Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 22 июня 2007 г.
Юозас Будрайтис: «В театре задержался из любопытства»

На презентации культурной программы «Окно в Литву» в Красноярске побывал известный литовский артист Юозас Будрайтис. Уже больше десяти лет он советник по культуре посольства Литвы в России. Но до сих пор время от времени снимается в кино.

Хотя в кино Юозас Будрайтис попал случайно. Его, студента–юриста, пригласил в свой фильм «Никто не хотел умирать» режиссер Витаутас Жалакявичюс. В позапрошлом году исполнилось сорок лет с выхода этой картины на экран и начала кинокарьеры народного артиста Литвы Юозаса Будрайтиса.


Юозас Будрайтис

Юозас Станиславович, времена изменились, и «лесные братья», против которых боролся ваш герой Йонас Локис, воспринимаются в Литве как истинные патриоты. А как сейчас оценивают в вашей стране сам фильм?

Да, восприятие тех событий изменилось. Но я не приемлю упреков в исторической недостоверности фильма или в том, что он просоветский. Прежде всего важна его высокая художественная ценность – это произведение искусства. И потом, в картине нет однозначности. Пусть вскользь, но в ней прозвучало, что партизаны – не бандиты, а борцы за независимость. И их главарь, которого сыграл Лаймонас Норейка, показан красиво, без шаржа. Есть в картине некоторые метафоры, которые говорят сами за себя – например, перекошенный герб Литвы, поверженное распятие...

Имеющий глаза да увидит? Как удалось выпустить такой фильм при советской власти?

Он проскользнул как-то неожиданно – тогда вообще нельзя было говорить в кино на эту тему. И очень странно, что «Никто не хотел умирать» все-таки разрешили к показу… Понимаете, во время работы мы ведь встречались с некоторыми «лесными братьями», которые к тому времени отсидели и вышли на свободу, они многое нам рассказали. Небольшие очаги сопротивления, если не ошибаюсь, кое-где еще сохранялись до начала 60-х. Конечно, все осознавали, что борьба бессмысленна, против такой мощной системы ничего не сделаешь. И просто поразительно, что у этих людей все равно хватало мужества бороться с государственной машиной, которая все могла смести с лица земли. Они были символом сопротивления.

Как и студент, который ритуально сжег себя на площади в Каунасе в начале 80-х, еще до перестройки – он пожертвовал собой во имя свободы, стал одним из символов диссидентства в Литве.

Ваша семья пострадала от репрессий?

Мой дядя со стороны матери погиб где-то в Эвенкии, точных данных об этом нет. Но, думаю, в Литве нет семьи, которую бы не затронули те трагические события.

Фильм «Никто не хотел умирать» открыл вам дорогу в кино. Вы и сейчас продолжаете сниматься?

Очень редко. Сегодня я в большей степени увлечен своими дипломатическими обязанностями. Уже десять лет занимаюсь этой работой и получаю от нее подлинное удовольствие.

А как же роль Дунгорна в русском фэнтезийном блокбастере «Волкодав», вышедшем недавно на экран?

Согласился по дружбе с режиссером Николаем Лебедевым. Но это ансамблевая работа. Там всего два главных героя, и жанр требует, чтобы они были в центре внимания. Все остальные – обслуживающие персонажи. Так и я – от случая к случаю входил в кадр.

На театральные подмостки тоже выходите от случая к случаю? В прошлом году вы сыграли посла в «Царе Эдипе» у Оскараса Коршуноваса.

Ну, это было всего один раз. (Улыбается.) Коршуновас привез спектакль в Москву на фестиваль «Балтийский дом», и у них внезапно заболел актер. И вот я спустя много лет вновь вышел на сцену. До этого сыграл Соленого в «Трех сестрах» у Эймунтаса Някрошюса. Это моя единственная работа у него.

Вообще, вы знаете, у меня никогда не было особого желания играть в театре. Правда, в 80-х шесть лет проработал в Каунасе. Но задержался на столь долгий срок исключительно из любопытства, желания узнать, что такое театр, возможно, испытать себя на сцене.

Не впечатлились?

Нет, как видите. Притом что в Литве много хороших режиссеров. И в Москве, если бы захотел, нашел бы с кем поработать. Но понимаю, что это не мое. Повторюсь – сейчас мне больше нравится заниматься другим делом.

Продвигать литовское искусство в Россию?

Это взаимный обмен – мы устанавливаем культурные связи между Россией и Литвой. Российские деятели культуры часто бывают в нашей стране. В Литве проходит множество всевозможных фестивалей – кино, танца, театра, музыки – они привлекают выдающихся артистов и музыкантов со всего мира. А наша программа «Окно в Литву» помогает знакомить с достижениями литовской культуры российские регионы. В Красноярске мы впервые, но сама программа уже довольно накатанная. Представляли ее в Иркутске, Казани, Башкирии, городах Центральной России.

В России пока известны очень немногие имена литовских деятелей искусства – Чюрлениса, Юргиса Балтрушайтиса, театральных режиссеров…

Да, особенно Някрошюса – в российских театральных кругах его сейчас просто обожают. Но Литва много кем может гордиться, нам есть что показать миру. Появляются узнаваемые художники. Например, Шарунас Саука – его выставка недавно прошла в Москве с огромным успехом.

Литовская фотография давно завоевала признание. Возможно, пока не столь известны наши музыканты и композиторы, но это вопрос времени.

А как обстоят дела у Литовской киностудии?

Движение в кино очень бойкое, оно не так академично, как было в советские времена. На студии снимают много документального кино, короткометражных лент. Именно из этого потом вырастают режиссеры. Думаю, имена наших нынешних дебютантов еще прозвучат в кинематографе.

Юозас Станиславович, а каково отношение к культуре в литовском обществе, со стороны властей?

Общество везде развивается вместе с культурой. Пришла эпоха новой экономической формации, и она, естественно, диктует все направления жизни. Очень большую роль в развитии общества играет телевидение, и просто скверно то, что там происходит, – сплошные легкомысленные шоу! И в культуре очень многое приняло коммерческий уклон. Но несмотря ни на что, коммерция не нивелирует все и вся – она не может съесть талант. И, как ни старайся, как ни подавляй, общество развивается и облагораживается за счет людей творческих, которых в Литве изобилие. Собственно, как и в России. Поэтому я убежден: два государства, живущие по соседству, должны проявлять взаимный интерес – они не могут не знать друг о друге! Каковы бы ни были границы, барьеры, культурные достижения наших стран все равно через них просачиваются – в обоих направлениях. И я рад, что могу этому содействовать.

 

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное