Среди фестивалей современного танца, проходящих в Москве летом, этот, пожалуй, самый необычный. Он не собирает провинциальных гастролеров, отправляющихся на летние заработки, как большинство балетных фестивалей в межсезонье. Он не гремит именами, но при этом его залы всегда забиты до отказа. Он, проходит как-то незаметно для прессы, но с большим успехом у публики, чем более крупный и амбициозный зимний фестиваль, организованный тем же агентством ЦЕХ, позиционирующий себя, как единственный, собирающий значительные новинки российского контемпорари данс за сезон на одной сцене.
В таком быстром и стабильном успехе «Личного дела» (фестивалю в этом году всего 4 года) нет ничего необъяснимого. Во-первых, он проходит в дни Летней Школы современного танца ЦЕХ, на которую съезжаются студенты со всей страны, хоть сколько-нибудь серьезно интересующиеся contemporary dance. Они-то и составляют большую часть аудитории феста - жадную до новых идей, всеядную и благодарную. Ну, а во-вторых, пока это единственный фестиваль в России, на который привозят европейский экспериментальный малобюджетный (в некоторых случаях слово «малобюджетный» легко заменяется на «минималистичный») танец – направление, развитое по всему миру, но у нас все еще считающееся чем-то весьма маргинальным. В Европе у него есть своя ниша, своя аудитория, свои спонсоры, свои законы, свой язык, свои штампы и наборы тем. В нашей стране, стране которая привыкла гордится спортом и балетом, эта область не финансируется и не замечается, поэтому contemporary dance в течение многих лет занимаются либо на чистом энтузиазме, либо, как в случае с ЦЕХом – на деньги иностранных инвесторов.
Отголоски этого европейского танцевального или точнее движенческого, потому что танца в привычном понимании этого слова может и не быть вовсе, видны в спектаклях отечественных хореографов, которые ездят на европейские фестивали, и большинство из которых сосредоточено вокруг ЦЕХа, но в чистом виде московский зритель с ним может познакомиться пока только на «Личном деле».
Спектакли, которые привезут в этом году на основную программу «Личного дела» - в большинстве своем не премьеры, а имена – отнюдь не ноу-хау отборщиков фестиваля. ЦЕХ собирает программу из спектаклей молодых хореографов, но эти работы, даже если они дебютные, как правило, уже прокатились по множеству танц фестивалей и получили шлейф наград.
Впрочем, откроет фестиваль офф-программа. В нее войдут премьеры сезона Актового зала – сценической площадки Агентства ЦЕХ. Эту программу откроет спектакль арт-директора ЦЕХа Саши Пепеляева "СТАРУХА И..." по Хармсу (15 и 16 июля). А дальше ежедневно вплоть до 19-го июля будут показывать премьеры от Дарьи Бузовкиной, Анны Абалихиной, Дины Хусейн, Татьяны Гордеевой, танцевального проекта Онэ Цукер, этом году номинировавшегося на «Золотую Маску», танцевальной компании По.В.С.Танцы, без которой в последнее время не обходится не один фестиваль ЦЕХа, Олега Сулименко, Андрея Андрианова и др..
В рамках основной программы, которая начнется 23-го июля, представят спектакли израильтянина Лазаро Годой, бельгийца Габриель Шенкер, датчанина Каспер Дауагаард Поулсен, француженки Перрин Вали, сербского хореографа Саса Асентик, и американки Рахель Вонмус. С нашей же стороны - Соня Левин, которая в прошлом сезоне на «Деле» танцевала в спектакле танц компании Monkey production, а сейчас поставила ироничную миниатюру «The superman's last supper», и Александр Гурвич с компанией «Окоем» и самым лиричным (да, и самым танцевальным) спектаклем «Дела» - «Дождь».
«Личное дело» завершиться вполне логично для предлагаемого формата – экспериментом. Швейцарец Мартин Форсберг, который уже работал прежде и с ЦЕХом, и с Екатеринбургским Центром Современного искусства, отобрал для спектакля русских бабушек, с которыми будет репетировать в течение всего июля, и в итоге представит спектакль-инсталяцию "Работа". «Будь то работа по дому или танец – это работа тела, - говорит Мартин. - Возраст, пол, сама история, - все это исследуется посредством обыкновенного тела через танец». Остается добавить, что ни учить, ни заставлять танцевать 60-ти летних женщин не будут. За эту часть зрелища отвечают профессиональные танцовщики.the end