Риторика (реторика)
(др.-греч. ῥητωρική — «ораторское
искусство» от ῥήτωρ — «оратор») —
филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения
художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
Риторика в XIX и XX веке
В таком виде
риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских
странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и
романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского
искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении —
растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы
потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело
одиозный оттенок напыщенного пустословия.
Слово риторика
применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно
художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век,
французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х.
Перельман)
Риторика в России Нового времени
В России, в
допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в
области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы
имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI
века: «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия
Голятовского.
Систематическое
преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века,
причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать
не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к
красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании
классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение
общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из
сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о
пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей.
Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно
церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По
светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались
самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка
риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по
крайней мере до XX века.
Современная школьная риторика в России
Концепция школьной
риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов
Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение
успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:
понятийная основа (коммуникативная
ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые
особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах
деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций
и т. д.);
умения общаться (анализировать и
оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с
ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками
адресата и т. д.);
нравственно-риторические идеи
(ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в
современном мире и т. д.).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.