Возможно, первая часть статьи “Введение в Body-Mind Centering”, показалась
вам сложной. Нет, мы не собираемся вас в этом разубеждать. И, тем не менее,
продолжаем рассылку. Продолжаем, вовсе не потому, что нам больше нечего высылать.
Согласитесь ведь не так-то легко говорить о сложных вещах, простым языком. Тем
более если автор не «мастер слова», не писатель и не стилист, если его заслуга
не в том, что он написал доступным, остроумным языком статью, а в том, что всего-навсего
придумал технику Body-Mind Centering и попытался сформулировать ее базовые
положения.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Введение в Body-Mind Centering
(часть вторая)
Движение развития
В основе различных форм нашего самовыражения через системы тела лежит развитие
наших навыков движения, как онтогенетическое (развитие ребенка), так и филогенетическое
(эволюционное развитие через царство животных). Развитие не является линейным
процессом, но происходит в виде накрывающих друг друга волн, каждая из которых
содержит элементы всех остальных. Поскольку каждая предыдущая ступень является
основой и опорой для каждой последующей, любые перепрыгивания, прерывания или
незавершенности в построении ступени развития могут приводить к проблемам телосложения-движения,
разбалансировкам систем организма и проблемам восприятия, программирования, организации,
памяти и творчества.
Материал для исследования развития состоит из простейших рефлексов, реакции восстановления
и равновесия и основных неврологических паттернов (5). Это те автоматические
двигательные реакции, которые лежат в основе наших волевых движений. Рефлексы,
реакции восстановления и равновесия являются фундаментальными элементами, или
алфавитом нашего движения. Вместе они складываются в основные неврологические
паттерны, которые базируются на превертебральных и вертебральных двигательных
паттернах. Первым из четырех превертебральных паттернов является клеточное дыхание
(процесс расширения/сжатия в каждой клетке тела при дыхании и движении), который
соотносится с движением одноклеточных организмов. Клеточное дыхание определяет
все остальные паттерны движения и позировки. Лучи, выходящие из пупка (связь
движений всех частей тела с пупком), ротовое движение (движения тела, инициируемые
ртом) и преспинальное движение (мягкие последовательные движения позвоночника,
рождающиеся на границе между спинным мозгом и пищеварительным трактом) - это
остальные три превертебральных паттерна.
Двенадцать веретебральных паттернов основываются на: спинальном движении (движение
от головы к хвосту), которое соотносится с движением рыбы, гомологичном движении
(симметричное движение обеих верхних и/или обеих нижних конечностей одновременно),
которое соответствует движению рептилий, и контралатеральное движение (диагональное
движение одной верхней и противоположной ей нижней конечностей), которое соотносится
с движением млекопитающих. Развитие основных неврологических паттернов устанавливает
наши основные двигательные паттерны и соответствующие перцептуальные связи, включая
ориентацию в пространстве и образ тела, а также начальные элементы способности
к обучению и общению. К примеру, в спинальных движениях мы развиваем вращение,
устанавливаем горизонтальную плоскость, выделяем переднюю и заднюю стороны нашего
тела и приобретаем способность присутствовать.
В гомологичных движениях мы развиваем навыки симметричных движений, таких как
отжимания и прыжки на двух ногах, устанавливаем сагиттальную плоскость, выделяем
верхнюю и нижнюю части нашего тела и приобретаем способность действовать. В гомолатеральных
движениях мы развиваем навыки двигаться асимметрично, как-то ползти на животе
или прыгать на одной ноге, устанавливаем вертикальную плоскость, различаем правую
и левую стороны нашего тела и получаем способность устремляться к чему-то. В
контралатеральных движениях мы развиваем диагональные движения, такие как ползанье
на четвереньках, ходьба, бег, прыжки с одной ноги на другую, получаем представление
о трехмерном движении, выделяем диагональные сектора нашего тела и приобретаем
способность к интеграции нашего внимания, намерения и действия.
Движение развития и прогресс восприятия формируют канву, по которой развивается
диалог между различными системами тела. Если в контексте процесса развития связать
внутреннее клеточное сознание с внешне осознаваемым движением и движением в пространстве,
то можно облегчить понимание эволюции сознания и смягчить проблемы взаимоотношений
тела-разума на их коренном уровне. Чем более мы способны использовать наше сознание
на клеточном и тканевом уровне, тем лучше мы способны понять себя. По мере углубления
знаний о нас самих, мы углубляем наше понимание и сочувствие по отношению к другим.
Ощущая уникальность каждой клетки в контексте гармонии ткани, мы узнаем об индивидуальности
в контексте общества.
Приобретая осознание разнообразия тканей и сущности их выразительности для внешнего
мира, мы расширяем наше понимание других культур в контексте планеты в целом
и места нашей планеты в расширенном осознании вселенной.
Динамика восприятия
Посредством органов чувств мы получаем информацию из нашей внутренней среды (нас
самих) и внешней (других людей и внешнего мира). Обработка, видоизменение, искажение,
принятие, отвержение и использование этой информации являются частью акта понимания.
Когда мы решаем принять информацию, мы соглашаемся с данным аспектом окружающего
мира. Когда же мы преграждаем вход информации, то мы защищаемся от данного аспекта.
Изучение - это процесс, благодаря которому мы меняем наши реакции на информацию
в контексте каждой конкретной ситуации.
Чтобы добиться ясного понимания, наше внимание, концентрация, мотивация или желание
должны активно фокусировать нас на том, что мы должны понять. Этот аспект понимания
мы назвали активной фокусировкой. Она структурирует нашу интерпретацию чувственной
информации, и без активной фокусировки наше восприятие остается слабо организованным.
Осязание и движение - это первые чувства, которые следует развивать. Они образуют
основу для дальнейшего восприятия через органы вкуса, обоняния, слуха и зрения.
Рот является первой конечностью, которая хватает, отпускает, измеряет, тянется
и отнимается. Он закладывает основу для движения других конечностей (рук, ног
и хвоста) и развивается в тесной связи с носом. Движение головы, инициируемое
ртом и носом, лежит в основе ее движения, инициируемого ушами и глазами. Слуховой
тон, тон положения тела, вибрация и движение регистрируются в среднем ухе и имеют
родственную связь. Зрение зависит от всех предыдущих чувств и, в свою очередь,
помогает интегрировать их в более сложные паттерны. Восприятие может быть изучено
с точки зрения взаимосвязей между различными чувствами и их связи с процессом
развития. Через изучение процесса восприятия мы можем расширить наш выбор ответов
в диалоге с собой, с другими и с окружающей нас средой.
Дыхание и вокализация
Наша способность воплощать структурные и физиологические процессы, лежащие в
основе дыхания и голосообразования, дает нам еще один важный способ установить
отношения с самими собой и с нашим окружением. Дыхание происходит автоматически.
Оно находится под влиянием внутренних физиологических и психологических состояний
и внешних факторов. То, как мы дышим, тоже влияет на наше поведение и физическую
деятельность. Дыхание - это внутреннее движение. Оно определяет движение тела
во внешнем пространстве. Движение же, в свою очередь, вносит изменения в процесс
дыхания.
1) Основные неврологические паттерны - это шестнадцать первичных двигательных
паттернов, разработанных Бонни Бэйнбридж Коэн на базе филогенетического (присущего
животным) и гомогинетического (присущего человеку) путей развития способов движения.
2) Я использую слово соматизация, чтобы обратиться к кинестетическому опыту непосредственно,
в контрасте с визуализацией, которая использует зрительные образы, чтобы вызвать
к действию кинестетический опыт. Через соматизацию происходит обмен информацией
между клетками тела и мозгом.