... В 1913 году К.
М. Курдов измерил большую
группу жителей селения Лахидж (Лагич)
близ Шемахи и выявил уже
коренное отличие их физико-антропологического
типа (средняя величина
головного указателя — 79,21) от
типа горских евреев.
Измерениями
кавказских татов и горских
евреев занимались также и
другие исследователи. В целом
приводимые ими результаты не
дают больших расхождений:
средние значения головного
указателя татов
Азербайджанской Республики
колеблются в пределах от 77,13 до
79,21, а горских евреев Дагестана
и
Азербайджанской Республики —
от 86,1 до 87,433. Если для первых
характерна мезо- или даже
долихокефалия, то для вторых —
крайняя брахиокефалия,
следовательно, ни о каком
родстве между ними не может
быть и речи.
Исключение
среди татов Азербайджана
составляет довольно
многочисленная группа жителей
бывшего Рустовского района;
среднее значение головного
указателя для них 84,65. Оно очень
близко к горско-еврейскому, но
это объясняется тем, что многие
из тех в Рустовском районе,
кого антрополог Н. И. Ансеров
причислял к татам, в
действительности являются
горскими евреями, обращенными
в Ислам Надир-шахом.
Многочисленность рустовских
евреев в 1728 году отмечалась
Иоганном Гербером, а после
походов Надир-шаха
исследователи о них там уже не
упоминают. Интересно, что
некоторые из современных
мусульман этого селения и его
округи помнят о своем
еврейском происхождении.
Итак, физико-антропологический
тип горских евреев и тип
кавказских татов не только не
имеют какого-либо сходства, но
даже совершенно
противоположны друг другу.
Мало того, Галина Мусаханова
обращает внимание еще и на то,
что данные по дерматоглифике
кавказских татов и горских
евреев полностью исключают
предположения об их этнической
близости.
Из
результатов антропологических
измерений следует еще один
очень интересный факт: если
кавказские таты в значительной
чистоте сохранили физический
тип своих предков — древних
персов, то горские евреи в этом
же отношении очень мало
отличаются от представителей
других еврейских групп
Мусульманского Востока. Более
того, по мнению антропологов,
тип горских и грузинских
евреев является наиболее
характерным для всего
восточного еврейства.
Прояснив
ситуацию с этнической
принадлежностью горских
евреев, надо еще раз вернуться
к выводам филологов о
среднепер-сидском и юго-западноиранском
происхождении татского языка.
По сути дела, в этом выводе
содержится указание на место,
из которого происходят
кавказские таты и горские
евреи (Месопотамия), и время,
когда они оттуда были
переселены на Восточный Кавказ
(период правления династии
Сасанидов).
Из древних
армянских источников
достоверно известно, что
первые персидские гарнизоны в
городах и крепостях Алванского
царства появились только при
шаханшахе Ездигерде II (439 — 457)
около 440 года. Однако в состав
этих гарнизонов входили не
переселенцы, а
профессиональные воины, время
от времени сменявшие друг
друга. Такое же положение
сохранялось и при шаханшахе
Перозе (459 — 484), а его сын Кавад I
(488 — 531) после 508 года построил в
Закавказье города Байлакан,
Партав, Шемаху и Лайзан (Лахидж),
которые были заселены
гилянцами и дейлемитами.
Согласно
арабо-персидским
средневековым авторам,
массовое переселение выходцев
из Ирана в Алван и Дагестан
началось лишь при Ануширване
Хосрове I (531 — 579), который
построил для них 160 (по другим
сведениям, 360) городков. Легко
предположить, что именно таким
образом на Восточном Кавказе и
появилось массовое персидское
и еврейское население.
Следует также
отметить, что, согласно
предположению Михаила
Артамонова, евреи попали на
Восточный Кавказ после
подавления в Иране движения
маздакитов (около 531 года).
Правдоподобность этого
предложения косвенно
подтверждается свидетельством
„Истории страны Алван",
которая под 627 годом отмечает
евреев в Партаве (более позднее
название этого города Берда'а;
близ современного селения
Барда), административном
центре Алвана.
Попутно надо
отметить, что свидетельство
Мовсеса Каланка-туаци является
первым достоверным
упоминанием о евреях
Восточного Кавказа. Все
сообщения о более раннем (до
воцарения Ану-ширвана Хосрова)
их появлении в этом крае
основаны на не вполне четких
сведениях Талмуда. О
закавказских евреях — в
Атропатене и Великой Армении —
хорошо знали древние армянские
писатели, но, по их сведениям,
потомки этих евреев, когда-то
переселенные в Армянское
царство Тиграном II (95 — 55 годы
до н. э.) из Сирии, Палестины и
Малой Азии, в 368 году были
захвачены в плен армией
шаханшаха Шапура II (309 — 379) и
уведены в Месопотамию и
Хузестан, а те небольшие группы,
которые еще продолжали
оставаться на востоке Великой
Армении, перешли в
Христианство.
Надо обратить
внимание на то, что все
упомянутые здесь евреи жили к
югу от алванских земель, а не на
территории Алвана или
Дагестана. В то же время
армянские историки Фавстос
Бузанд и Елише (V век),
многократно перечисляя даже
самые мелкие племена
Восточного Кавказа, ни разу не
упоминают евреев. Вероятно
потому, что их там еще не было!
Продолжение
следует...
Выходит 2 раза в
месяц
Посетите новый сайт EVREI.TORA.RU. ТАМ
ЕСТЬ ЧАТ, ЧЛУЖБА ЗНАКОМСТВ,
СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ФОРУМ И МНОГО
РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ О ЕВРЕЙСКОМ
НАРОДЕ.