Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА 'Из путешествия Онегина' постановка А. Васильева


Информационный Канал Subscribe.Ru




ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ПРЕДСТАВЛЯЕТ
МАЙ 2004 года

  
Ц
итаты:

"В начале 90-х за домом на Поварской, на входе в который сроду не было вывески "Театр", держалась слава места мрачного и таинственного. Анатолий Васильев вел существование отшельника, не посвящая в свои алхимические опыты с театром никого из чужаков. Лишь в конце 90-х на Поварской, морщась, стали упоминать неприятное для "Школы драматического искусства" слово "репертуар". А два года назад случилось чудо: город дал господину Васильеву под его "Школу" большое здание на Сретенке. Едва справили новоселье, сретенский дом у Васильева те же самые начальники попытались отобрать, мотивируя это как раз тем, что в театре отсутствует "репертуар". Но они оказались не правы. Анатолий Васильев сейчас совсем не похож на того мрачного анахорета, каким был в астенические 90-е годы. А после этого спектакля его и вовсе можно назвать "веселым режиссером".

Глеб Ситковский

"СЮРПРИЗЫ начинаются уже с программки-приглашения "госпожой Лариной с дочерьми" на именины Татьяны. Крутая лесенка, антресоли, ансамбль музыкантов, куплеты мсье Трике ("Ви роза!"), приглашения зрительниц на вальс (на том спектакле, где была я, "от публики" вальсировала Наталья Андрейченко). И еще дамам преподносили розы! Приятным и неожиданным сюрпризом "от Васильева" оказался и сам спектакль, овеянный истинно пушкинским легким дыханьем, игривостью, лукавством. А если и печалью (хотя грустного в нем почти совсем не ощущается) - то исключительно светлой. У Васильева молодые таланты скорее играют не "Онегина", а "в "Онегина" - отличные голоса, вокал и хоры, острое актерское чувство стиля, ироничного, подчас добродушно хулиганского: не зря же так часто в публике звучит смех".

Марина Мурзина

"С каким жестоким кайфом эти красивые и талантливые мужчины и женщины препарируют пушкинский текст! Каким блестящим и неожиданным получается вскрытие "Онегина"! Мастеру не интересно то, что важно в пушкинском романе большинству. Он работает с тем, что скрыл хитрый Пушкин за фабулой, бытом, любовями-морковями и прочими соплями. Аккуратно счистив шкурку с Онегина, он обнажил скелет и теперь играет с ним. Вы отправляетесь в путешествие... Путешествие не по канве событий, а по потоку режиссерских ассоциаций. Бал - Свет - Пресыщенность - Любовь? - Мужчина и Женщина - Старость - Дружба - Смерть - примерно так".

Федор Пухов

"Поют как в Большом театре. Во всяком случае, в маленьком зале певцы создают именно такое впечатление. Стихи читают, как всегда у Васильева, красиво, с безупречным чувством ритма, с неожиданными смысловыми акцентами и певучими интонациями. Два Онегина и два Ленских. Татьяна, вроде, одна, но с уверенностью утверждать не берусь. Да и не важно это. Красавица-манекенщица и старая дева, юноша-фотомодель и балерина купаются в волнах пушкинского текста, перекидываются репликами, танцуют, иронизируют, поют. В какой-то момент уже перестаешь различать, где драматические актеры, а где профессиональные певцы. Изысканно падают тончайшего полотна занавесы, горят свечи, бликует нечто серебристое, громко стреляют пистолеты. И вдруг понимаешь, что театр - это не сюжет, не действие, не конфликт, а какая-то особенная, непонятно откуда возникающая неуловимая материя, сотканная из ритмов и оттенков, ассоциаций и ощущений. И Васильев с этой материей обращается виртуозно. А главное, он знает, как ее ткать.

Александр Смольяков

"На территории Игры Васильев встретился с Пушкиным. Встретился как равный с равным, чтобы продолжить, вслед за Пушкиным, нет, не поиск жизненных смыслов (оба они знают, что такого предмета нет в наличной действительности), а удивленное рассмотрение жизни как чудесной и роковой игры."

А. Р.

  

6 чт, 7 пт, 8 сб, 10 пн, 11 вт в 20:00
(Поварская ул.,20)

А. С. Пушкин, П. И. Чайковский
"ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА"
постановка Анатолия Васильева



Российская газета, 19 мая 2003 года

Алена Карась

Святочные чудеса:
Анатолий Васильев представил свою новую работу -
"Из путешествия Онегина"

Спектакль в "Школе драматического искусства" сочинялся почти столько же, сколько и сам пушкинский роман в стихах. Смешливый дух капустника скрывал какой-то неразличимый еще замысел, проступавший годами, вобравший в себя целую эпоху, сложную внутреннюю биографию самой "Школы драматического искусства" и ее создателя-Анатолия Васильева. Подобно Пушкину, Васильев на полях своих "серьезных" созданий - прозрачной ясности мольеровского "Амфитриона", оперы "Пиковая дама" в Ваймаре, "Каменного гостя", "Дядюшкиного сна" в Венгрии, "Плача Иеремии", "Моцарта и Сальери" - придумывал своего саркастичного, печального, исполненного духа веселого сочинительства "Онегина".

Многолетнее путешествие. В "Онегине" перед удивленным зрителем мистериальных васильевских опусов предстает вольная композиция, в которой все необязательно и в то же время необходимо. Композиция театрального капустника, "коллективное сочинение 1995 - 2003", как сказано в программе.

Манера чтения стихов та же, что и в "больших вещах": "пульсирующий звук атакующего слова" (по определению Васильева) разбивает не только привычную мелодичность пушкинского стиха, но дробит саму строку, которая превращается в причудливый, маньеристский карнавал, сутолоку слов. Повествование, принадлежащее одному голосу, превращается не в диалог даже, а в полилог, разыгрываемый несколькими актерами.

Так стих становится театром в буквальном смысле - ни иллюстрацией, ни декламацией, а реальным действием, в котором из причудливого сплетения актерских голосов возникает образ пушкинского романа - в человеке преломляется век, сквозь него, увиденного точно в калейдоскопе, течет река истории, а вместе с ней множество мыслей и чувств - смятение, презрение к миру ("кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей"), горестные заметки ума, неисполненные обещания юности, наконец, тоска по красоте и любви.

Второе, стремительное, легкокрылое действие "Путешествия Онегина" называется "Святки. Сон Татьяны. Коллаж в стиле пятой главы". После первого акта - с хором олигархов, разговорами старых сплетниц и приятелей Поэта, после блистательного кабаре с арией Ленского "Куда? Куда?" на немецком языке - после всего этого пародийного облака "Святки" предстают торжеством высокого театрального волшебства и поэзии.

Они переполнены скрытыми и явными цитатами из множества васильевских опусов. Святочное гадание, зеркала. "Мне страшно, няня, поговорим о старине", - взывает исполненная тревог и предчувствий Татьяна (Алла Казакова).

Вся атмосфера акта сгущена до невероятности, являя образ двух сошедшихся веков, их утрат и предчувствий. Вдруг, посреди Таниной речи вспыхивают строки о декабристах из уничтоженной главы. Онегин и Ленский являются в зеркале двух веков - XIX и XX. Первая пара во фраках и цилиндрах (Огарев и Малахов) переглядывается со второй (Гребенщиков и Тюнин - мистик и денди Серебряного века). Атмосфера страшного Таниного сна сгущается, и вот уж перед нами - неведомо каким образом - возникает мерцающий образ навсегда ушедшего прошлого, пропавшей Атлантиды, и "грустно думать, что напрасно/ была нам молодость дана". Век нынешний и век минувший сходятся в белом, изысканно красивом зале на Поварской, и грозно, подобно мрачному пророчеству, звучит ария Графини из "Пиковой дамы".

В своем страшном сне Таня падает убитой комсомолкой, няня-медсестра вздымает над ней красный флаг с серпом и молотом, и, наконец, на сцену выходит сводный хор, чтобы исполнить "Вечернюю песню о Ленинграде". Игорь Яцко - Дон Гуан и Моцарт двух предыдущих пушкинских опусов Васильева - в костюме 50-х годов XX века торжественно запевает: "Город над тихой Невой". Хор подхватывает, и святочная фантасмагория оборачивается горестным сарказмом. Беспощадная смелость таких рифм позволена поэту, и потому последнюю точку в святочном рассказе Васильева ставит не советский кошмар, а поэтическая причуда вдохновенного сочинительства: на площадку торжественно, цокая копытами, выходит... кентавр. Саркастичный и горестный спектакль-путешествие, построенный средствами пародии и патетики, венчает существо из фантастического мира, мира человеческой фантазии. Может быть, только она - единственная цель поэтических путешествий.


Проекты апреля >>>

  
Б
иблиография:

  • Карась А. Святочные чудеса: Анатолий Васильев представил свою новую работу - "Из путешествия Онегина" // Российская газета. - 2003. - 19 мая. - С. 6.
  • Лаврова О. Способ произнесения // Ваш досуг. - 2003. - 24 февр.-2 марта. - С. 5, 6: портр.
  • Львова М. Озоруют // Веч. клуб. - 2003. - 12-18 июня. - С. 24.
  • Мурзина М. Сюрпризы "Онегина" // Аргументы и факты. Прилож. "Москва". - 2003. - № 33. - С. 20: ил.
  • Пленные духи и свободные граждане: Рейтинг театральных событий // Культура. - 2003. - 19-25 июня. - С. 11.
  • Пухов Ф. Над трупом Онегина // Консерватор. - 2003. - 30 мая-5 июня. - С. 27.
  • Ситковский Г. Анатолий Васильев повеселился с Евгением Онегиным // Столичная вечерняя газета. - 2003. - 25 февр. - С. 4.
  • Смольяков А.Небрежный плод моих забав //Где 2003. - 30 мая-8 июня. - С. 48.
  • Соколянский А.Веселый вечер: Святочные представления "Школы драматического искусства" // Время новостей. - 2003. - 22 янв.
  • Филиппов А. Путешествие Анатолия Васильева: Спектакль по мотивам "Евгения Онегина" в "Школе драматического искусства" // Известия. - 2002. - 21 янв. - С. 9.
  • Филиппов А. Рожденный трижды: Анатолий Васильев показал своего Онегина // Известия. - 2003. - 17 мая.
  • Шимадина М. Анатолий Васильев разделал "Онегина" // Коммерсанть. - 2003. - 19 мая. - С. 21.
  •   

    Цена билетов: 150, 250, 300, 400 рублей.
    Адрес театра: ст. м. "Сухаревская", ул. Сретенка, 19/27. Тел.: 923-70-25, 923-62-04.
    Мы работаем ежедневно с 12 до 15 и с 16 до 20 часов.
    E-mail: sdart@orc.ru, teatr_vasilyeva@mail.ru
    Подписка на новости театра "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА: http://subscribe.ru/catalog/culture.theatre.sda

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИРЕКТОР ТЕАТРА АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу


    В избранное