В годы
гражданской войны в России в1918-1920
годах в Дагестане царила полнейшая
анархия. Множество банд нападали на
мирные села, в том числе и на
еврейские и бесчинствовали там. Это
вынудило многих евреев, живших в
сельской местности, перебираться в
города. Так, общины Дербенда,
Темир-Хан-Шуры, Кизляра и Нальчика
изрядно пополнились, образовались
общины в Петровске (современная
Махачкала) и других городах
Дагестана.
При
советской власти в жизни горских
евреев наступили крутые перемены.
Представители купеческой элиты
были вынуждены “добровольно”
отписывать свое имущество в пользу
“рабоче-крестьянской власти”, а
те, кто отказывался это делать,
подвергались репрессиям. Все купцы,
раввины и члены их семей были
ограничены в правах, в частности в
возможности устраиваться на
работу, получать высшее
образование. Позднее начались
преследования не только
представителей купеческих семей,
но и просто зажиточных крестьян,
которых объявили “кулаками”.
Многие из них были расстреляны,
другие были отправлены на
поселение в Сибирь.
В то время
большая часть евреев, даже те, кто
жил в городах, занимались
преимущественно сельским
хозяйством. Почти все они были
загнаны в колхозы. Шесть таких
колхозов было образовано в
Дербенде, еще несколько в окрестных
еврейских селениях, а также в
Маджалисе. Специально для создания
горско-еврейских колхозов
выделялись земли на территории
современного Ставропольского края
и в Крыму. Так, в Ставропольском
крае появились колхозы им.
Менжинского и в поселке Богдановка,
а в Крыму, под Симферополем, колхоз
им.Шаумяна. Во время второй мировой
войны почти все еврейское
население этих колхозов было
перебито немцами.
В довоенный
период одним из самых видных
горских евреев, вступивших в
большевистскую партию был Ехиил
Мататов. Он работал на многих
ответственных должностях в
Дагестане, в том числе и секретарем
Дагестанского областного комитета
партии. Находясь в этой должности
он в 1938 году был арестован, осужден
и отправлен в лагерь. Погиб там в 1943
году.
В свое время
Е.Мататов был активным сторонником
создания письменности для
еврейско-татского языка.
Собственно такая письменность
существовала и раньше - на основе
древнееврейской графики. Впервые
она была применена еще в 1908 году для
издания еврейско-татского перевода
сидура (молитвенника). Это письмо и
использовалось поначалу для
издания большевистских газет и
листовок на еврейско-татском языке.
Позднее, в 1928 году для горских
евреев была создана письменность
на основе латинской графики, а в 1939 -
на основе русской графики. Это
делалось по команде партийных
властей. Руководил этим процессом в
Дагестане все тот же Е.Мататов.
Одновременно он собирал вокруг
себя талантливых молодых людей, из
среды которых вышли
горско-еврейские писатели и поэты.
Наиболее талантливыми из них были
Данил Атнилов, Манувах Дадашев,
Хизгил Авшалумов и Миши Бахшиев.
В это же
время Нофтоли Анисимов выдвинул
идею о том, что горские евреи - это
вовсе не евреи, а иудаизированные
таты, то есть персы. Эта точка
зрения была подхвачена Е.Мататовым
и стала широко пропагандироваться
среди евреев. Это стало началом
процесса, который Михаэль Занд
назвал “татизацией” и который
получил свое развитие значительно
позже, в семидесятых годах.
Во время
войны с немцами значительное число
горских евреев в Нальчике, Моздоке
было уничтожено. Как уже
говорилось, были истреблены и
евреи-колхозники Ставропольского
края и Крыма. Огромное число
горских евреев погибло на фронте.
Двое из горских евреев были
представлены к высшей советской
боевой награде - званию Героя
Советского Союза. Это Шетиил
Абрамов из Дербенда и Исай Иллазаров из
Нальчика.
На
следующей неделе - ГОРСКИЕ ЕВРЕИ
(краткий исторический очерк).