Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр на Таганке Юрия Любимова Юрий Любимов и Тонино Гуэрра


Информационный Канал Subscribe.Ru


ЮРИЙ ЛЮБИМОВ И ТОНИНО ГУЭРРА

Сегодня, 28 января,  Юрий Петрович Любимов встретится  со знаменитым итальянским
сценаристом, писателем и художником Тонино Гуэрра, с которым российского режиссера
связывает многолетняя  дружба. Сам Юрий Любимов долгое время работал в Италии.
Более того, в 2003 году российский режиссер  указом президента Итальянской Республики
награжден орденом «Звезда солидарности Италии» степени Гранд-офицера. Посол Джанфранко
Факко Бонетти, вручая орден, подчеркнул, что им впервые удостоен гражданин Российской
Федерации, деятельность которого способствует сближению российской и итальянской
культур. При этом Бонетти особо отметил, что его страна демонстрирует свое восхищение
участием Юрия Любимова в общественной и политической жизни, а также глубокое
уважение к его творческой деятельности, которой он занимался в свое время и в
Италии, содействуя сближению двух великих культур. Тогда же Юрия Любимова поздравил
с наградой и Тонино Гуэрра - друг и соавтор Федерико Феллини. Сегодня два Мастера
встретятся в Театральном центре “На Страстном” в 19.00.

ТОНИНО ГУЭРРА родился 16 марта 1920 года в Сант-Арканджело ди Романья. Был в
германском плену, где впервые начал писать стихи, которые привели его в кино.
После войны работал учителем в школе, получая 14 долларов в месяц.
Первый сценарий к фильму “Один гектар неба” Тонино написал о жизни в маленьком
городишке, где трагическое перемешивалось с комическим. Так совпало, что роль
в этой картине стала “боевым крещением” для молодого актера Марчелло Мастроянни.
В историю мирового кино итальянский драматург вошел как автор сценариев к фильмам
“И корабль плывет...”, “Амаркорд” Федерико Феллини, “Брак по-итальянски” Витторио
де Сика, “Блоу ап”, “Затмение”, “Красная пустыня” Микеланджело Антониони, “Ностальгия”
Андрея Тарковского и других. Его работы отмечены восемью “Пальмовыми ветвями”
и двумя “Оскарами”.  В Италии о Тонино Гуэрра говорят,  что он “золотой нитью
своего таланта прошил весь итальянский кинематограф, cоздал его интеллектуально”.
Его часто спрашивают, как он мог работать с такими разными режиссерами, делать
такое разное кино. На это Тонино отвечает обычно: “Я сочинял поэтическую сказку,
и каждый режиссер брал от меня как от поэта то, что ему было нужно”.


РЕЖИССЕР  АНДРЕЙ ХРЖАНОВСКИЙ О ТОНИНО ГУЭРРЕ:
 - В 70-е годы это был человек с Луны. Мы знали кое-что об иностранцах, об их
деловой активности. Но у Тонино ни одна секунда не проходит впустую. И это является
единственной формой его существования. Как-то раз мы ехали с ним в Киев. И вот
на станции Конотоп нас высадили пограничники - итальянские паспорта, то-се. Жуткий
вокзал, обшарпанная эта комната милиции, грязь, хамство... Позор. Мы сгораем
от стыда. А Тонино достал блокнот, карандаш - и стал работать...

- Как-то раз Феллини, Тарковский и Гуэрра обедали в маленьком ресторане в 15
километрах от Рима. Это была первая встреча Феллини с Тарковским, который снимал
тогда «Ностальгию» по сценарию Тонино. Феллини, не отрываясь от салфеток, на
которых рисовал лодки, окруженные стаями акул (придумывал «Город женщин»), спросил
у Тарковского: «Как тебе работается с Тонино?» «Мне с ним легко, - ответил Андрей.
- Он поэт». Феллини помолчал. Потом взглянул на старого своего друга. «Жаль.
Первым это должен был сказать я».

Тонино Гуэрра написал сценарии к 21 фильму. Однако Гуэрра известен не только
как  сценарист,  но и как писатель и художник. В Санкт-Петербурге открыта (с
16 августа 2003 г.) Галерея Тонино Гуэрра. Новый выставочный сезон  галерея начала
с необычного и интереснейшего проекта - на выставочной площадке был представлен
“Дом Тонино Гуэрра”. Впервые в России зрители смогли увидеть панно, скатерти
и подушки, расписанные по рисункам Маэстро в старинной технике на льняном полотне,
авторские кувшины и столовую посуду, а также великолепные литографии и легкие
акварели Тонино Гуэрра, выполненные на специально отлитой вручную бумаге.

Сегодня Вам представится возможность поближе познакомиться с Тонино Гуэрра и
побольше узнать о нем. Автор Марина Андреева делится своими впечатлениями о посещении
Тонино Гуэрра в Италии:

В САДУ ЗАБЫТЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Крошечный средневековый городок Пеннабилли находится в Адриатической Ривьере
– одной из самых «курортных» областей Италии – но вдали от суетливых туристических
центров. Он расположен высоко в горах, где протекает река Мареккья, по которой
римляне ходили на галлов, а по берегам разбросаны древние крепости. В Пеннабилли
трудно добраться, и это хорошо. Это – заповедное место. Город, где живет удивительный
человек, легенда прошлого века, уверенно вошедший в век нынешний не только благодаря
своим прошлым творениям. Руки этого человека успели коснуться современности,
и продолжают совершать чудеса. Его зовут Тонино Гуэрра.
Мы очень торопились – никак нельзя опоздать на свидание с Гуэрра. Маэстро вечно
занят, и то, что для встречи с нами он выделил три часа, – это просто невероятно!
Но и этого времени, наверняка, будет мало – не каждый день приходится общаться
с такими знаменитостями.
Мы въезжаем по крутой дороге в самый центр городка. Полдень, жарко невероятно,
раскаленное солнце упорно пытается расплавить мостовые и крыши домов, нещадно
борется с упрямыми цветами и зеленью, торчащими из каждого не забитого булыжником
клочка земли и свисающими изо всех окон. На площади – ни души, но ощущения одиночества
нет и в помине. Почему-то городок кажется просто уснувшим на время, как в сказке.
Вот прозвонит колокол в маленьком кафедральном соборе Св. Филиппа, и откроются
магазинчики, забегают-засуетятся горожане, залают собаки и раскричатся птицы...
Но город пуст. Мы сидим на раскаленных ступенях собора. У нас есть еще время,
но нет сил пробежаться по близлежащим кварталам и рассмотреть удивительные старинные
дома и медные доски на них. Странно – везде мемориальные доски. Что – здесь жили
одни знаменитости? Город гениев? Но почему тогда его нет в путеводителях?
Сидим, гадаем, ждем. И вдруг... По крошечной извилистой улочке, ползущей откуда-то
снизу, в облаке солнечных лучей к нам легко идет Золотая Женщина. Она вся золотая
– пышные волосы, шляпа, платье, туфельки и даже собака, величаво идущая рядом
с ней, – золотая. Женщина немолода, но очень красива. И видно по ее глазам и
улыбке – счастлива. Это – жена Тонино Гуэрры, его Лора (в середине 70-х Тонино
Гуэрра сочетался вторым браком с Лорой Яблочниковой, которая работала на “Мосфильме”.
Лора постоянно сопровождает именитого супруга в поездках в качестве помощника
и переводчика. (прим. – Н.П.))
Без Лоры нам не обойтись. Гуэрра в такую жару предпочитает находиться дома, а
нам нужно обязательно посмотреть его уникальный Сад Забытых Деревьев. Считается,
что это одна из главных достопримечательностей Пеннабилли.
На самом деле это не простой сад. И дело вовсе не в том, что в нем высажены давно
исчезнувшие «из обихода» деревья, цветы и травы. Дело в том, что сад этот – страна
воспоминаний и памяти о былом, о друзьях, вещах, образах. Многим известно (из
самых разных источников) об удивительном бронзовом дереве с двумя ветками, на
каждой из которых сидит птица. Когда наступает определенный час, например, на
восходе солнца, тени птиц превращаются на белом камне-постаменте в профили Федерико
Феллини и Джульетты Мазины, обращенные друг к другу. Как это было всегда в их
жизни...
Своему другу Андрею Тарковскому Гуэрра посвятил выстроенную из больших камней
часовенку. Дверь в нее не открывается, потому что нет ручки... Там есть удивительная
арка, она стоит сама по себе, и если не знать, какая тайна сокрыта под ее сводом,
арку проще обойти. Но лучше пройти под ней – ведь если у вас есть талант («Неважно,
какой, – говорит Лора, – Тониночка уверен, что он есть у каждого!»), он обязательно
раскроется в полной мере и подарит вам удивительные возможности...
В Обители Мадонн нашли приют пострадавшие образы Пресвятой Девы – со всей Италии
Гуэрра собирал растерзанные временем и варварами иконы, реставрировал их, и вот
теперь они здесь, в его саду, в скромном уголке справа от входа, встречают редких
посетителей печально-строгими взглядами...
В Саду Забытых Деревьев оживает прошлое, и ощущение времени совершенно исчезает.
Вот садовые деревья, плодами которых лакомилась Екатерина Медичи, вот мята, но
не простая, а очень-очень древняя, она не растет теперь в итальянских огородах,
а Гуэрра нашел, откопал и привез сюда. Некоторые подвижники помогают ему – привозят
редкие растения из разных уголков страны, и все они отлично приживаются на этой
земле. Наверное, потому, что хозяева сада знают и любят каждое из них. В Саду
хранятся совершенно непостижимые вещи, например, древняя телега, заполненная
охапками цветов, или старинные каменные лоханки для стирки. Но ведь они когда-то
служили людям, а значит, достойны уважения.
«Пойдемте скорее, иначе Тониночка будет нервничать, что мы так долго не идем,
а я хочу еще успеть показать вам город», – в голосе Лоры нет ни капли иностранного
акцента. Она тянет за поводок сонного от жары Бабу – роскошного золотистого ретривера,
с которым никогда не расстается. Мы снова выходим на площадь, на которой – город
проснулся! – появились люди. На углу – смешной магазинчик, перед ним выставлены
глиняные фигурки животных, какие-то корзины с сухими цветами и еще что- то совершенно
нефункциональное. Но это – не просто магазин сувениров. В нем продается множество
вещей, сделанных Гуэррой, вернее, по его идеям и эскизам, и копии его очаровательных
рисунков. Средства от проданных эстампов идут в самые разные фонды и на нужды
городка. Так решил Маэстро.
Гуэрра обладает удивительной способностью оживлять все, к чему прикасаются его
сердце и руки. Городок Пеннабилли настолько стар и немноголюден, что здесь давно
должны были исчезнуть все воспоминания о тех, кто жил здесь, например, в XVII
веке. Но почти на каждом доме висят таблички с именами и коротенькими историями
из жизни их владельцев. Как удалось Сказочнику найти эту память – для нас загадка.
Но еще большая загадка – зачем ему все это было нужно? Прославиться самому? Но
слава у Гуэрра уже так давно, и в избытке! Фильмы, снятые по его сценариям, знает
весь цивилизованный мир. Деньги? Но денег за энтузиазм не платят, вернее, отдают
свои. Никто, наверное, даже Лора, даже он сам, не ответит на этот вопрос точно.
Что-то движет им, не свойственное большинству, поэтому, наверное, его и называют
сказочником.
Ну, представьте, развесить по всему городу, почти на каждом доме, солнечные часы
собственного изготовления! Причем часы-то все – разные, не похожие друг на друга
ни формой, ни сюжетом мозаичной или керамической картинки! Когда у Гуэрра спросили
– зачем?! – он ответил: «Я не хочу, чтобы люди, приезжающие в Пеннабилли, смотрели
вниз, на свои наручные часы. Я хочу, чтобы они смотрели вверх, на солнце, и узнавали
время по самым правильным в мире часам».
А эти мемориальные таблички? Спрашивается, могла ли мечтать скромная женщина,
«прожившая всю жизнь без свадьбы», как выразился Гуэрра, посвятившая всю свою
жизнь чудотворному образу Пресвятой Девы, хранящемуся в церкви рядом с ее домом,
о том, что горожане будут помнить ее имя – синьорина Лукреция? А по соседству
находится такой же старинный каменный дом, в котором жила когда-то женщина, устраивавшая
праздники для бедняков, – каждое воскресенье любой человек мог придти к ее жилищу
и получить пищу. Разве это милосердие не достойно памяти?
от так, плутая по причудливым изгибам средневековых улочек, ничуть не изменившихся
с тех далеких времен, мы неожиданно выходим на тропинку, спускающуюся к дому
Тонино Гуэрра.
И дом этот, как и все остальное в Пеннабилли, тоже не простой. Трудно представить,
что такой знаменитый человек может жить в скромном, правда, очень уютном, домике
– где же все атрибуты славы? Там нет ничего такого, что просто обязано быть в
доме у всемирно известной личности. Зато повсюду висят птичьи клетки – в них
принципиально не держат птиц, но используют как своеобразные шкатулки и емкости
для всяких мелочей. Там много картин, керамики, очаровательных безделиц вроде
вазочек с засушенными цветами... Еще есть большой двор, чрезвычайно напоминающий
традиционные грузинские дворики, под навесом – диван, над диваном – мозаичное
панно из осколков разноцветной керамики, на низеньком столике – фрукты и холодная
вода. Рядом – ведро, в котором плавает, остужаясь, блестящий шар арбуза. Во дворе
каждое деревце и каждый росточек будущего деревца и цветка огорожен камушками
– нельзя наступать! Повсюду – огромные стеклянные бутыли для вина, глиняные горшки,
деревянные колеса, плетеные стулья и масса еще всяческих безделиц, которые тут
живут. И еще – несметное количество кошек всех возрастов и мастей. Вряд ли кто-то
скажет, сколько их. Но у всех в избытке и еды, и питья. Трогательная «вторая
собака», взятая в дом больной и нервной, все же подходитк нам и позволяет себя
погладить. Если попробовать объяснить царящую тут обстановку, то можно охарактеризовать
ее, как полное отсутствие порядка видимого, но абсолютный внутренний порядок,
необычайная логика этого маленького мирка. Здесь все и вся – на месте.
Мы заходим в дом, здороваемся с Маэстро. Живой цепкий взгляд, сдержанная улыбка.
Беседовали о многом, Лора переводила с итальянского, хотя сам Гуэрра часто сбивался
на русскую речь. Как будто услышав незаданный вопрос о причинах такой житейской
скромности, он начал именно с рассказа о своих родителях. Они были простыми крестьянами
и жили неподалеку от Пеннабилли, куда приезжали продавать свой товар. «Я из простой
семьи, и мне не пристало жить во дворце. Мало того, что я буду выглядеть глупо,
мне и самому такая жизнь чужда, – сказал Гуэрра. – Мне нравится работать руками,
на воле, в своем доме и во дворе. Я радуюсь, когда общаюсь с деревьями и цветами.
Ведь работать в саду – сплошное удовольствие, потому что все это – живое, настоящее.
Вот вы смотрите на мой двор и думаете – почему он такой странный, неровный? А
я не землю к себе приспосабливал, а сам подстраивался под нее, под все эти горки,
спуски, площадки. Нельзя нарушать то, что создано природой, надо самому в это
вписываться».
Как здорово сидеть рядом с Маэстро и спокойно, как у себя на даче, вовсю наслаждаться
сочным сахарным арбузом. Как здорово, что можно задавать любые вопросы, без всякой
подготовки и не стесняясь во времени! Давно уже пролетели отведенные нам часы,
а Гуэрра никуда не торопился. Особенно его радовали вопросы о будущем, как загорались
его глаза и преображалось лицо, когда он серьезно рассказывал об идее нового
сада – на сей раз сада лекарственных растений. Гуэрра любит и ценит все настоящее,
натуральное, и считает, что люди, заболев, должны использовать природные средства.
Поэтому он и задумал выращивать лекарственные растения со всего света. И тогда
каждый сможет придти и выбрать то, что ему нужно, причем бесплатно. Утопия? Судя
по Саду Забытых Деревьев – вовсе нет. Еще он мечтает, чтобы у него было побольше
времени на рисунки и книги, а есть еще любимые фонтаны (многие из них существуют
пока в проектах) и кино – с ним он не расстается, потому что есть и сюжеты, и
обязательства. «Теперь кино совсем другое, но и я изменился. Мне по-прежнему
есть что сказать», – смеется Маэстро.
Больше всего Гуэрра переживает о детях. Нет, не о своих. Обо всех детях. «Им
нужны звездные войны, электронные игрушки, искусственные звери; они не боятся
насилия и крови, они привыкли, ведь весь этот ужас происходит у них на глазах.
Сейчас дети почти изолированы от природы, они не работают на земле, не знают
названий даже самых обычных цветов. И это грустно и страшно. Я бы запретил все
искусственное в жизни детей – телевизоры, видео, компьютеры. Нынешних детей надо
лечить общением с природой, они должны играть в нормальные игры, иначе... Иначе
нас ожидает печальное будущее. Но как это сделать?».
Ах, если бы таких людей, как Тонино Гуэрра, было побольше – хотя бы по одному
в каждом городе мира! Тогда бы, наверное, все берега рек были раскрашены в разные
цвета, как речка Мареккья (мэры ближайших городов попросили Гуэрра как-нибудь
украсить долину реки)! Тогда бы все мы смогли разглядеть жизнь в крохотном ростке,
рвущемся навстречу жизни и солнцу, и научились беречь его! Тогда бы наши дети
меньше болели и больше читали хорошие книги...
Сказочники очень нужны – они из почти ничего умеют извлечь чудо и показать его
простым смертным. И мы от этого делаемся лучше. Если выйти из дома Гуэрра по
дальней тропинке, перед вами откроется вид на невысокую гору. Там, на самом верху,
стоит женский монастырь. Дорога к нему выложена из огромных каменных ромашек,
символизирующих чистоту и непорочность. Эти ромашки сделали художники, посещающие
Пеннабилли. Как вы думаете, кто их этому научил?
Марина Андреева

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное