздухе вопрос, и в администрации президента, и других коридорах власти, и не только там, как говориться, почему, в чем разногласия, разве есть идеологические разногласия между КЕРООР и ФЕОР? Да, есть. Какое? Я еще раз повторяю, КЕРООР определил, это очень трудно было, дать возможность существования различным направлениям иудаизма и признать право называться так, как называются и идти своим путем в рамках устава КЕРООР, который достаточно ортодоксальный и требует безусловное признание Творца и то, что Творец дал нам законы - Тору, и так далее и так далее. И что законы, это Божьи законы, к которым человек не может прибавить и убавить. Но тем не менее, есть какой-то плюрализм. ФЕОР отрицает эти права. Это первое. А второе - их нетерпимость к инакомыслию, с одной стороны, с другой стороны, они готовы объединять всех, но как уже не религиозные, а религиозные организации, только те организации, которые попадают в рамки их определения. Кто определят? Религиозные организации, это как армия. В этой армии есть солдаты и офицеры - это очень грубо. Но, солдаты - их много, это солдаты. А офицеры - самое важное в армии. Так вот офицеры - это раввины в религиозных организациях. И как бы она себя не называла, если у нее все офицеры Хабад-Любавич, то это движение Хабад-Любавич. Они могут сегодня говорить метафорами, они могут сегодня что-то не говорить, или один главнокомандующий говорит одно, он толерантный более менее, и его речь, как президента, как генералиссимуса, как главного раввина. Но есть и другие офицеры, которое говорят другое, например: Изя Коган, который открытый машихист, и он не один. И я не осуждаю это. Он искренне и откровенно говорит, и мне это понятно. Когда другие шалиахи, посланцы движения Хабад-Любавич, молчат, то просто молчат. Но это не значит что они не из движения Хабад-Любавич. И тогда движение Хабад-Любавич важное звено еврейской жизни, и дай Бог ему расцветать и процветать, но это Хабад-Любавич. Есть у нас другие традиции: у сефардских евреев, у митнагдим и так далее. Скоро будет 200 лет как существуют синагоги, в конце концов, реформистского иудаизма в бывшем СССР. Львовская синагога, Одесская, синагога. Это не вчера пришел реформизм. Это давно. - Так значит, раньше в России существовали реформистские синагоги? Признаюсь, я не знал. - Существовали, конечно. Так все, когда-то существовало, потом прекращалось. Сегодня опять есть. Поэтому тут надо более бережно. Вот у нас противоречия, как бы, они такие семейные, я считаю. Это противоречия семейные, и мы их разрешим, как только не будет в этом политики и бизнеса. Потому, что мы можем сесть за стол и порассуждать о машиахе, мы можем поговорить о том о сем, мы можем разругаться уйти, мы можем опять сесть и выпить. Но если сюда вторгаются политика и бизнес, то религия превращается из такого течения реки в некую кувалду. Это течение, как бы, застывает. И это можно взять в руки политику или бизнесмену и так трахнуть по голове своих коллег, что просто от нас ничего не останется, от кого-то, а это уже величайший грех и беда. Поэтому в религии пусть спорят раввины, пусть спорят прихожане, но не надо чтобы за этим стояли кукловоды бизнесмены или политики. Как только мы становимся придатком политики или бизнеса - это преступление против евреев. Пусть будут евреи-бизнесмены, евреи-политики, но это не раввины. Ради Бога, пусть каждому что дано на свете, пусть он и делает. Но если ты становишься раввином, то никакой политики и никакого бизнеса не должно быть. Ты должен только любить своих учеников и стараться быть для них хорошим учителем и научить их жить так, чтобы они могли тебя и выгнать, если ты им не нравишься. - Раввин Адин Штензальц, руководитель института изучения иудаизма в СНГ, сказал, что главной объединяющей евреев причиной является антисемитизм. Вы разделяете такую точку зрения? - Нет, я не согласен. Я его люблю за откровенность, за…, ну за многое. Он великий раввин. Но тут, конечно, я не согласен. Я не согласен потому, что у меня есть опыт. Мои дети любят меня совершенно не за то, что есть какое-то мое внешнее на них давление. И они любят друг друга совершенно не из-за внешнего давления. Любовь, как я понимаю, как и в отношениях мужчины и женщины, и в отношении человека к человеку - это готовность к пожертвованию, это жалость, это милость, это милосердие, это по существу один из образов.… По образу и подобию человек создан Господа. Вот именно, милосердие - одно из имен Бога. Казалось бы, по закону ты должен был свернуть себе шею, но не свернул. Ну вот так, что-то тебя спасло. Иногда ты даже не знаешь. И надо в это верить, потому, что, если мы не будем друг друга жалеть, станем.… Это будет очень страшно. Если бы не было антисемитизма совершенно, евреи любили бы друг друга больше, и не только друг друга. Поэтому давайте смотреть друг на друга, как на Божьи созданья. Вот когда Машиах придет, никакого антисемитизма не будет, но тем не менее люди будут еще больше любить друг друга, и евреи, и не евреи. Поэтому антисемитизм мешает нам любить друг друга, антисемитизм вызывает страх. Когда человек боится, тут уже не до любви к ближнему - ему страшно. И, тем не менее, наша задача, несмотря на внешнюю угрозу, которая всегда есть для Израиля, для евреев, мы стараемся помнить заповеди, помнить какие-то уроки своих родителей, традиции и относиться друг к другу по-братски. И потому есть какие-то вещи, которые я не могу объяснить. Ну вот, есть то, что мы не знаем. Есть очень много того, что мы не знаем. И поэтому, почему мы любим друг друга, почему мы узнаем друг в друге брата, соплеменника, я не знаю, но это так! И какая мне разница, я не знаю, почему я люблю маму, но я люблю. Я даже не задумываюсь почему. Это некая тайна. Дай Бог, чтобы не было антисемитизма, а за любовь к евреям я спокоен. - По вашему мнению, как можно оценить деятельность горских евреев в московской еврейской жизни? - Этот то случай, когда говорят: «Что не делается, делается к лучшему». Ну, с одной стороны, я понимаю, как тяжело было уезжать из родных мест и приехать в холодную, чужую, большую Москву, которая слезам не верит, и не только слезам. Она и правде не верит, она ничему не верит. Но, это как любой большой город. И вот в этот холодный, казенный дом пришли живые, теплые, горячие евреи с традициями, которые они сохранили потому, что они жили непрерывно вместе. И они привнесли сюда традиции, которые превратили холодные камни казенной синагоги в теплый дом, настоящий еврейский дом, в синагогу, наполнив, может быть, даже новым пониманием, что это не просто клуб или собрание, а это теплый дом. И появились, именно благодаря горским евреям, в этой синагоге в частности, и вообще в еврейской московской общине, традиции искренние, такие глубокие традиции отмечать ёрцайт, брит-милу, хупы, бар-мицвы и другие праздники. И потом, мы, московская община, так сказать, которая была похожа и часто похожа на огромный дом, где много квартир и никто друг друга не знает. У всех прописка одна, но никто друг друга не знает и никогда не откроет дверь если что-нибудь сучится, ну если только тебя не зальет водой сверху, тогда ты поднимешься туда. А здесь мы увидели что такое община, когда все друг друга знают, когда сопереживают и так далее. При всех плюсах и минусах, в конце концов, еще раз говорю, горская община в Москве показала, что да, две проблемы: антисемитизм и ассимиляция. Вот с этими проблемами мы боремся, а все остальное - второстепенно. - Ну и в заключение, хотелось бы немного узнать о ближайших планах КЕРООР? - Во-первых, каждую, и горскую общину, и большинство общин России, кого мы сможем, мы хотим поздравить с праздником, так как мы это сможем сделать. И наборы ханукиот, я надеюсь, каждая община получит. И та традиционная благотворительная помощь должна быть оказана. Во-вторых, в наших планах более тесное сотрудничество с Джойнт и Сохнутом, именно в плане лоббирования интересов наших общин. Наконец, мы хотим сделать сайт. Может быть, были бы рады пригласить и ваш сайт, чтобы сотрудничать, чтобы была хорошая, веселая, и не только веселая, классная интернет-страница. - Буду рад и я сотрудничать. С праздником вас и успехов. - И вас с праздником. Хаг-самеах! |
Выходит 2 раза в месяц
Посетите новый сайт EVREI.TORA.RU. ТАМ ЕСТЬ ЧАТ, ЧЛУЖБА ЗНАКОМСТВ, СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ФОРУМ И МНОГО РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ О ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ. |
|
Ведущий: Яков Ильягуев E-mail: juhur@narod.ru |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||