Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О горских евреях

  Все выпуски  

О горских евреях


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Интернет-журнал "ЕВРЕИ-ГОРЦЫ"

**********************************

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ
краткий исторический очерк
(Игорь Семенов)

Начало в прошлых выпусках

...В 965 году на Итиль, столицу хазар, напали кочевники гузы. По требованию дворцовой гвардии, которая с 9 века состояла из наемников-мусульман, жители Итиля отреклись от Иудейства и перешли в Ислам; иудеями остались только каган и каган-бек, а также этнические евреи-иммигранты. После принятия хазарами Ислама гвардейцы выступили против напавших на столицу гузов и разгромили их.

Через четыре года к Итилю подошла посланная князем Святославом армия русов, которая разгромила хазарское войско и завладела столицей. Горожане спаслись бегством на Мангышлак и Апшерон и только через несколько лет вернулись обратно и восстановили свой город.

Дальнейшая судьба итильских евреев неизвестна, вероятно, они осели в Ширване, но документально это никак не зафиксированно.

После принятия Ислама волжскими хазарами их соплеменники в Крыму и на Тамани частично восприняли Караимство, другие - Христианство, и лишь небольшая их группа, предки современных крымчаков, остались верной иудейской ортодоксальности. Часть этнических евреев из Керчи, еврейским названием которой было Сефарад, согласно горско-еврейскому преданию, переселилась в Дагестан в ущелье Дерей-Гатта, близ Маджалиса. Как следует из одного еврейского документа, обнаруженного в Дагестане, все эти переселенцы или какая-то их часть были караимами. Лишь позднее их потомки вернулись к ортодоксальному Иудейству и влились в состав горских евреев.

Итак, в первые столетия своего пребывания на Восточном Кавказе, с 6 по 13 века, еврейские общины восприняли в себя дагестанские и хазарские элементы, что несомненно наложило отпечаток на физико-антропологический облик современных горских евреев. Однако физико-антропологический тип горских евреев сохраняет свою близость и к иранским евреям; более того, по физическим признакам горские евреи являются наиболее характерной группой иранской ветви еврейского народа.

Религиозные преследования, начавшиеся с вторжением на Кавказ Темир-ленга (Тамерлана), вынудили восточно-кавказских евреев уйти в горы, другие были вынуждены принять Ислам. В бывшем Рустовском районе Азербайджана жители некоторых мусульманских селений до сих пор сохраняют воспоминание о своем еврейском происхождении, а их язык имеет те же особенности, что и наречие горских евреев. Кроме того, по некоторым физико-антропологическим показателям жители этих селений не отличаются от горских евреев, но зато резко отличаются от живущих поблизости татов.

Большая часть евреев, укрывшихся от Темир-ленга, сосредоточилась у подножия горы Шахдаг, другие бежали в горы Табасарана и Аварии, третьи основали новые поселения в ущелье Дерей-Гатта, где уже жили переселенцы из Сефарда (Керчи). Так восточно-кавказские евреи оказались загнанными в неприступные горы и позднее появилось их новое имя даг джууд - "горские еврей", которое вследствие ротацизма трансформировалось в джуур. Термином джуур горские евреи пользуются как самоназванием; в ходу также термин йахуди (иудей), но джуур - более употребителен.

Во время гонений Темир-ленга восточно-кавказские евреи приобрели не только название горских, но и относительную изолированность и замкнутость. Если раньше они составляли одну из многочисленных групп иранских евреев, то теперь началось формирование особой этнографической группы, дожившей до нашего времени.

В 1606 году после войны между Ираном и Турцией почти все Закавказье вплоть до Дербенда вошло в состав Ирана. Персидские власти разрешили горским евреям из окрестных селений обосноваться в Дербенде, и уже немецкий путешественник Адам Олеарий (Эльшлегер), побывавший здесь в 1636 году, отметил в своих записях, что в Дербенде, кроме мусульман, живут также "иудеи, пишущие себя из колена Вениаминова". Тогда же, в 17 веке, горским евреям было разрешено селиться близ города Куба, на противоположном от этого города берегу реки Кудиал-чай. Так возникла Еврейская Слобода, которая со временем стала крупнейшей колонией горских евреев, разрошейся за счет переселенцев из селений близ горы Шахдаг.

В 1630-х годах был разработан кодекс законов каракайтагского уцмия Ростема. В кодексе особо оговаривалось положение евреев. Мусульманин, убивший еврея, наказывался огромным денежным штрафом. Как правило, каракайтагские феодалы брали местных евреев под свою опеку.

В 18 веке короткое описание горских евреев оставил офицер русской армии Иоган Гербер, оставшийся после Персидского похода Петра Великого на Кавказе. Он писал, например, что в Шемахе некоторые из евреев занимаются купечеством, но большая их часть занята сельским хозяйством. Евреи, как и армяне, платили местным ханам харадж и джизью, то есть, помимо обычного налога, еще и налог с немусульман.

Еврейские селения управлялись собственными старшинами. "Они прежде были многолюднее, - писал Иоган Гербер, - но для многих нападков, чиненных от тамошних жителей, завсегда умалялись, и не могут паки размножится".

Во время Кавказской войны мюриды имама Шамиля насильно обратили евреев, живших в аварских и чеченских местностях, в Ислам. Их потомки до недавнего времени сохранили воспоминания о своем еврейском происхождении.

КОНЕЦ

На следующей неделе - СКАЗАНИЯ ЕВРЕЕВ КАВКАЗА.

************************************

Ведущий рассылки - Яков Ильягуев
E-mail:
juhur@narod.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное