ГОРСКИЕ
ЕВРЕИ краткий
исторический очерк
(Игорь Семенов)
Начало
в прошлых выпусках
...В 965 году на Итиль,
столицу хазар, напали кочевники
гузы. По требованию дворцовой
гвардии, которая с 9 века состояла
из наемников-мусульман, жители
Итиля отреклись от Иудейства и
перешли в Ислам; иудеями остались
только каган и каган-бек, а также
этнические евреи-иммигранты. После
принятия хазарами Ислама гвардейцы
выступили против напавших на
столицу гузов и разгромили их.
Через четыре
года к Итилю подошла посланная
князем Святославом армия русов,
которая разгромила хазарское
войско и завладела столицей.
Горожане спаслись бегством на
Мангышлак и Апшерон и только через
несколько лет вернулись обратно и
восстановили свой город.
Дальнейшая
судьба итильских евреев
неизвестна, вероятно, они осели в
Ширване, но документально это никак
не зафиксированно.
После принятия
Ислама волжскими хазарами их
соплеменники в Крыму и на Тамани
частично восприняли Караимство,
другие - Христианство, и лишь
небольшая их группа, предки
современных крымчаков, остались
верной иудейской ортодоксальности.
Часть этнических евреев из Керчи,
еврейским названием которой было
Сефарад, согласно
горско-еврейскому преданию,
переселилась в Дагестан в ущелье
Дерей-Гатта, близ Маджалиса. Как
следует из одного еврейского
документа, обнаруженного в
Дагестане, все эти переселенцы или
какая-то их часть были караимами.
Лишь позднее их потомки вернулись к
ортодоксальному Иудейству и
влились в состав горских евреев.
Итак, в первые
столетия своего пребывания на
Восточном Кавказе, с 6 по 13 века,
еврейские общины восприняли в себя
дагестанские и хазарские элементы,
что несомненно наложило отпечаток
на физико-антропологический облик
современных горских евреев. Однако
физико-антропологический тип
горских евреев сохраняет свою
близость и к иранским евреям; более
того, по физическим признакам
горские евреи являются наиболее
характерной группой иранской ветви
еврейского народа.
Религиозные
преследования, начавшиеся с
вторжением на Кавказ Темир-ленга
(Тамерлана), вынудили
восточно-кавказских евреев уйти в
горы, другие были вынуждены принять
Ислам. В бывшем Рустовском районе
Азербайджана жители некоторых
мусульманских селений до сих пор
сохраняют воспоминание о своем
еврейском происхождении, а их язык
имеет те же особенности, что и
наречие горских евреев. Кроме того,
по некоторым
физико-антропологическим
показателям жители этих селений не
отличаются от горских евреев, но
зато резко отличаются от живущих
поблизости татов.
Большая часть
евреев, укрывшихся от Темир-ленга,
сосредоточилась у подножия горы
Шахдаг, другие бежали в горы
Табасарана и Аварии, третьи
основали новые поселения в ущелье
Дерей-Гатта, где уже жили
переселенцы из Сефарда (Керчи). Так
восточно-кавказские евреи
оказались загнанными в
неприступные горы и позднее
появилось их новое имя даг джууд
- "горские еврей", которое
вследствие ротацизма
трансформировалось в джуур.
Термином джуур горские евреи
пользуются как самоназванием; в
ходу также термин йахуди
(иудей), но джуур - более
употребителен.
Во время
гонений Темир-ленга
восточно-кавказские евреи
приобрели не только название горских,
но и относительную изолированность
и замкнутость. Если раньше они
составляли одну из многочисленных
групп иранских евреев, то теперь
началось формирование особой
этнографической группы, дожившей
до нашего времени.
В 1606 году после
войны между Ираном и Турцией почти
все Закавказье вплоть до Дербенда
вошло в состав Ирана. Персидские
власти разрешили горским евреям из
окрестных селений обосноваться в
Дербенде, и уже немецкий
путешественник Адам Олеарий
(Эльшлегер), побывавший здесь в 1636
году, отметил в своих записях, что в
Дербенде, кроме мусульман, живут
также "иудеи, пишущие себя из
колена Вениаминова". Тогда же, в 17
веке, горским евреям было разрешено
селиться близ города Куба, на
противоположном от этого города
берегу реки Кудиал-чай. Так
возникла Еврейская Слобода,
которая со временем стала
крупнейшей колонией горских
евреев, разрошейся за счет
переселенцев из селений близ горы
Шахдаг.
В 1630-х годах был
разработан кодекс законов
каракайтагского уцмия Ростема. В
кодексе особо оговаривалось
положение евреев. Мусульманин,
убивший еврея, наказывался
огромным денежным штрафом. Как
правило, каракайтагские феодалы
брали местных евреев под свою
опеку.
В 18 веке
короткое описание горских евреев
оставил офицер русской армии Иоган
Гербер, оставшийся после
Персидского похода Петра Великого
на Кавказе. Он писал, например, что в
Шемахе некоторые из евреев
занимаются купечеством, но большая
их часть занята сельским
хозяйством. Евреи, как и армяне,
платили местным ханам харадж и
джизью, то есть, помимо обычного
налога, еще и налог с немусульман.
Еврейские
селения управлялись собственными
старшинами. "Они прежде были
многолюднее, - писал Иоган Гербер, -
но для многих нападков, чиненных от
тамошних жителей, завсегда
умалялись, и не могут паки
размножится".
Во время
Кавказской войны мюриды имама
Шамиля насильно обратили евреев,
живших в аварских и чеченских
местностях, в Ислам. Их потомки до
недавнего времени сохранили
воспоминания о своем еврейском
происхождении.