Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 4 мая 2006 г.
В «Столице» все печально

В минувшее воскресенье в Красноярске подвели итоги краевого театрального фестиваля. Награды розданы, актеры разъехались по домам. Но удовлетворенности нет. Фестиваль выявил такое количество проблем, что впору задуматься о творческой несостоятельности части театров. И как следствие – об их печальном будущем.

То, что в этом году фестиваль откровенно провалился, вынуждены были признать все – и критики, и чиновники, и сами театры. Да и зрители тоже: с просмотра некоторых спектаклей люди уходили совершенно обескураженные. А замена привычного названия «Театральная весна» на пафосное «Театральная столица» лишь добавила абсурдности происходящему. За что, собственно, боролись?..

На голубом глазу

О новой концепции чуть позже, пока же – об организации фестиваля. Сколько времени нужно на его подготовку? Прежде он проводился из года в год, и театры планировали участие в нем загодя. На сей раз организаторы, краевое агентство культуры, видимо, сочли, что вполне хватит и четырех месяцев (по словам чиновника агентства Марины Кузнецовой, именно столько времени прошло с момента принятия концепции «Театральной столицы»). А чтобы облегчить театрам жизнь, афишу фестиваля пустили на самотек – никакого отбора, каждый мог привезти все, что хотел. Или то, что удалось поставить за последнее время…


«Любить не прикажешь»

В самой многочисленной номинации драматических театров результаты такого легкомысленного отношения оказались просто шокирующими. Даже Минусинский театр, известный своим качественным подходом к делу, не смог похвастаться ничем примечательным. Его руководитель Алексей Песегов не отрицал, что привез нефестивальный спектакль – что-то другое он подготовить не успел. Норильский театр вообще благоразумно удержался от участия (байку на тему его озабоченности выпуском нового спектакля обсуждать несерьезно: если бы сильно захотели – приехали бы). А о спектаклях Ачинского и Канского театров, а также двух красноярских – ТЮЗа и кукольного – приглашенные столичные критики жестко заявили, что им вообще не место в фестивальной афише. Спектакль театра им. Пушкина «Таланты и поклонники» А. Островского смотрелся на этом фоне белой вороной.

Небрежность отношения проявилась и в поведении высокопоставленных краевых чиновников – ни один из них не пришел ни на открытие, ни на закрытие. Торжественное подведение итогов проигнорировали так же и спонсоры. Не приехала съемочная группа телерадиокомпании «Афонтово» – генеральный информационный партнер фестиваля!


«Гамлет в остром соусе»

У театров же самое большое недоумение вызвало распоряжение играть капустники не на обжитой площадке Дома актера, а в театре музкомедии – на кой?! Ту скуку, которая сопровождала капустную обязаловку, трудно и описать.

Учитесь танцевать!

При столь сырой афише идея каких-то номинаций многим казалось очень спорной – кого тут награждать? Однако в итоге решили все же поощрить театры – для провинции лишний диплом на стенке иной раз весомый аргумент в диалоге с местными властями.

В фестивале традиционно участвовали и муниципальные театры. И, как отмечает жюри, по сравнению с краевыми, показались куда достойнее. Если профессионалы почти поголовно ударились в коммерцию, самодеятельные коллективы упорно избегают конъюнктуры. Обескураживающая тенденция…

Лучшим среди муниципалов стал спектакль Т. Уильямса «Стеклянный зверинец» Лесосибирского театра «Поиск». За роль матери в нем также отмечена Татьяна Александрова. Эту награду она разделила с шарыповской актрисой Снежаной Лобастовой (старуха Василиса, «Любишь не любишь» Ф. Булякова). А лучшая мужская роль – у актера мотыгинского театра Романа Полуэктова (Царь, «Сказ про Федота-стрельца удалого молодца» Л. Филатова).

У кукольников однозначно лидировал железногорский «Золотой ключик». Его сказка «Волшебная лампа Аладдина» награждена за лучшую сценографию (Татьяна Кислова), дуэт (Любовь Балтина и Сергей Прокопенко – Аладдин и Джин) и две женские роли – главную (Тамара Кухлевская – Мать) и второго плана (Ольга Сторожева – Сторож). Почетного диплома также удостоен капустник «Золотого ключика» (победителем в этой номинации стал театр им. Пушкина). Красноярскому кукольному, несмотря на провальный спектакль, достался утешительный приз «За просветительскую работу с юным зрителем».

Среди музыкальных театров, без сомнения, лучшая женская роль у Натальи Горячевой (Огюстина, «Восемь любящих женщин», Красноярский театр музкомедии), а дебют – у Кристины Шкиль (Мария Магдалина, «Иисус Христос – Суперзвезда», театр оперетты Железногорска).


«Иисус Христос – Суперзвезда»

Красноярская опера опять не в фаворе – ни женская, ни мужская партии в «Дон Жуане» Моцарта даже не рассматривались. Равно как и работа дирижера. Зато балет «Ромео и Джульетта» отхватил сразу кучу призов: за костюмы (Дмитрий Чербаджи), женскую и мужскую партии (Анна Оль – Джульетта и Аркадий Зинов – Меркуцио), работу балетмейстера (Сергей Бобров) и за лучший спектакль фестиваля.

В драме все не так бесспорно. Несмотря на неудачные постановки, жюри решило поощрить некоторые актерские работы. За острохарактерность – Светлану Нури-Заде (Королева, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, канский театр) и за лучшую мужскую роль – Николая Кокконена (Кочкин, «Аделаида» Е. Унгарда, Минусинский театр). А театр им. Пушкина, чей спектакль, как отмечали члены жюри, на голову выше всех остальных, неожиданно получил только две награды – за женскую роль (заслуженная артистка России Светлана Ильина – Домна Пантелеевна) и мужскую роль второго плана (народный артист России Алексей Исаченко – трагик Громилов). Плюс вышеупомянутый капустник. И – все, режиссура Олега Рыбкина (равно как и прочих) жюри не вдохновила. Мотивация очень странная: спектакль, конечно, лучший, но на таком фоне это, мол, и немудрено. Тогда возникает вопрос о критериях оценки: с кем конкурировали фестивальные спектакли – между собой или с какими-то другими российскими постановками? При чем тут столичные «Таланты и поклонники»?! Вопрос так и остался без ответа.

Не менее странно, что жюри выделило только один лучший спектакль, хотя работа театра им. Пушкина здесь тоже номинировалась. Как, по каким, опять же, критериям можно сравнивать столь разные жанры, как балет и драма? После объявления итогов пушкинцы не скрывали иронии: «Наверное, мы просто не умеем танцевать!»

Спешка нужна при охоте на блох…

Всю неделю на «Театральной столице» всех волновал один вопрос – зачем? Зачем в спешке проводить фестиваль, если даже ведущие театры края к нему не готовы? Да еще приглашать на такое убожество столичных критиков – какое мнение у них сложится о театральной жизни нашего региона? Неужели нельзя было запланировать это на следующий сезон и подготовиться более основательно? Председатель местного отделения СТД Андрей Пашнин заявил, что провальные фестивали в чем-то даже полезнее, чем удачные: ворох проблем сразу всплывает наружу и есть о чем задуматься. Что ж, возможно, в этом тоже есть логика. Но, как с сожалением отметили критики, реальность такова, что даже хорошие театры сейчас вынуждены работать, прежде всего, на кассу. И это в очередной раз подтвердил красноярский фестиваль. Разве стал бы тот же Песегов ставить ширпотреб, будь у его театра побольше финансовых возможностей?..


«Аделаида»

Кстати, главная фишка нынешней фестивальной концепции – показать хорошие постановки театров края и в глубинке. И следующей «Театральной столицей» должен стать Минусинск. Но красиво это выглядит только на словах. В реальности же далеко на каждый спектакль сможет разместиться на маленькой сцене южного театра. Во всяком случае, об оперетте, опере и тем более балете минусинцам можно даже и не мечтать.

Кризис идей, кризис режиссуры (мнение эксперта)

Ольга ГАЛАХОВА, главный редактор столичной газеты «Дом актера», преподаватель Школы-студии МХАТ:

Ощущение от фестиваля в целом печальное. Кризис идей, кризис режиссуры. Что касается немузыкальных театров, живое отношение к делу ощущается только в Минусинском драмтеатре, Красноярском театре им. Пушкина и Железногорском кукольном. Хотя, возможно, это просто неудачный сезон – такое случается и в Москве.

Спонсоры не пришли на фестиваль. На мой взгляд, это говорит и о том, что театр не занял то место в обществе, когда все бросают дела и бегут сюда, потому что здесь интересно. Но ответственность за это нельзя возлагать только на театры. Экономическая ситуация в обществе страшная, и наше правительство относится чудовищно ко всей социальной сфере. Театр теряет свободу в распределении финансовых средств, становится все более зависимым от бюрократии. Что чревато – как говорил Салтыков-Щедрин, «у нас любят погодить». Позиция властей ясна: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Поэтому репертуарный театр будет стремительно сближаться с антрепризой, делать установку на кассовость в ущерб художественности.

Нет государственной программы защиты театров. В подтексте скорее другое: государство было бы радо, если мы все позакрываемся. И театр чувствует свою невостребованность. 11 президентских грантов на всю страну, и среди их обладателей – ни одного периферийного театра!

Таковы сегодняшние условия. Но если мы под них ляжем – театра не будет. В предлагаемых обстоятельствах мы должны быть еще более фанатичными, преданными своему делу.

Мы еще увидим Мариинку!

Зато Валерий Гергиев сдержал свое обещание, данное год назад. Мариинский театр приехал в Красноярск не только с концертом, но и с полноценным оперным спектаклем. 26 апреля на сцене театра оперы и балета питерцы давали «Набукко» Дж. Верди. Их визит стал возможен в рамках V Московского Пасхального фестиваля.

Вряд ли кто станет спорить: приезд Мариинки – самое яркое и значительное в этом сезоне культурное событие Красноярска и края. Спектакль Дмитрия Бертмана – удивительное сочетание прекрасной режиссуры и сценографии с сильным составом вокалистов и высочайшим уровнем оркестра под управлением самого маэстро Гергиева. Столь редкая гармония в наших широтах… Неудивительно, что, несмотря даже на недешевые билеты, в зале был аншлаг.

Приезд Мариинского театра также удачно совпал со временем проведения краевого фестиваля «Театральная столица». Питерцы стали его почетными гостями.

В связи с грядущим тридцатилетием Красноярского театра оперы и балета планируются гастроли наших артистов на сцене Мариинки в сезоне 2008–09 года. А уже в июне солисты мариинского балета станут участниками проекта «Звезды мирового балета в Красноярске».

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное