← Февраль 2006 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://taganka.theatre.ru
Открыта:
22-12-2003
Статистика
0 за неделю
Театр на Таганке Юрия Любимова Юрий Любимов в кино
ЮРИЙ ЛЮБИМОВ В КИНО
Многие из вас знают, а может и не знают, что Художественный руководитель Театра на Таганке до того, как уйти в режиссуру и возглавить свой театр, был актером. Юрий Любимов не только играл на театре (Прим. : устаревшее выражение), но и много и плодотворно снимался в кино. Предлагаю почитать воспоминания Юрия Петровича о том времени, о режиссерах, с которыми он работал, а также воспоминания о своих киноработах:Сталин смотрел все фильмы. Я помню, снимался у Довженко на Мосфильме в фильме «Прощай, Америка!» про сбежавшую американскую журналистку. Это журналистка, которая вышла замуж за русского артиста, певца. У меня была очень приличная роль американского корреспондента циничного и развязного господина. Довженко делал фильм. И как раз тогда в одну ночь па Мосфильме по приказу Сталина закрыли несколько фильмов. Oн взял список и сказал: «Если она изменила своей родине, то может изменить и новой», и вычеркнул фильм. Хотя это снимали по его заданию. Потом он еще закрыл несколько картин.
Вы сколько делаете фильмов?
Двадцать пять.
А сколько хороших?
Ну,
Не надо двадцать пять, делайте восемь, но шедевров!
И съемки прекратились в одну
ночь. Только бедный Александр Петрович отхлопотал дополнительные два часа ночной смены, и вдруг начались повальные отмены съемок никто ничего не понимал, думали, война
***
До войны я снимался в «Снежной королеве». Сказочника там играл. Были дети, актер Ларионов и замечательный оператор Кириллов.
«Снежная королева» не успела выйти. Началась война ее закрыли. Потом дети выросли.
Очень жалко, потому что был хороший материал.
Был еще «Свинопас» сказка Андерсена.
А до этого еще меня пригласил Довженко на «Тараса
Бульбу». Он хотел, чтоб я играл Андрия. Но он со мной побеседовал, и это ничем не кончилось.
Во время войны я снимался у Столпера в фильме «Дни и ночи» по К. Симонову. Видимо, Симонов меня знал до войны. И потом, наверное,
Я помню, что я снимался в сапогах из ансамбля они были поприличней, а я играл командира. И там была большая очень панорама, я спал, потом бомбежка, и я вскакиваю и сразу натягиваю сапоги и бегу. И пока шла эта длинная панорама, сперли сапоги. И я проснулся, ну как полагается по кадру, а это очень же сложно наладить все по киношным делам бах! сапог нет!
Все следили за панорамой как идет аппарат, а в это время
Столпер кричит: «Что ты не играешь?!» Я говорю: «Сапоги украли!» и поднял такой ор, что мне дали
Симонов мало бывал
на съемках. На натуре он ни разу не был, в Сталинграде. Но он смотрел картину, и ему нравилось, как я играю.
Потом Столпер снова пригласил меня сниматься в «Нашем сердце». Там была очень хорошая роль, я ее любил.
Я снимался у такого мариниста Брауна в фильме «Голубые дороги», где играли замечательные актеры: Романов и Кадочников. Я там играл матроса такого непутевого оболтуса, который все на губу попадает. Замечательная роль, очень острая, и рисунок был.
У Довженко дважды я снимался. Один раз в «Прощай, Америка». А потом играл в «Мичурине» эпизод, но осталось там очень мало. И там я с ним подружился, несмотря на то, что характер, конечно, у него был своеобразный, мягко говоря.
Рассказ о Довженко.
(Расшифровка магнитофонной записи
Я не раз видел Александра Петровича Довженко в работе и мне хотелось бы вспомнить несколько случаев, когда он работал над фильмом «Мичурин».
Съемочная площадка на природе. У аппарата сидит седой человек, очень красивый, который безумно любит природу, который много посадил садов, красивых цветов, который очень любит цветы, сады и который даже считал, что самое полезное, что он сделал в жизни, это то, что он посадил много садов, которые цветут и облагораживают душу человека.
Снимается фильм «Мичурин». Актер, играющий Мичурина, стоит в кадре. Снимается сцена «приезд американцев» корреспондентов американских, таких беспардонных людей, которые приехали за сенсацией к Мичурину. Снимается эпизод,
что Мичурин показывает выведенный им интересный сорт
Александр Петрович подходит и говорит:
Тихо кругом! Тихо! Тихо кругом! Я попрошу, группа вся ко мне полное внимание и тишины творческой настоящей. Григорий Акимбыч, знаете, я попрошу Вас так. Вы значит, берете этот орех, который вы вывели с таким трудом, большим творческим трудом, берете его и показываете этим американцам и говорите
им: «Орех». Попрошу вот этот кадр, вот это слово так сказать раздельно и точно, точно. Чтоб был неумолимый человек, такой, который ни на что, ни на какие компромиссы не идет! Попрошу повторить.
Хорошо, Александр Петрович, значит, беру. Орех.
Тихо! Тихо кругом! Григорий Акимбыч, я попрошу вас прочистить ушки. Да. Прошу вас собраться и сказать
мне так: «Орех.
прошу вас начинать.
Эх. .. Орех.
Перерыв. Актер в тупике.
***
(Входят костюмеры.)
Александр Петрович, мы хотели вам показать новый костюм Мичурина вот для этой сцены. Будьте добры, посмотрите, пожалуйста. Мы все сделали так, как было в эскизе у художника.
Хорошо. Так. Попросите ко мне
актера. Да, Григорий Акимбыч, здравствуйте. Здравствуйте. Как почивали? Хорошо. Очень приятно. Я попрошу вас так, чтоб вас это не затруднило, пройдитесь немножечко туда. Не обижайтесь, что я смотрю на вас, как на лошадь, но это необходимо для точности искусства. Попрошу вас. Так. Так. Хорошо. Художников по костюму ко мне сюда быстро! Я хотел бы вас спросить, художник, он, значится, должен прежде всего быть наблюдательным человеком, я
так полагаю.
Я попрошу вас сказать, как вы находите этот костюм?
Александр Петрович, согласно эскизу, все здесь намечено так, как в эскизе.
Нет, я попрошу вас ответить, готов ли актер к съемке или не готов?
Так вот я смотрю, согласно эскизу
Не «согласно эскизу», а на ваш художественный взгляд готов он к съемке или нет? Прошу ответить.
Готов.
Тихо кругом! Слепцы! Слепцы вы! Обжить костюм немедленно, это же он в новой вещи, совершенно не органично сидящей на человеке! Тем более на Мичурине, который копается все время у себя в саду, годы целые
копает. Обжить
костюм быстро!
Тут подбегает группа ассистентов, стаскивает с актера костюм, начинает его обживать мять ногами, грязнить, валять в тертом кирпиче всячески, значит, приводить его в обжитое состояние. Минут через десять снова надевают на актера костюм, подводят актера к Александру Петровичу.
Вот, Александр Петрович, все сделали как вы просили.
***
Александр Петрович разговаривает со своей дирекцией по картине на съемочной площадке. Стоит директор, его заместитель и Довженко.
Александр Петрович, понимаете, какая штука, вы знаете, сегодня тридцатое, так сказать конец месяца, ну это, конечно, неважно, но
Хм, так, так, так. Тихо кругом! Тихо! Это хорошо, что вы мне сказали. Да, сейчас я подумаю.
Проходы Мичурина. Да, это необходимо сделать. Это будем делать так.
Вот хорошо, Александр Петрович, значит, сегодня мы это дело так и фиксируем. Сегодня проходы Мичурина, да?
