Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Секреты соблазнения

  Все выпуски  

Журнал Эрика Королева


Журнал Эрика Королева
Журнал не дает ответов, журнал задает вопросы.

 Архив журнала
 О журнале
 

Почему люди стремятся к роскоши?

На рынке товаров и услуг всегда представлено много предложений от низших ценовых категорий до наивысших. Представить, например, как возрастают ценовые сегменты часов, можно следующим образом: электронные; механические; механические с отделкой из драгоценных металлов и камней; механические с отделкой из драгоценных металлов и камней от производителя со всемирно известным именем; механические с отделкой из драгоценных металлов и камней от производителя со всемирно известным именем, да еще, плюс ко всему, из новой коллекции. Уверен, что это еще далеко не полный список. Какой смысл в этом изобилии вариантов, большая часть которых относится к роскоши? Оправдано ли это разнообразие, граничащее с безобразием?

Очевидная цель у всех часов одна – показывать время. С этой целью не хуже остальных справляются и электронные часы. Есть и неочевидная цель покупки этих часов – это презентация окружающим того, что их владелец может себе их позволить. Эта неочевидная цель может даже значить больше, чем очевидная. По этой причине, на рынке товаров и услуг есть предложения часов, которые время не показывают, но стоимость которых достигает баснословных размеров. Просто эти часы имеют антикварную и коллекционную ценность.

Действительно, можно подобрать пару часов, которые примерно одинаково справляются со своей основной задачей – с показом времени, но цена которых может отличаться в миллионы раз. Причина этому заключается только в том, что владелец часов может налагать на них дополнительные задачи, как к атрибуту собственного гардероба. Могут ли быть еще какие-то цели покупать часы, львиная доля цены которых зависит от их внешнего вида или от имени производителя? Возможно, я ошибаюсь, но не кажется ли вам, что философия роскоши заключается в ее показной составляющей? Люди стремятся к обладанию атрибутов роскоши далеко не в угоду своей собственной прихоти. Для них важно показать своему окружению свою способность обладать этими атрибутами. Получается, что их стремление обусловлено лишь зависимостью от мнения окружающих?

Видели ли вы когда-либо предметы роскоши, не имеющие цель привлечь внимание к своему статусу? Почему так ценны драгоценные металлы и камни? Ведь дело не в их особых физических свойствах, применимых в производстве. Суть золота и бриллиантов в их блеске. Такова же и суть роскоши: в блеске и презентабельности. Часы, чья цена в миллион раз выше обычных электронных часов должны «кричать» о своей стоимости. Часы могут выглядеть и довольно скромно, но имя их производителя, размещенное на видном месте, скажет о своем породистом происхождении каждому посвященному.

Интересно то, что у предметов роскоши не существует ограничений в цене. Производители этих атрибутов пользуются таким методом, как уникальность. У уникальности не может быть цены. Цена вещи, представленной в ограниченном тираже, может достигать любой высоты. Эту же модель сделок используют аукционные дома: на вещь, которая существуют в единичном экземпляре можно раздувать любую цену, как это делал попугай, выставленный на торги, из анекдота[1].

Так получилось, что я был свидетелем многих смертей. Одна из самых показательных произошла в детстве. Отец одного из моих друзей был влиятельным владельцем множества игорных заведений. Прожив чуть более полусотни лет, он попал в больницу и врачи вынесли заключение, что ему осталось жить не более недели. Представляете себе ситуацию этого человека? Мужчина чуть за пятьдесят: тысячи людей в подчинении, молодая жена, окутанная в золото и бриллианты, имя известного участника крупных аукционных торгов, во владении широчайшая коллекция антикварных и ювелирных изделий. И, вдруг, он узнает такую новость. Смысл этой новости до него дошел не сразу. Попав в больницу, он все еще продолжал проявлять свой энтузиазм и раздавал сотни поручений своим заместителям. Только тогда, когда ограничили его возможных посетителей, его голова и мысли очистились от рабочей суеты, и он осознал, что произошло. Ничто так не влияет на человека, как его психологическое состояние. За несколько дней он изменился до неузнаваемости. Его тяготило серьезное сожаление относительно прожитой жизни. Все это я узнал из слов моего друга, сам я его отца ни разу не видел. Его отец развелся с матерью, когда моему другу было семь лет, но, несмотря на то, что его отец продолжал их содержать, отношения между сыном и отцом навсегда остались отношениями дальних родственников.

Интересно то, что этот человек не сожалел ни о своей молодой жене, он ее даже видеть не хотел и просил в палату к нему не впускать, он был к ней равнодушен. Он не сожалел ни о своей империи игорных клубов и перестал испытывать какое-либо удовлетворение от своей антикварной коллекции. Оказалось, что больше всего в жизни он хотел заниматься строительством зданий. По образованию он был архитектором и, лежа на больничной койке, вспоминал, как испытывал чувство самореализации, проектируя здание почты. Занимаясь архитектурой, он чувствовал, что сам создает мир. В какой-то момент, он позарился на потенциальную прибыль, которую могли принести игорные заведения и не без сожаления отложил архитектурное дело. Думал, что откладывает это дело ненадолго, до тех пор, пока не заработает достаточной суммы для комфортной жизни, но оказалось, что дело своей жизни он отложил навсегда.

Роскошь, к которой он стремился, оказалась пустышкой, не приносящей никакого удовлетворения. Достигая несуществующую цель, он был слеп как лошадь из анекдота[2]. Проблемы в том, что в роскоши нет границ и ограничений. Можно построить яхту, которая будет самой длинной, современной и скороходной, но, не успеешь оглянуться, как кто-то снова перехватит этот титул, построив что-то более выдающееся и грандиозное. Это соревнования за обладание «титула превосходной степени» изматывает своей условностью и бессмысленностью. Гонка за размерами тщеславия – это путь в никуда.

Разве не очевидно, что стремление к роскоши – это цель навязанная действиями создателей рекламы, у которых этики столько же, сколько у Рабиновича, который учил сына из анекдота[3]? Разве не реклама искушает и соблазняет своими образами, зомбируя идеалами роскоши молодых и активных людей всего мира? Почему не всем понятно, что стремление к роскоши – это цель, которую кто-то ставит нам. Когда же мы научимся ставить цели сами для себя?


[1] На аукционе продают попугая. Начинаются торги, постепенно цена попугая поднимается настолько, что кроме одного миллионера никто не продолжает торги. Он отдавая деньги за попугая спрашивает :

- Скажите, я за него такую огромную сумму плачу, он хоть говорить умеет ?

Продавец :

- А с кем Вы все это время торговались ?!

[2] Водитель на сельской дороге съехал в канаву, но, к счастью, рядом оказался фермер с лошадью. Он привязал лошадь по кличке Коко к машине и крикнул:

- Тяни, Нелли, тяни!

Лошадь не сдвинулась с места.

- Тяни, Бакстер, тяни! - Коко не пошевелилась.

- Тяни, Бадди, тяни! - Ничего.

Потом фермер сказал:

- Тяни, Коко, тяни! - и лошадь вытянула машину.

Озадаченный водитель спросил у фермера, почему он называл лошадь чужими именами.

- Коко слепая. Если бы она решила, что тянет в одиночку, она бы даже пытаться не стала.

[3] Молодой Рабинович изучал экономику и спросил у отца, что такое "этика бизнеса".

- Этика? - в свою очередь спросил папа, - ты спрашиваешь меня об этике? Ты знаешь, мой мальчик, я тебе так скажу. Вот приходит в наш магазин женщина и покупает платье за 80 доларов. Платит сто долларовой купюрой и настолько увлечена приобретением, что уходит, забыв забрать 20 доларов сдачи. Так вот, сын мой, тут и возникает большой вопрос об этике. Скажу я об этом своему партнеру или нет?


В избранное