Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


«Не сотвори себе кумира»

До сих пор еще нет –нет да и вспоминают о безвременной кончине В. Турчинского… о том, что здоровых спортсменов в полном смысле этого слова не бывает - всегда идет развитие одного качества за счет другого. Большинство людей интересовало технические вопросы - все ли правильно сделали медики? Но у кого-то может возникнуть вопрос - насколько вообще оправдано стремление очищать себя, свою кровь техническими средствами, ведь завтра все равно все вернется, если не меняется душа, дух...

Внезапная смерть - всегда урок и вопрос для живых... Не зря в молитвах мы просим оградить нас не просто от смерти (смерть сама по себе для верующего не страшна), но от внезапной смерти, когда нет времени покаяться и поблагодарить за все, примирится с Богом, с ближними Но, почему общество поощряет и пропагандирует такую однобокость? Ответ знали еще древние. Когда говорили, что человек жаждет хлеба и зрелищ… Человечество всю свою историю так стремится к зрелищам, что неудивительно, что, по сути, такое здоровое явление как физкультура с древнейших времен имело тенденцию к превращению в извращенное шоу, своего рода - культ. Сегодня имя этого культа - спорт. Интересно, что происхождение этого слова - загадочно и спорно. Есть версия, что англичане начали употреблять это слово для обозначения приятного время препровождения, диверсий, развлечений и даже несерьезных любовных связей, т.е. занятий досужих, праздных и социально вредных. Этим же словом обозначали игру, ошибку природы, мутацию (химеру) или отклонения от нормального типа, т.е. обозначали явления биологически вредные.

У всякого культа свои идолы, культовые сооружения, обряды. Есть и свой главный идол, и свои жрецы, и свои жертвы (нервы, пот, кровь, здоровье спортсменов и « болейщиков). И все это может казаться прекрасным, вдохновлять нас, пока в жертву не принесется кто-то лучший: успешный, красивый, умный, сильный, волевой… Их гибель не может подорвать существование культа, но может помочь остановится тем, кто умеет спрашивать и искать ответ. И множество вопросов стекутся в один главный, который сформулировал И. Мандельштам: « Дано мне тело. Что мне делать с ним?» На это вопрос можно ответить исторически и онтологически. В историческом плане все более–менее понятно: человек использовал бег, прыжки, метания, греблю, поднятие тяжестей, стрельбу из лука и винтовки, единоборства, рыбалку, охоту и другие виды деятельности для обеспечения своего существования и подготовки подрастающего поколения, т.е. в прикладных, боевых, бытовых, воспитательных и т.п. полезных целях, где конечно был элемент и соревнования, который, в меру нравов той или оной культуры, давал повод к зрелищности, шоу… Культура в свою очередь определялась духом- в каких богов верили, в какое предназначение человека и его тела… . Не зря драматург Еврипид называл атлетов самыми злостными гнойниками во всей Элладе, а Аристотель, например, занятия спортом считал недостойным для свободного человека. И не зря в это же время иудеи, в целях самосохранения нации, наложили на занятия спортом религиозный запрет. Для традиционного еврейства этот запрет не утратил своей силы и сегодня. Утверждение и распространение христианства также призывало к очищению от страстей и чрезмерностей во всех видах деятельности. Олимпийские соревнования были упразднены. И вот когда стал в 19в. побеждать материализм и атеизм вдруг из пепла вновь возрождается поклонение прежним идолам - культ большого спорта, и олимпийское движение. А спорт - как явление социальное, превращается в средство манипуляции, бизнеса, политики и дезориентирует людей в выборе жизненных целей и ценностей, деформирует их сознание, разрушает инстинкт самосохранения и истощает физически. При этом на спорт тратятся огромные общественные средства, его развитие поощряется на государственном уровне. Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях». Ложь вложена уже в само понятие «спортсмен-любитель»…. Спортивная тренировка процесс порой такой же жесткий, и как соревнование.

Как-то в интервью Костя Дзю и его жена рассказывали, что за месяцы до важного боя вся жизнь боксера была подчинена подготовке до мелочей: что и сколько съесть, режим, нагрузки, неспособность принимать участие в семейной жизни, совершенно особое психическое состояние, которое сам Костя описывал как нечто малопрятное и «темное»…И на выход из него тоже затрачивалось много времени. Да, сила духа Константина и многих наших прославленных спортсменов и их жен восхищает, но может эту силу духа можно направить с меньшими (или с более понятными жертвами) на подвиги более созидательные? Конечно, спорт может быть использован и в «мирных целях» - помочь, отвлекая, например, от более опасных и социально вредных занятий. Но почему для того, чтобы отвлечь кого-то от одного зла, его обязательно нужно втянуть другое? По сути дела большой спорт сегодня это те же гладиаторские бои в более гуманной, «застенчивой» упаковке… Не случайно организационно спорт не относится к системе здравоохранения Огромная армия болельщиков-фанатов, «болея» создают ажиотаж вокруг олимпийских игр, рекордов для книги Геннеса и прочих соревнований и чемпионатов, попутно громя мирные города и губя в давках самих себя. Кому на руку такая « болезнь»? Наверное, тем, кто, вовлекая в этот культ наиболее здоровую и генетически одаренную молодежь, не просто устраняют ее из активного участия в жизни, а превращают их в союзников – таких же политиков и бизнесменов, шоу-менов. В любой борьбе это высшее мастерство и коварство В отличие от торговцев наркотиками и алкоголем, которые губят здоровье, дельцы от спорта действуют очень лицемерно и скрытно, прикрывая свои интересы интересами общественными и государственными.

В спорте, как и в политике, не так много единства, мира и дружбы не только среди участников спортивных баталий, но и среди болельщиков. В отличие от спорта, культура тела и в частности - оздоровительно-профилактическая физкультура необходима и полезна каждому. Да и не требуют они таких материальных затрат, которых требует спорт, хотя направлены на результаты духовные и оздоровительные. Может поэтому они и не развиваются государством? Тогда «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот и пытается стихийно народ сам себя оздоравливать через фитнес-клубы, оздоровительные программы, множество модных систем и книг, тем более, что в нашей стране, с ее православными культурными традициями как-то не оформилась ясно в прошлом телесная культура, которая была просто разлита во всем бытовом укладе с рождения до успения во всех видах деятельности. Но то, что было естественно во времена приближенной к природе и Богу жизни, утратилось в наш век атеизма, плюрализма и гиподинамизма. И вернуть это утерянное естественное культурное тело и способы его воспитания в наших условиях - дело важное и непростое, но без этого нам не ответить не вопрос, поставленный поэтом: Кто дал нам тело, какую роль оно играет не только в нашем делании ради продолжение жизни на земле, но и в духовном делании, ради будущего спасения в жизнь будущего века – воскресения не только души, но и этого преображенного, воскрешенного индивидуального тела.


В избранное