Продолжаем изучение
книги Аристотеля «Риторика», написанной ок.355 г.до н.э.
КНИГА I
ГЛАВА I
Риторика полезна, потому что истина и справедливость
по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не
должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями,
что достойно порицания. Кроме того, если мы имеем даже самые точные знания,
все-таки не легко убеждать некоторых людей на основании этих знаний, потому что
[оценить] речь, основанную на знании,
есть дело образования, а здесь [перед толпой] она - невозможная вещь. Здесь мы непременно
должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем, как мы говорили
это и в "Топике" относительно обращения к толпе. Кроме того, необходимо
уметь доказывать противоположное, так же, как и в силлогизмах, не для того, чтобы действительно доказывать и то,
и другое, потому что не должно доказывать что-нибудь дурное, но для того, чтобы знать,
как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами
несоответствующими истине.
Из остальных искусств ни одно не
занимается выводами из противоположных посылок;
только диалектика и риторика делают это, так как обе они в одинаковой степени
имеют дело с противоположностями. Эти противоположности по своей природе не
одинаковы, но всегда истина и то, что лучше, по природе вещей более поддается умозаключениям
и, так сказать, обладает большей силой убедительности.
Сверх того, если позорно не быть в
состоянии помочь себе своим телом, то не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так
как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом.
Если же кто-либо скажет, что человек, несправедливо пользующийся подобной способностью
слова, может сделать много вреда, то это замечание можно [до некоторой степени]
одинаково отнести ко всем благам, исключая добродетели, и преимущественно к тем,
которые наиболее полезны, как например, к силе, здоровью, богатству, военачальству:
человек, пользуясь этими благами, как следует, может принести много пользы, несправедливо
же [пользуясь ими,] может сделать очень много вреда.
Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь
отдельного класса предметов, но как и диалектика [имеет отношение ко всем областям],
а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае
находить способы убеждения; то же можно заметить и относительно всех остальных
искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не в том, чтобы
делать [всякого человека] здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно,
приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких
людей, которые уже не могут выздороветь.
Кроме того очевидно, что к области одного
и того же искусства относится изучение как
действительно убедительного, так и кажущегося убедительным, подобно
тому, как к области диалектики относится изучение как действительного, так и
кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в силу какой-нибудь
особенной способности, а в силу намерения, с которым он пользуется своим
дарованием. Впрочем, здесь [в риторике] имя ритора будет даваться сообразно как
со знанием, так и с намерением [которое побуждает человека говорить]. Там же [в
логике] софистом называется человек по своим намерениям, а диалектиком - не по
своим намерениям, а по своим способностям.
Теперь попытаемся говорить уже о самом
методе, - каким образом и с помощью чего мы можем достигать поставленной цели.
Итак, определив снова, как и в начале, что такое риторика, перейдем к
дальнейшему изложению.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.