«Деревья умирают стоя»: испанская пьеса в постановке Норильского заполярного театра драмы
В Красноярске продолжаются гастроли Норильского заполярного театра драмы им. В.В. Маяковского. Как я уже писала, в этот раз норильчане привезли с собой 10 спектаклей. И большую часть из них поставил художественный руководитель театра народный артист России Александр Зыков. Но есть и несколько спектаклей в постановке Анатолия Кошелева, тоже, кстати, некогда возглавлявшего норильскую драму. Мне было особенно интересно посмотреть его спектакль «Деревья умирают стоя» испанского драматурга Алехандро Касоны.
Эта пьеса была написана более полувека назад. Уже тогда она стала бешено популярной: всего за год только в Мадриде, на родине автора, спектакли по ней прошли больше тысячи раз при полных аншлагах. Во времена Советского Союза «Деревья умирают стоя» ставили многие наши театры. Потом пьеса долгое время пребывала в забвении. И сегодня к ней вновь обращено внимание режиссеров, пьеса как будто обрела второе дыхание в российских театрах. Чем же вызван столь широкий интерес?
Начинается пьеса со знакомства с неким странным агентством добрых дел, которое занимается – подумать только! - духовной благотворительностью. Добро творится на заказ. И пусть его сопровождает обман – главное, чтобы заказчик был счастлив. Но в жизни далеко не всегда удается сохранить веру в иллюзии. Так и главная героиня пьесы, Бабушка, двадцать лет ожидавшая возвращения непутевого внука Маурисьо, верила, что он избавился от дурных наклонностей и стал порядочным человеком. Осознав, что это были лишь ее иллюзии, она приходит к мысли, что ей незачем больше жить…
В спектакле Кошелева роль Бабушки исполняет заслуженная артистка России Нина Валенская. Сколько смотрю спектакли с ее участием, столько поражаюсь умению актрисы не зацикливаться в рамках одного амплуа, с равным мастерством играть абсолютно несхожие роли. Так и здесь: ее Бабушка не кажется наивно-сентиментальной со своей верой в единственного внука, она вызывает уважение не только у зрителей в зале, но у актеров из вышеупомянутого благотворительного агентства, которые наняты мужем Бабушки, синьором Бильбоа (заслуженный артист России Валерий Оника), чтобы сыграть роли Маурисьо с женой (народный артист России Василий Решетников и Варвара Бабаянц), вернувшихся в отчий дом. И тем трагичнее финал, когда Бабушка, убедившись в тщетности своих иллюзий, прогоняет настоящего Маурисьо (заслуженный артист России Сергей Игольников) из дома.
Как призналась сама Нина Валенская, в жизни она не смогла бы повторить поступок своей героини. И, по мнению актрисы, в этом слабость сильных людей: неумение быть гибкими, идти на компромисс, принимать тяжесть навалившихся несчастий. Деревья умирают стоя…
Собственно, весь спектакль, на мой взгляд, держится именно на Валенской. И не факт, что если бы эту роль сыграла другая актриса, спектакль был бы настолько сильным – запросто мог бы скатиться до банальной «мыльной истории». Во всяком случае, игра остальных актеров не вызывает такого доверия, за исключением, пожалуй, Валерия Оники – его синьор Бильбоа показан как несчастный пожилой человек, обманывающий свою жену, как это ему представляется, ради ее же блага. И в итоге он терпит не меньший крах, чем Бабушка.
Что же касается Василия Решетникова и Варвары Бабаянц, то при всей выписанности их ролей и почти афористичности диалогов, создается впечатление очень неровной игры. А сцена, где они понимают, что любят друг друга по-настоящему, вообще не вызывает никакого душевного отклика. Так и хочется воскликнуть – не верю!
Впрочем, в данном случае, мне кажется, сказывается, прежде всего, режиссерская недоработка. И дело даже не в том, что лже-Маурисьо, которому по сюжету еще нет и сорока, играет Василий Решетников: актер в своем уже отнюдь не молодом возрасте держится в очень хорошей форме. И даже его седина не бьет по глазам – кто сказал, что в сорок лет мужчина не может быть седым?! Проблема в другом: в отличие от своего коллеги Александра Зыкова, который всегда очень тщательно работает над пластикой, каждым жестом и движением актеров, Анатолий Кошелев, похоже, не придает этому особого значения. Отчего игра актеров местами кажется откровенно невыразительной.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.