Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 6 мая 2006 г.
Спектакль трактирного пошиба

Перед просмотром антрепризного спектакля «Трактирщица» немного смущало только одно – возраст главной героини, которую исполняет здесь народная артистка России Татьяна Васильева. У Гольдони хозяйка гостиницы Мирандолина – юная девушка, невеста на выданье, Васильева же давно уже не первой и даже не второй молодости… Но по сравнению со всем остальным такое несоответствие оказалось незначительной мелочью.

Спектакль поставил режиссер Виктор Шамиров – совсем недавно красноярцы могли посмотреть его эпатажную мужскую комедию «Ladies' Night». Но если всю фривольность сюжета про металлургов-стриптизеров постановщик обыграл с большим юмором, то историю про очаровательную и хитроумную трактирщицу опустил, что называется, ниже пояса. Без пошлости и дурновкусия здесь не обошлась ни одна сцена.


«Трактирщица»

Впрочем, сам режиссер явно видит в этом достоинство спектакля. В анонсе к нему заявлено, что Шамиров «вернулся к истокам народного итальянского театра дель арте, из которого черпал свое вдохновение и сам Гольдони». Да вот только слукавил господин режиссер – драматург, как известно, сознательно отошел от площадной грубости. Чем и прославился – его истории цепляют остроумием, а не сальными шуточками.

У Шамирова же, напротив, все строится на кривлянии, глупых ужимках и откровенно быдляческих розыгрышах. Вот Мирандолина, дабы унять вспышку ревности своего верного слуги Фабрицио (Константин Юшкевич), подошла к нему с ласковыми увещеваниями. Отходит – и публика радостно гогочет, наблюдая эрекцию у героя. Через несколько секунд новый взрыв тупого ржача: оказывается, у него в штанах была всего лишь… шапка (чего ради этот идиот ее туда засунул?!). Сцена мнимого перевозбуждения повторяется еще пару раз – и под неизменное веселье зрительного зала. Вспоминается известное выражение про дурака, которому палец покажи – он и засмеется.


«Трактирщица»

Кстати, как по заказу – чтоб повеселить определенную часть публики, палец здесь тоже показывают. Средний. И тоже не по разу – срабатывает, народ в экстазе! Так важный и напыщенный граф Альбафьорита (Георгий Мартиросьян) демонстрирует своему неудачливому сопернику маркизу Форлипополи (Валерий Гаркалин), кто в доме хозяин…

Последний же с первых сцен настолько омерзительно косит под голубого, что его ухлестывание за Мирандолиной выглядит как нечто противоестественное. Или их светлость бисексуал? Добавьте к этому сцену, где маркиз, слегка отвернувшись, на интимном месте выразительно оттирает пятно, всячески давая понять, что занимается совсем другим, – и полный сексуальный набор перед вами.


«Трактирщица»

И так далее, и все в этом духе. Актеры, известные по многим своим хорошим театральным и киношным работам, пляшут под дудку режиссера, как будто изображают дурную пародию на самих себя. Образы героев настолько разные и между собой никак не объединенные, что непонятно, как они вообще сосуществуют в одном спектакле. Между мизансценами одни связки – скабрезные шутки.

Пожалуй, несколько отстранены от этой вакханалии лишь два героя – сама Мирандолина и кавалер Рипафратта (Виктор Раков). Первая на протяжении всего спектакля сохраняет невозмутимую маску, которую Васильева, похоже, блестяще отрепетировала за годы работы (на это, что ли, покупаются все поклонники Мирандолины?). Роль Ракова – вообще одно сплошное разочарование: столь беспомощную и невыразительную игру можно увидеть разве что на сцене какого-нибудь убогого провинциального театра. Какой там женоненавистник – ни рыба ни мясо!

Но, пожалуй, все это действо перекрывает дуэт двух заезжих хабалок (Татьяна Кравченко и Ирина Луковская) с псевдоукраинским акцентом (с какого майдана их занесло во Флоренцию?). У Гольдони это – две уличные актрисули Ортензия и Деянира, заглянувшие в гостиницу в поисках удачи. Режиссер «усилил акценты» – его героини тоже уличные. Но, похоже, не актрисы… Впрочем, все их выходки на фоне всего остального не смотрятся чем-то из ряда вон выходящим. Но когда подвыпившие «дамы», лже-баронесса и лже-графиня, в финале первого акта начинают завывать на суржике любовную лирику Ахматовой и Цветаевой, разыгрывая грубый капустник, это уже не смешно. Хотя… разве что отдельным зрителям. Кто из бурно веселящейся публики услышал в этом известные поэтические строки?.. Да и слышали ли они вообще про Цветаеву и Ахматову!


«Трактирщица»

После предыдущих спектаклей «Независимого театрального проекта» – пресловутого «Ladies' Night» и «Боинг-Боинг», ранее показанных в Красноярске, «Трактирщица» стала ушатом холодной воды. Точнее, грязных помоев, вылитых на публику. Что ж, каждый потребляет то, что хочет.

В дополнение ко всему нельзя не упомянуть красноярскую версию «Трактирщицы» – комедию «Хозяйка гостиницы» в постановке Бориса Уварова. Спектакль, мягко говоря, неоднозначный, выдержавший как шквал критики, так и настоящее зрительское обожание. Последнее, кстати, можно легко объяснить – многие из актеров играют в нем с нескрываемым удовольствием. Но каковы бы ни были минусы уваровской постановки, по сравнению с творением Шамирова это просто настоящий шедевр. Ради того, чтобы прийти к такому выводу, нужно было посмотреть антрепризную «Трактирщицу»…

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное