Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 26 апреля 2005 г.
«Сирано де Бержерак» был крутой чувак!

Почему-то как в театре, так и в кино роль главного героя пьесы Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак" обычно исполняют уже немолодые актеры. Красноярский ТЮЗ решил вернуться к исторической правде: по пьесе Сирано всего 21 год. Но неудачным распределением ролей режиссер Олег Пронин напрочь перечеркнул хорошую идею.

Несоответствие бросается в глаза с первых сцен. В постановке Пронина носатого уродливого гасконца играет Сергей Тисленко – обаятельный, очень симпатичный артист, настоящий герой-любовник. Роль же красавца Кристиана, удачливого соперника Сирано за сердце прекрасной Роксаны (Елена Земскова), отдана характерному актеру Максиму Бутивченко. Казалось бы, поменяй актеров местами – и все встанет на свои места… Но режиссер рассудил иначе. А чтобы окончательно добить публику, синеглазого блондина Кристиана превратил в жгучего брюнета. Как говорится, привет дальтоникам. Что это – претензия на оригинальность трактовки или некая театральная условность?

Одна моя коллега по этому поводу заметила, что «любовь зла», и можно не замечать красивого, обаятельного кузена, привычного с детства, и увидеть красоту в человеке, явно ею не блещущего. Но такой оценке противоречит сам текст пьесы, где Сирано называет себя уродом. Кристиан же, по словам Роксаны, "красив, как древний грек". Слепая она, что ли?!

Спектакль вообще грешит изобилием этих самых "условностей". Пожалуй, самая скромная из них – попытка осовременить классика через костюмы: как сам Сирано, так и его друзья-гвардейцы одеты в модные косухи и банданы. Прием не оригинальный – одно время им злоупотреблял на сцене чуть ли каждый третий. Но вполне объяснимый с точки зрения сегодняшней репертуарной направленности ТЮЗа. Еще перед началом сезона его художественный руководитель Андрей Няньчук заявил, что театр намерен кардинально поменять свою целевую аудиторию и ставить спектакли, прежде всего, для подростков. Первой жертвой пал Ростан. Даже страшно представить, во что превратится шекспировская "Ромео и Джульетта", которой Няньчук грозился попотчевать публику уже в этом сезоне…

Но вернемся к "Сирано". Если спектакль тюзовцев чем-то и цепляет, то отнюдь не режиссурой: слишком уж хорош сам материал. Работа же постановщика напоминает лоскутное одеяло, скроенное из разномастных кусков, когда удачные сцены (вроде гибели гасконцев в финале первого действия) перемежаются такими, от которых просто сводит скулы. И последних, увы, большинство.

Романтическая трагедия Ростана в версии Пронина обозначена как "героическая комедия". Но ни героического, ни по-настоящему комичного вы здесь не увидите. За исключением все той же гибели гасконцев. Трагический финал, такой пронзительный по замыслу драматурга, где Роксана с опозданием понимает, кто же ее истинная любовь, в спектакле равнодушно смазан. Подумаешь, какая печаль – гибель поэта! Сам дурак, незачем было столько лет молчать о своих чувствах. Ростан отдыхает…

Что уж говорить о чрезмерной затянутости действия! И дело даже не во времени, хотя "Сирано" и идет около трех часов вместе с антрактом. В постановке отсутствует главное – внутренняя динамика. От состояния заторможенности актеры переходят к буйству, толкаются, бросаются друг на друга – и вновь впадают в анабиоз… Попробуй догадаться, что хотел сказать режиссер столь неожиданными переходами!

Впрочем, не стреляйте в тапера – играет, как может. И постановщик ставит, как умеет. В ТЮЗе Олег Пронин вообще в числе фаворитов: на счету рязанского режиссера уже третий спектакль в красноярском театре (до "Сирано" были гоголевская "Женитьба" и "Очень простая история" Марии Ладо). Да и что говорить, на тюзовском "безрыбье" (за исключением "Поллианны" в постановке Вячеслава Терещенко) его режиссура смотрится достаточно внушительно. Не сомневаюсь, что и "Сирано" будет воспринят тинейджерами, для которых он, собственно, и предназначен, "на ура". Что и показала премьера: самые бурные восторги зала вызывает фехтовальное шоу на шпагах – просто "на бис"! И какая разница, что ни к пьесе, ни к спектаклю эта показательная драчка не имеет никакого отношения. Грубый и прямолинейный посыл достигает своей цели, пипл хавает…

К вопросу, что это вообще такое – театр для молодежи - позволю себе небольшую ремарку. В Красноярском театре им. Пушкина уже второй сезон идут два великолепных молодежных спектакля "Бунтовщики в Интернете" и "Билокси-блюз". В выборе материала просто идеальное попадание: молодые герои, актуальность проблематики. Но чего нет в постановках Алексея Крикливого и Сергея Селеменева, так это примитивного заигрывания с публикой. А если взглянуть на репертуар театров, то главный режиссер, поисками которого озадачено сейчас руководство "пушкинского" театра, в большей степени нужен ТЮЗу. Как в контексте собственной славной истории, так и сегодня, этот театр, где немало интересных, талантливых актеров, достоин лучшего творческого наставника.

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.newslabtheatre
Отписаться

В избранное