Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О горских евреях

  Все выпуски  

О горских евреях


Служба Рассылок Subscribe.Ru
<

РАССЫЛКА "О ГОРСКИХ ЕВРЕЯХ"

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

... В 1913 году К. М. Курдов измерил большую группу жителей селения Лахидж (Лагич) близ Шемахи и выявил уже коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев.

Измерениями кавказских татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. В целом приводимые ими результаты не дают больших расхождений: средние значения головного указателя татов Азербайджанской Республики колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджанской Республики — от 86,1 до 87,433. Если для первых характерна мезо- или даже долихокефалия, то для вторых — крайняя брахиокефалия, следовательно, ни о каком родстве между ними не может быть и речи.

Исключение среди татов Азербайджана составляет довольно многочисленная группа жителей бывшего Рустовского района; среднее значение головного указателя для них 84,65. Оно очень близко к горско-еврейскому, но это объясняется тем, что многие из тех в Рустовском районе, кого антрополог Н. И. Ансеров причислял к татам, в действительности являются горскими евреями, обращенными в Ислам Надир-шахом. Многочисленность рустовских евреев в 1728 году отмечалась Иоганном Гербером, а после походов Надир-шаха исследователи о них там уже не упоминают. Интересно, что некоторые из современных мусульман этого селения и его округи помнят о своем еврейском происхождении.

Итак, физико-антропологический тип горских евреев и тип кавказских татов не только не имеют какого-либо сходства, но даже совершенно противоположны друг другу. Мало того, Галина Мусаханова обращает внимание еще и на то, что данные по дерматоглифике кавказских татов и горских евреев полностью исключают предположения об их этнической близости.

Из результатов антропологических измерений следует еще один очень интересный факт: если кавказские таты в значительной чистоте сохранили физический тип своих предков — древних персов, то горские евреи в этом же отношении очень мало отличаются от представителей других еврейских групп Мусульманского Востока. Более того, по мнению антропологов, тип горских и грузинских евреев является наиболее характерным для всего восточного еврейства.

Прояснив ситуацию с этнической принадлежностью горских евреев, надо еще раз вернуться к выводам филологов о среднепер-сидском и юго-западноиранском происхождении татского языка. По сути дела, в этом выводе содержится указание на место, из которого происходят кавказские таты и горские евреи (Месопотамия), и время, когда они оттуда были переселены на Восточный Кавказ (период правления династии Сасанидов).

Из древних армянских источников достоверно известно, что первые персидские гарнизоны в городах и крепостях Алванского царства появились только при шаханшахе Ездигерде II (439 — 457) около 440 года. Однако в состав этих гарнизонов входили не переселенцы, а профессиональные воины, время от времени сменявшие друг друга. Такое же положение сохранялось и при шаханшахе Перозе (459 — 484), а его сын Кавад I (488 — 531) после 508 года построил в Закавказье города Байлакан, Партав, Шемаху и Лайзан (Лахидж), которые были заселены гилянцами и дейлемитами.

Согласно арабо-персидским средневековым авторам, массовое переселение выходцев из Ирана в Алван и Дагестан началось лишь при Ануширване Хосрове I (531 — 579), который построил для них 160 (по другим сведениям, 360) городков. Легко предположить, что именно таким образом на Восточном Кавказе и появилось массовое персидское и еврейское население.

Следует также отметить, что, согласно предположению Михаила Артамонова, евреи попали на Восточный Кавказ после подавления в Иране движения маздакитов (около 531 года). Правдоподобность этого предложения косвенно подтверждается свидетельством „Истории страны Алван", которая под 627 годом отмечает евреев в Партаве (более позднее название этого города Берда'а; близ современного селения Барда), административном центре Алвана.

Попутно надо отметить, что свидетельство Мовсеса Каланка-туаци является первым достоверным упоминанием о евреях Восточного Кавказа. Все сообщения о более раннем (до воцарения Ану-ширвана Хосрова) их появлении в этом крае основаны на не вполне четких сведениях Талмуда. О закавказских евреях — в Атропатене и Великой Армении — хорошо знали древние армянские писатели, но, по их сведениям, потомки этих евреев, когда-то переселенные в Армянское царство Тиграном II (95 — 55 годы до н. э.) из Сирии, Палестины и Малой Азии, в 368 году были захвачены в плен армией шаханшаха Шапура II (309 — 379) и уведены в Месопотамию и Хузестан, а те небольшие группы, которые еще продолжали оставаться на востоке Великой Армении, перешли в Христианство.

Надо обратить внимание на то, что все упомянутые здесь евреи жили к югу от алванских земель, а не на территории Алвана или Дагестана. В то же время армянские историки Фавстос Бузанд и Елише (V век), многократно перечисляя даже самые мелкие племена Восточного Кавказа, ни разу не упоминают евреев. Вероятно потому, что их там еще не было!

Продолжение следует...

Выходит 2 раза в месяц

Интернет-журнал "ГОРСКИЕ ЕВРЕИ"

 

Посетите новый сайт EVREI.TORA.RU. ТАМ ЕСТЬ ЧАТ, ЧЛУЖБА ЗНАКОМСТВ, СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ФОРУМ И МНОГО РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ О ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ.

Ведущий: Яков Ильягуев
E-mail: juhur@narod.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное