Риторика (реторика)
(др.-греч. ῥητωρική — «ораторское
искусство» от ῥήτωρ — «оратор») —
филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения
художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
Позднеантичная и средневековая риторика
В эпоху борьбы
христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском
искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках
н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн
Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не
прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних
теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте
преимущественно на сочинение писем и проповедей. Повсеместно
происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.
Уже к IV веку сфера
действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в
латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно
забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли
материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались
самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию
риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому
искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе
ясное и рациональное представление (intellectio) о предполагаемом
материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об
основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать,
развлекать» лат. docere, movere, delectare).
Создание
произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три
главных элемента из пяти в античном списке).
Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как
творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал.
Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по
себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение
писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая
мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как
и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация»
(лат. amplificatio),
она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале
амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории
и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так
назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из
них, описание (лат. descriptio), не раз подвергавшийся кодификации и
занимавший центральное место в латинской литературной эстетике,
в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа,
сделавшись одной из главных его черт.
Диспозиция (лат. dispositio), предписывала порядок расположения
частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая
риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания
частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими
предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы
его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная
творческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и
равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая
имеющиеся в наличии элементы в соответствии с определенными числовыми
пропорциями: такая практика не вписывается в античную риторику, однако в
глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых
«искусств», особенно музыки (musica).
Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи», найденные и
эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством
диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде
нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей;
наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному
слогу (лат. ornatus), то есть преимущественно теории риторических фигур.
Перенимая идеи
античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное
внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят
самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к
перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном
виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных
понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.
В 1920—1950 гг.
многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что
риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой
гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала
в латинской литературе, а её влияние на поэзию на народном
языке было длительным, но весьма неравномерным.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 59 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.