Да. Тихо, не мешайте мне. Тихо, прошу тишины полной. Полной тишины. Будем снимать проходы Мичурина. Начнем так. Весна. Весна. Только что набухают почки, природа снова возвращается к жизни. И вот стоит этот молодой человек, тогда еще совсем молодой, неопытный. И вот он смотрит
на эту распускающуюся природу и сам он тоже еще распускается, набирается полных сил, творческих сил. И он идет по этой природе, и он идет по весне, и расцветают цветы, лопаются почки, а он все идет, идет, гордый, неприступный человек, покоритель природы; идет, идет, идет. И потом уже, пони¬маете, так у нас будет лето, и уже листья кругом и сучья, все обросшие листьями, в полном соку жизни. И уже идет человек в зрелом
возрасте. И он идет по летней природе, и все идет, идет с гордым лицом. И потом уже выведем так, из наплыва в наплыв уже осень, желтеют листья. И уже седина серебрит его шевелюру. И он все идет, идет по этой природе. Потом уже начинаются голые ветки, черные голые ветки, как бы символизируя, что его жизнь исхлещет, а он все равно гордый и неприступный все идет по этим сучьям, расталкивая эти сучья. Они хлещут
его по лицу, а он все идет, идет, идет, идет по природе. И потом мы уже видим седина, сучья в инее, все заиндевело, и он все идет, идет, идет, идет, гордый человек. Гордый человек идет, идет по природе. Вот так мы будем снимать полторы тыщи метров. И вот отберем для плана эти сорок пять. Вот. Так и будем поступать. И у нас будет выполнение плана. Все.
***
Он мог войти, вежливо постучав, к директору Мосфильма, во время
Я попрошу прощения за мое неожиданное вторжение. Разрешите, я посижу здесь с краешку так. Благодарю вас.
Пожалуйста, Александр Петрович, пожалуйста.
Спасибо.
Продолжаются разговоры о производстве, о том о сем. Значит, вроде заканчивается совещание, и директор обращается к Александру
Петровичу:
По какому вопросу вы пришли?
Я прошу прощения, я хотел
Разрешите мне позвать моих художников по декорациям сюда.
Пожалуйста.
Входят художники.
Я попрошу у вас полного внимания. Я вас просил сделать мне декорации, которые бы отображали полную бесхозяйственность и запущенность. Я вас просил, чтоб вы мне сделали такой кабинет и, знаете, такой потолок весь в таких
подтеках, где ржавчина вся и капает так, капли, капли и разводы на потолке, как сифилитические язвы. И вы говорили, что вы это не понимаете.
Так вот посмотрите на это заседание и вот на этот потолок. Вот теперь вы поняли, какой мне нужно кусочек сделать декорации, да. Прошу прощения за беспокойство.
Это он говорил этим заседающим. И уходил.
Вот что он позволял себе.
Или на съемках
директор картины суетится перед ним, а он ставит кадры. Он всегда долго ставил, потом говорит:
Потом директор
Надо план, план, Александр Петрович, ну немножечко снимите, метраж необходим, отчитаться надо.
Он говорил:
Я прошу мне не морочить голову и не забивать
гвозди мне в мозг, понимаете ли. И потом, помимо всего прочего, вы жулик. Вы провели вот этим несчастным людям, у которых вы арендовали на несколько дней съемок, водопровод, чтоб тек, вода мне была нужна, и потребовали с них огромные деньги, взятку они вам давали. Поэтому удалитесь отсюда, вы - жулик, вы обманываете честных тружеников. Так. Удаляйтесь, удаляйтесь.
Александр Петрович был человек чрезвычайно интересный. Ведь он посадил яблоневый
сад знаменитый у Киевской киностудии. И когда его спрашивали:
Что это, зачем, Александр Петрович, вы сад огромный сажаете?
Я думаю, что это хотя бы немножечко облагородит души артистов, их цинизм сгладит. Вот они будут ходить в эту студию, и когда они пройдут эти цветущие яблони, то, может быть, в их зачерствелых душах
***
«Мичурина» снимали под Москвой. Я тогда много снимался и все мотался
Американскому акценту я у
«РомашИшки,
И он до сих пор идет. Я помню, когда были наши успехи в космосе, шел все «Человек с планеты Земля», где Кольцов играл Циолковского, а я играл его друга был такой фильм. Это роль большая и яркая. Друг Циолковского такая гротескная фигура острохарактерная. Ты, Петр, даже можешь меня не узнать в гриме. Я считаю, эти роли были довольно удачные.
Потом в 1949 году
я попал в «Робинзона Крузо». Меня взял режиссер Андриевский. Это был первый в мире стереофильм, который снимался года два,
Но меня этот фильм тогда здорово подкормил.
И там, я помню, был случай, когда мы шли на съемки, и газеты были полны сообщений, что Сталин произнес тост за великий русский народ, который выиграл войну.
Ну вот теперь вы поняли наконец, кто тут самый главный?
И второй случай «политический» был: у нас с Кадочниковым был концерт в клубе в Батуми. И я бегу на концерт, опаздываю, и наш оператор мне с балкона кричит:
Вы газету смотрели сегодняшнюю?
Я говорю:
Да нет, когда я успел, мы с шести
утра
и бегом. Он мне кидает. Я схватил эту газету и бегу. Прибежал, там полно зрителей, Павел
сижу повторяю мысленно текст Зощенко. Разворачиваю газету и там постановление об Ахматовой и Зощенко, а у меня в репертуаре больше ничего нет. И я думаю,
чего же мне делать, потому что я
Вы что будете читать?
Я буду читать
Зощенко.
Он на меня посмотрел так страшно и
А вы что будете, товарищ Любимов, читать?
Я говорю:
Зощенко.
Он говорит:
Вы что, не понимаете?
Я говорю:
А что я должен понимать? У меня нет ничего другого.
Он говорит:
Одну минутку.
Это было в Доме офицеров. Короче говоря, пришел еще
Вы знаете, у нас нет к вам никаких претензий, пожалуйста, не читайте. Мы вам заплатим, только не читайте.
И я с удовольствием отбыл. Выскочил Пашка на секунду попить воды и говорит:
Ну брось ты! Конечно, Зощенко не надо, но ты расскажешь
Это сейчас смешно, а ведь это был сигнал к разгрому. За этим вскоре
последовала трагическая смерть бедного сатирика.
А читал я "Приключилась с Петькой Ящиковым «пшенная болезнь», когда его глазной врач попросил носки снять, а он никак этого не ожидал, потому что у него ячмень был. Он говорит: «Зачем же мне ботинки снимать, когда у меня глаз болит?» Вот этот и еще
И потом запомнился еще случай, когда они арендовали цирк, уже была зима,
и шел снежок, который, конечно, таял. А Павел страдал ангиной сильно, и мы решили закаляться. Но
Потом
Я часто просил режиссеров, предположим, Столпера снять несколько дублей как я хочу. В чем
это выражалось? Ну, например, он меня просит: вот сцена встреча двух летчиков. Там три летчика: Дружников, Кузнецов и я - мы играли этих трех летчиков. И он мне ставит кадр, и я говорю:
Я не могу сыграть то, что ты просишь.
Почему?
Потому что невозможно на этом плане сыграть то, что ты говоришь.
Ну, а что ты предлагаешь?
Ну, сделай один дубль,
как я тебя прошу. И он делал, и этот дубль входил в картину. И так было несколько раз.
И отсюда я понимал, что
Что вы смеетесь, Юра, это неприлично.
А я тихонько ему говорю:
Ради Бога извините, но неужели
вы хотите после такой войны вывести на веревке даму довольно плотного сложения, особенно в нижней части тела, и вызвать сочувствие к несчастному ребенку мне это смешно, потому
что я
И он очень обиделся и
А Черкасов сказал Сергею Михайловичу:
Вы только молчите. Рассказывать буду все я, а вы только делайте физиономию соответствующую и поддакивайте так, молча.
Ну и вот, говорит Эйзенштейн, мы входим, никакого внимания он не обращает, это был один из его приемов, долго мы стояли,
потом вдруг так невзначай взгля¬нул на нас, оторвавшись от кремлевского окна и французской шторы в лучах заходящего солнца, и, что со мной произошло, Эйзенштейн говорит, я не знаю, я вдруг
сделал земной поклон, а он довольно тучный человек, то есть до земли поклонился, и рукой коснулся земли, такой традиционно русский поклон земной. Не понимаю, почему, это же без умысла я сделал, но ведь
сделал.
Черкасов буркнул:
Правильно.
А у того не шелохнулась бровь.
