Большой откроется оперой «Борис Годунов», поставленной два года назад известным кинорежиссером Александром Сокуровым. Всего Большой обещает 7 премьер за сезон, и из них только две оперные, самой громкой из которых будет «Войцек» Берга. Оперу ставит один из самых модных и талантливых молодых оперных режиссеров Дмитрий Черняков. За дирижерский пульт встанет Теодор Курензис – новатор и дирижер новосибирского театра Оперы.
Однако, не «Войцек», а "Тщетная предосторожность" Юрия Григоровича станет первой премьерой сезона, в котором тон будут задавать именно балетные реконструкции, что, конечно же, не случайно. Ведь для худрука балетной труппы Юрия Бурлаки – это первый полноценный сезон, который он проведет в подобной должности. А известно, что он знаток и исследователь старинной хореографии и музыки балетного театра ХIХ века.
А начнется все с того, что 6 ноября в репертуаре Большого на одну «Тщетную предосторожность» станет больше. И тут уж балетоманам придется разбираться, и более внимательно всякий раз изучать афишу. Сейчас в репертуаре уже имеется одноименный балет английского хореографа Фредерика Аштона на музыку Луи Герольда. Григорович же возобновит другую версию – версию Гертеля, поставленную еще в 1905 году Александром Горским. После 1905 года спектакль многократно возобновлялся, ставил его и Григорович в разных театрах. Станцуют «Тщетную» учащиеся Московской государственной академии хореографии.
Следующей балетной премьерой обещана «Эсмеральда» (25 декабря) в хореографии Мариуса Петипа. Постановку Петипа реконструирует для нынешней труппы Большого сам Юрий Бурлака, считающий, "что этот спектакль, основанный на большой литературе, наполненный большими страстями, с большим количеством великолепных и очень разнообразных танцев, как нельзя лучше отвечает духу московского Большого балета".
Еще три премьеры балетной труппы запланированы на весну-лето: «Ромео и Джульетта» Григоровича, который восстанавливает свою версию балета 1979 года, «Юноша и смерть» Ролана Пети и «Петрушка» Фокина, возобновленный хореографом, дебютировавшем в Большом в прошлом сезоне реконструкцией "Коппелии" – Сергеем Вихаревым. Все три балета будут поставлены на молодых танцовщиков труппы.
О том, как и чем завершился прошлый сезон Большого театра, а так же о стратегии Юрии Бурлаки, ставшем художественным руководителем балетной труппы в январе 2009-го, пишет Антон Флеров:
О ПАЧКАХ
В Большом театре завершился сезон
Завершающие сезон балетные гала-концерты становятся уже традиционными для Большого театра. Для театра – это своего рода отчет о сезоне, для зрителя – возможность всхлипнуть в ожидании иссушающих балетоманский мозг театральных каникул.
В этом году формат изменился кардинально. Занявший с полгода назад пост художественного руководителя балета Большого Юрий Бурлака составил программу – которую сам же обозвал "ретро" – больше похожую на заявку на будущее, поскольку с последними годами в Большом общего она не имеет ничего.
Честность г-на Бурлаки вызывает симпатию, однако будущее в его представлении выглядит довольно убого. Во всяком случае, в концерте не было ни минуты иностранной хореографии (ну, не считать же таковой балеты Петипа и Баланчина). Видимо как перебежчика отсеяли и предшественника г-на Бурлаки на его посту, Алексея Ратманского, который в прошедшем сезоне поставил тончайшие и красивейшие "Русские сезоны". Продемонстрированная хореография закончилась где-то на хореографах Григоровиче (кабарешное танго из его самого одиозного балета "Золотой век") и Васильеве (фрагмент из не виденных никем "Фрагментов одной биографии"). Ничего более современного для концерта не сыскалось. А завершилось все па-д'аксьоном из советского творения Вахтанга Чабукиани "Лауренсия".
Судя по увиденному на концерте, от г-на Бурлаки следует ожидать корректной классической хореографии (надеемся, по крайней мере, во всем блеске имперского величия, и без натужного акробатизма ее советских перелицовок) без экспериментов и треволнений. По крайней мере, на фоне старательно выводящих пор-де-бра танцовщиков Светлана Захарова, ни разу за вечер не надевшая пачку и станцевавшая Па-де-де Чайковского в хореографии Баланчина со свободой, граничащей с нахальством, выглядела почти диссиденткой.
Похоже, что г-н Бурлака внимательно относится к исполнительскому стилю. Впрочем, тут г-ну Бурлаке предстоит немало потрудиться, поскольку симметрично расположенные в программе женские па де катр – знаменитый Тальоневский в исполнении прим и па де катр "Розарий" Петипа в исполнении молоденьких солисток – показали, что пока в Большом академизм и стиль может сочетать лишь ушедшая на преподавательскую работу Надежда Грачева.
Судя по однообразию представленных номеров, г-на Бурлака предпочитает эксплуатировать уже приобретенные навыки танцовщиков и мало заботится о развитии труппы, техническом, жанровом ну и пр. И совершенно очевидно, что просветительский посыл ему также чужд – не ожидает же он, что своей "ретро-программой" он привлечет молодую аудиторию...
Зато, г-н Бурлака, по все видимости хорошо ладит со всеми танцовщицами, ублажает их (иначе чем объяснить участие в концерте престарелой Юлианы Малхасянц) и наряжает их в пачки. Пачки остались самым приятным воспоминанием от вечера – они были красивые, мягким колоколом, они были разные и их было много… the end