Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шоу-биззз

  Все выпуски  

Клуни - в президенты


Шоу-биззз

Любопытство не порок!!!
Клуни – в президенты

GQ МАКСИМ ЛОЛИН


31 августа политической драмой "Мартовские иды" Джорджа Клуни открылся Венецианский кинофестиваль. Максим Лолин побеседовал с режиссером, у которого всегда найдется место для Клуни-актера.

«Клуни – в президенты» – в 2008-м такой клич бросили самые осведомлённые поклонники Джорджа Клуни, те, для кого белозубая улыбка доктора Дага Росса из «Скорой помощи» или хроника любовных происшествий («Чёрт, он расстался и с Элизабеттой Каналис!») не есть визитные карточки артиста. Другое дело – роли в политических триллерах, о деятельности корпораций («Майкл Клейтон») или нефтяном переделе мира («Сириана»). Или режиссёрские работы – либеральные манифесты «Признания опасного человека» или «Спокойной ночи и удачи!». Или частная жизнь, в которой есть место не только поросятам (вернейший друг Макс скончался 1 декабря 2006 года – спи спокойно, дорогой товарищ!) и романам с моделями, но и Дарфуру времен гражданской войны, и Гаити времен землетрясения. Это в России, породившей слово «демшиза», активная общественная позиция часто воспринимается как удел людей, в чём-то ущербных. Посмотрите на Клуни: ни одного изъяна – и тоже туда же. Ну не в президенты, конечно: «Думаю, что люди, напялившие футболки с воззванием «Клуни – в президенты», просто пошутили. Поверьте, моё явление в политику вам бы не понравилось». Клуни тоже мастак пошутить, и когда речь заходит о прямой политической деятельности, он цитирует – с драной овцы хоть шерсти клок – самый одиозный фильм в своей карьере, «Бэтмена и Робина», где главного противника супергероя играл Арнольд Шварценеггер: «Он двинулся в губернаторы, я же по-прежнему Бэтмен».

Немного чистоплюйское поведение – влиять на политическую ситуацию творчеством, но почему бы и нет? И оцените красоту жеста – все режиссёрские высказывания Клуни отличает такая неземная элегантность, что была свойственна разве что классическим фильмам Любича. Оттого новая политическая работа – «Мартовские иды» – открывает Венецианский кинофестиваль. Старейший европейский киносмотр переживает не лучшие времена, и кинорынок здесь полудохлый, отчего продюсеры законченных к осени картин стремятся представить их в Торонто. Клуни выбрал Венецию. Из солидарности с левыми настроениями, традиционно царящими на Мостре? «В этом решении точно нет политики. Италия – практически моя вторая родина. Я провожу здесь большую часть свободного от съёмок времени и хочу, чтобы и в Европе меня принимали за своего. По этой причине я пару лет назал принял предложение Антона Корбайна сыграть американского киллера, скрывающегося от подельников в горной итальянской деревне. Здесь другой воздух – и очень хорошо, что я могу им дышать, ни от кого не скрываясь. Кстати, для продюсеров я практически европейский режиссёр. А съёмки в «Американце» были той ещё авантюрой – очевидно, зрители должны были клюнуть на криминальный сюжет и голливудскую звезду. А под этой оболочкой их ждал абсолютно европейский, медленный и молчаливый фильм. Это даже круче, чем «Солярис», – он-то был больше похож на нормальное научно-фантастическое кино, потому что режиссёр Содерберг не стал переснимать все длинноты Тарковского».

Фильмы самого Клуни тоже не типичны для Голливуда. Он, похоже, бравирует этим: «Я – гибрид (жаль, Клуни не знает слова «тянитолкай»), мне комфортно в обоих мирах: я участвую в проектах, которые приносят деньги, и могу позволить себе те, на которых деньги можно только потерять. Сохранять творческую свободу не так трудно, как кажется. Не надо зарываться – если бюджет твоего фильма не превышает 20 миллионов, а соберёт он 40–50, продюсеры примут все твои предложения». Тут Клуни немного кокетничает: его чёрно-белый ретрофильм «Спокойной ночи и удачи!» действительно обошелся в смешную сумму – 7,5 миллиона долларов, а собрал только в американском прокате 31 миллион, но вот «Любовь без правил» стоила значительно дороже – 58 миллинов, а собрала всё ту же почти мистическую сумму – 31 миллион. Однако никто Клуни в архив не списал. Впрочем, трепаться о бюджете «Мартовских ид» за два месяца до премьеры Клуни не собирается: «Можете считать меня суеверным. Я разменял третий десяток в состоянии перманентного безденежья – не то чтобы оно меня пугало, но снова привыкать к нему не хочется», – ухмыляется он, возможно, думая про коллекцию мотоциклов Piaggio в подвале своего немаленького дома на озере Комо. Родной Кентукки Клуни покинул в 20 лет, согласно не опровергаемой им легенде, добирался до Лос-Анджелеса на такой убитой машине, что даже спал в ней, не выключая мотор – чтоб совсем не сдохла. В ЛА работал шофёром у тётки – крутой джазовой певицы Розмари Клуни, продавал обувь, и даже став актёром, прежде чем проснуться звездой, успел достаточно помаяться на вторых ролях в бессмысленных опусах. Это полезная закалка? «Безусловно. Она помогла, когда мой режиссёрский дебют «Признания опасного человека» практически провалился. И ничего. Хотя да, я сам удивлён, что до сих пор занимаюсь режиссурой. Это, как ни крути, гораздо интереснее, чем играть – всегда круче быть художником, чем картиной. Но у этой профессии есть и оборотная сторона. Для нашей банды не было большего кайфа, чем сниматься в «Оушене». Мы жили как в раю, а режиссёр Стивен Содерберг, наоборот, находился в аду. Мы расслаблялись в Вегасе, приходили на площадку в полдень и трубили отбой в шесть вечера – хороший рабочий день, да? Стивен же монтировал ночи напролет». И всё же режиссура – опиум для актера? «Приятно чувствовать себя капитаном судна!»

Я пытаюсь перевести афоризм Фаины Раневской о том, что семья может заменить всё, поэтому, прежде чем создать семью, надо подумать, что тебе нужнее: всё или семья. Клуни смеётся – и, кажется, от души, не из вежливости, хотя разговоры о его показательном холостячестве ему явно приелись. «Мой первый и последний брак не то чтобы был несчастливым. Об этом вообще глупо говорить – я женился в 28, чувствовал себя в лучшем случае на 18, пацан пацаном, естественно, что спасовал перед первыми же трудностями. Сегодня я понимаю, что брак требует постоянной работы – но так же хорошо я понимаю, что незачем себя лишний раз утруждать. Работы хватает и на площадке. Вообще, я не охотник делиться своей личной жизнью – потому что в противном случае она перестанет быть личной. ­Папарацци подарят вам все подробности за меня: он меняет подруг каждую ночь. Смотрите, вот же фото – он и Халли Берри, вот – он и Сальма Хайек, а вот – сенсация – он идёт, держась за руку с Леонардо ­ДиКаприо».

Клуни умеет выбирать неожиданных героев. «Признания опасного человека» были посвящены тщедушному и абсолютно безобидному на вид телеведущему Чаку Баррису, крестному отцу множества убийственно популярных и наглых телешоу вроде «Знакомства вслепую» и «Гонг-шоу» (с которого почти вчистую был слизан наш «Знак качества»). Параллельно Баррис выступал в качестве киллера, выполнявшего спецзадания ЦРУ в Восточной Европе (что, вероятнее всего, было плодом его бурного воображения). Героем «Спокойной ночи и удачи!» стал телеведущий Эдвард Мурроу, вступивший в публичную схватку с сенатором Маккарти – не врукопашную, но в элегантную словесную битву. «Сенатор Маккарти – олицетворение вечного зла, такие люди, увы, неизбежны и в жизни, и в политике, и с ними необходимо бороться». Но строительство баррикад не очень привлекает Клуни: «Язык – самое опасное оружие, – тут Клуни неожиданно цитирует острослова Кальдерона, – рану от меча легче залечить, чем рану от слова. А сегодня даже войны в привычном понимании стали достоянием истории. Вы никого не сможете одолеть путём войны – жаль, вторгаясь в Ирак, мы этого не понимали. Всё, чего можно добиться, – взрастить поколение людей, мечтающих о мести». Отчего Клуни-режиссёр так тяготеет к ретро? «Настоящих героев легче найти в прошлом – тут есть необходимая дистанция, проверка временем. Эмоции угасают, появляется возможность для анализа».

  Небольшая дистанция отделяет нас и от действия «Мартовских ид», сюжет которых основан на реальных событиях – избирательной кампании Говарда Дина, потенциального кандидата в президенты от Демократической партии весной 2004 года. Интрига – в столкновении чистых помыслов и сомнительных методов. «Иды» можно трактовать как притчу о разочаровании в идеалах и исследование о том, насколько прочными и жизнеспособными оказываются они при столкновении с реальностью. По сути, мучительный, но облачённый в легкую, элегантную форму диалога автора – либерала до мозга костей – со своими внутренними (конечно, консервативными) демонами. Клуни – само олицетво­рение благополучия – умеет играть героев, ­переживающих кризис. Вслед за его режиссёрской работой выйдет фильм Александра Пэйна «Потомки»: «Моему персонажу не ­позавидуешь – жена впадает в кому, а он узнает о существовании любовника и совершенно парадоксальным образом понимает, что сможет восстановить отношения с дочерьми только после знакомства с этим человеком. Опять натурально европейская история!»

Клуни часто и заразительно смеется. Брэд Питт рассказывал о розыгрышах, которые он учинял над ним во время работы над «Оушеном», коллеги по «Скорой помощи» припоминают, что после съёмок самых драматичных эпизодов Клуни любил подбросить на стул кому-нибудь особенно опечаленному по­душ­ку-пердушку. Клуни при напоминании об этом ухмыляется: «На съёмках сериала – а «Оушен», как видите, тоже превратился в сериал – вы видите парт­нёров чаще, чем родных и друзей; это даже больше, чем семья. Какая семья без шуток? Вообще, чувство юмора – первостепенное качество в человеке. Жизнь-то суровая штука. Вы либо умираете молодым, либо живете долго и наблюдаете, как умирают ваши друзья. Остаётся только шутить». Впрочем, в общественной деятельности Клуни весьма серьёзен. «Это нормально – привлекать знаменитостей к освещению экологических и социальных проблем. Звёздность – капитал, который не должен пылиться под замком, он должен работать. По таким принципам, кстати, всегда существовала Киноакадемия – мы в полный голос заговорили о СПИДе, в то время как все только шептались об этой болезни. Мы говорили о гражданских правах, когда такие разговоры были реально не популярны. Киноакадемия дала Хэтти Макдэниел (исполнительница роли Мамушки в «Унесённых ветром» – прим. ред.) «Оскара» в 1940-м – когда чернокожих не пускали в первые ряды кинотеатров. Я горд быть частью этого сообщества. И часть моей работы – тормошить публику, говорить о действительно важных проблемах, а не о том, кому я назначаю свидания. Я не занимаюсь политикой напрямую, но могу поддерживать дефектную или правильную политику. Надеюсь, я на правильной стороне»

ФОТО: MARCO GROB/TRUNK/PHOTOSENSO

В избранное