Вот, видимо, это и вызывало восторг у определенной части коммунистов вождь настоящий. Цезарь, Нерон, Калигула, так же как Калигула, изрыт оспой. Так что у Пастернака не случайно, помните, в начале «Доктора Живаго»: «У древних истории не было, а были только оспой изрытые Калигулы и торжество бронзовых памятников», так что Пастернак, видимо, не случайно это написал.
Я бы хотел поставить «Калигулу». Пьеса хорошая. И Владимир хотел играть. Она потому и классика, что она звучит. Ведь есть классические пьесы, которые как бы в данный исторический отрезок времени уходят в тень, а потом опять появляются на солнышке. Я, как Свидригайлов, который говорит: «Я мало лгу». Володя Высоцкий очень хорошо играл эту роль, замечательно. Потому что сам писал хорошие стихи, и чувствовал слово, а Достоевский, хотя у него часто бывает скоропись, у Достоевского, но все равно в этом неудержимом фонтане темпераментном есть поразительные прозрения, словесные сочетания замечательные. Отсюда и юмор такой своеобразнейший, как в «Бесах». Ведь там же читаешь и смеешься. Вслух я перечитывал, особенно когда делал инсценировку. Катя, жена, говорит: «Что вы смеетесь?» потому что ситуация не до смеху, а я все вчитываюсь в роман и действительно смеюсь. Особенно мне приятно было, что у Достоевского это есть: «Чем больше я пишу, тем мне вес становится смешней и смешней», на Петьку Верховенского. А уж Федор Михайлович знал толк в этих делах, сам прошел через них.
***
«Каин XVIII». Был замечательный сценарий написан Николаем Робертовичем Эрдманом. Когда умер блистательный
оператор Москвин, который снимал с Эйзенштейном вторую серию «Ивана Грозного», у его жены, Надежды Кошеверовой, остались три листочка
Николай Робертович, приезжайте в Ленинград, помогите.
Он мне стоически всегда отвечал:
Юра, но я же не могу
Наде прибавить таланта. Я все написал. И она часто говорит со мной, я ей все объясняю.
Но они на площадке не то делают.
Короче говоря, я его уговорил, и он приехал. Не знаю уж, как он там себя вел, что он им говорил, но он несколько раз приходил на съемки. Я там несколько дней жил с Гариным в одном номере и он мне много рассказывал о Мейерхольде, Эраст
Павлович. И Николай Робертович рассказывал часто. Например, Николай Робертович всегда
В «Каине XVIII» было такое созвездие блистательных артистов, что нужно было в оба смотреть, потому что все растащат в кадре сразу: кто кого переиграет. И я считаю, что я экзамен выдержал.
***
Я не жалею, что снялся на телевидении в «Мольере». Это Эфрос пригласил. Это был, с моей стороны, еще
и эксперимент: артисты стали на меня нападать, что я их стремительно гоню к результату, то есть к спектаклю. Это звучит очень странно, для западных это просто непонятно: вроде это само собой и разумеется, когда на репетиции восемь недель дают. На Западе трудно получить больше восьми недель. Там канон: опера шесть недель, драма
Я снимался с четырех до семи там. Во всяком случае к себе в театр на второй акт я всегда успевал. Но каждый день я не мог выстаивать, у меня терпения бы не хватило на свое искусство любоваться каждый вечер. Но, к сожалению, приходилось много стоять. И если я не смотрел спектакль, предположим месяц, а ведь репертуар, который шел, был огромный, и была проблема,
чтоб хоть раз в месяц шел спектакль, иначе трудно артистам играть. Суфлера у нас нет все тридцать лет, к счастью, как и гримов. Ну
Стыдно плохо играть.
И еще:
Дорогие зрители!
Каждый раз, когда вы приходите на спектакли Театра на Таганке, то в фойе видите деревянный стенд, к которому прикреплен большой холст белой бумаги, а рядом лежат фломастеры. Здесь вы оставляете ваши отзывы о наших спектаклях. Самые интересные из них мы будем размещать в нашем новом разделе «Отзывы зрителей», ведь они тоже составляющая часть нашей истории.
С уважением, Наталья Путичева
P.S.: В следующем выпуске читайте интервью с актрисой нашего театра Анной Агаповой
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.taganka Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||