На фестивале NET прошел перформанс «Эго-тик» испанского хореографа и танцовщика Асьера Сабалета, который не только на фестивале, но и в России впервые.
Герой спектакля – человек, запертый в четырех стенах. Его единственные партнеры – телевизионные экраны. Из них Сабалета составляет пирамидальную конструкцию, и на экранах, разделенное на три части (ноги, бедра, голова) собирается его собственное изображение. Однако двойник вовсе не намерен вступать в контакт с реальным человеком. Он, безразлично глядя на танцовщика, начинает мастурбировать. В самый патетический момент на среднем экране, там где были бедра, включается нарезка из мюзиклов, мультиков
и репортажей из горячих точек - в общем демонстрация всего того, в чем, согласно фрейдиской теории, сублимируется сексуальная энергия.
Расставив экраны по диагонали и тем самым размножив свое отражение, ссутуливая спину, выворачивая кисти рук и ступни, Сабалета танцует в квадратном как телевизор луче света. Судорожный ритм его танца и словно вывернутые наружу суставы создают ощущение душевной искореженности и безысходности. В финале, крича и плача, человек в сером костюме замуровывается в колодце, который сам себе построил. Каждому, не только психологу, понятно, что человеку, имеющему в качестве собеседника лишь разговаривающий ящик,
проще построить вкруг себя еще более тесные стены, чем выйти за их пределы.
«Эго-тик» - концептуальная и лаконичная вещица, понятная любому международному зрителю даже без перевода (хотя тирады испанца, должно быть, заставили зрителя похохотать, если бы были переведены). Может быть, поэтому организаторы феста назвали перформанс «типичным фестивальным зрелищем». Кроме того, тема человеческой отгороженности стала предметом рефлексии не только художников всего мира, но и сферой для научных исследований. Недавно американские ученые объявили, что внушительное
количество инвалидностей в ближайшем будущем получат люди, страдающие депрессией, а смертей от сердечных приступов, возникших в результате того же недуга, станет гораздо больше, чем смертей по другим причинам. Это только подтверждает то, что столь популярный в 20 веке психоанализ оказался безнадежным. И, похоже, в 21 веке выходить из депрессий каждому придется самостоятельно, в своих четырех стенах. the end