Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Третины убо творим...

Сокращенный вариант  статьи  Священника  Георгия  Селина http://blagogon.ru/digest/287/)

В Ветхом завете для траура по умершим определялись 7 и 30 дней. ...и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней (Чис. 20:29). И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней (Втор. 34:8)

Однако в  Православном предании уже не седьмой и тридцатый, но девятый и сороковой дни отведены для сугубого плача по усопшим при неизменном третьем дне для обоих Заветов. Почему? Здесь, кстати, хочу обратить внимание любителей делать выводы из подсчёта цифр, что 7 относится к 30 так, как 9 к 40. Любопытное совпадение, не правда ли?
В Синаксаре в субботу мясопустную можно прочитать такие удивительные слова. «Третины убо творим, яко в третий день человек вида изменяется. Девятины, яко тогда все растичется здание, храниму сердцу единому. Четыредесятины же, яко и самое сердце тогда погибает. И рождения бо сице (так) происходит: в третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется в плоть, в четыредесятый же в совершенный вид воображается. За сию вину душам память творим».

Но почему изменились сроки поминовения? Изменилась цель жизни? Нет, просто она стала ясней. Приближися бо Царство Небесное (Мф. 4:17), и Земля Обетованная стала видна так, что ангельские лики, которых видел патриарх Иаков в пророческом сне на лестнице (ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней (Быт. 28:12)) стали различимы даже по чинам.
Царство приблизилось, а плач удлинился. Земля Обетованная почти видна, а скорбные дни по усопшим умножились с тридцати до сорока

В этих немногих словах Синаксаря  даётся объяснение причин принятого Православной Церковью поминовения усопших в 3-й, 9-й и 40-й день от кончины.

Но давайте прежде уточним, что такое синаксарь. Синаксарь это сборник (συναξις - греч. «церковное собрание, сборник») кратких сказаний о праздниках и о святых, которые следовало читать за Богослужением, поскольку в них раскрывается подвиг святого или происхождение праздника. В современной Богослужебной практике синаксари не читаются, хотя их тексты помещены в Триодях, а также в книге, называемой Прóлог.
Два недоумения встают перед нами по его прочтении. Зачем для поминовения души наблюдать за изменениями тела? И как святые отцы могли знать, что происходит в материнской утробе?

       Действительно, святые отцы могли знать, что происходит с телом человека в 9-й день после его смерти, а именно, что «все растичется здание», и они, конечно, знали, что творится с ним в 40-й день от кончины («сердце тогда погибает»), но как, скажите, как они могли узнать, что происходит с человеком в 3-й день его жизни? Не имея ни рентгена, ни узи, ни другого подобного оборудования, как они могли узнать, когда у зародившегося в материнском чреве человека образовывалось сердце?

II
«Зародыш (синоним эмбрион) - организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери. Под зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками человека. После 8 недель развивающийся организм человека называют плодом. Эмбриональное развитие делят на ряд периодов.
1. Период одноклеточного зародыша, или зиготы, кратковременный, протекающий с момента оплодотворения до начала дробления яйца.
2. Период дробления. В этот период происходит размножение клеток. Получившиеся при дроблении клетки называют бластомерами. Вначале образуется кучка бластомеров, напоминающая по форме ягоду малины, - морула, затем шаровидная однослойная бластула; стенка бластулы - бластодерма, полость - бластоцеле. У человека оплодотворение происходит в маточной трубе (яйцеводе). Процесс дробления совершается в течение 3-4 суток, когда зародыш продвигается по маточной трубе к матке». (http://www.medical-enc.ru/8/zarodysh.shtml).

Два периода (с греч.- круга) очерчивает человек в первых 3-4 дня своей жизни. Два круга... Первый круг краток, как вспышка. Он настолько мал, что медики называют его «кратковременным».
III

ердце? Откуда вы взяли сердце? В медицинской энциклопедии ничего не сказано про сердце. Перечитайте, как там говорится про оплодотворение, зиготу, размножение клеток, кучку бластомеров, напоминающих по форме ягоду малины, про...

Стойте, читатель! Вот же оно, в виде малиновой ягоды. Не пропустите, не выбросите, не проткните это крохотное человеческое сердечко. Самого человека как такового ещё не видно, но уже бьётся его сердце, названное медиками морулой. Интересно, почему они его так назвали? Смотрим латинско-русский словарь. Morulus, a, um - тёмный, черный. Morum (греч.) - тутовая ягода, ежевика. Видимо, внешне сходство с этими ягодами и навело медиков на мысль назвать сердце морулой.
В этой тёмной ягодке заключён весь человек. Тела его пока не видно, но оно всё, вплоть до мельчайших своих подробностей, хранится в ней. Вы этому не верите, читатель? Каким бы примером вас убедить? Души человека мы тоже не видим, но говорим, что она находится в теле. Так же и здесь. Тела пока не видно, но в определённый Богом час оно, развившись из этой ягоды, появится на свет, чтобы и далее всю свою жизнь раскрываться и расти, укрепляться и мужать, цвести и плодоносить, болеть и страдать, стареть и умирать. При создании сердце покрывается тьмой материнского чрева, при разложении - тьмой могильного рва. ….Оно начинает жить задолго до появления тела и продолжает жить по смерти его. Вас не удивляет это утверждение, читатель? Удивляет оно и нас, но мы говорим так, как читаем у отцов: сердце погибает в 40-й день после смерти тела. Значит, оно живёт в могиле? Значит, живёт. Что же оно там делает? А что оно делало в утробе? То же самое оно делает и в могиле. Сердце трудится. И если в утробе оно трудилось над устроением тела, то в могиле оно трудится над устроением души. Новопреставленная душа должна определиться, а для этого ей надо пройти многие обители. В дому Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). Какая из них приглянётся? Где душа захочет жить?

По церковному преданию, с 3-го до 9-го дня душе умершего показываются райские обители, а с 9-го до 40-го дня - адские бездны.

…..Итак, 40 последних дней усиленного сердечного труда. Всё, что копил в себе человек, все сокровища, что собирало его сердце, теперь открываются перед Богом. Впрочем, Богу эти сокровища известны без открывания. Их обнаруживает и с удивлением рассматривает сама душа. Так вот где, оказывается, было моё сокровище. Так вот, значит, что копило моё сердце, пока я занимался учёбой, работой, семьёй... Я думал, в сердце у меня то-то и то-то, а там, оказывается, совсем другое, поэтому влечёт меня к себе не ширь райских полей, но темнота адских комнат. ...где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12:34). Да, теперь уже надолго, а может, даже навсегда останется душа человека среди тех сокровищ, которые выбрало его сердце, потому что поселяется она в той духовной обители, при виде которой сердце сказало: да, это моё, здесь останусь навечно.

Неужели это не сказки? Неужели мытарства, а именно о них мы сейчас говорим, не выдумки церковников? Что вам ответить, читатель? Если нет загробной жизни, если реально только то, что реально, тогда зачем вы заботитесь о каком-то душевном покое? Махните рукой на все эти выдумки, живите, как придётся. Устраивайте своё земное довольство, как оно устраивается, решайте все дела по-земному, не думайте ни о чём высоком, небесном, потустороннем. Плюньте. Но ведь вы не хотите на это плюнуть. Боитесь? А вдруг «что-то есть»? Тогда живите по Божиим заповедям, то есть так, как учит Церковь, молитесь дома, ходите в храм каждый седьмой день, исповедуйтесь, причащайтесь... Но ведь вы и этого не хотите. Тогда чего же вы хотите? Сами не знаете? Ничего, придёт смерть, она вам покажет, чего вы на самом деле хотите. На мытарствах откроются наши сердечные сокровища. Ангелы или бесы откроют нам ту обитель, в которую мы сами поселимся, и ничего с собой сделать не сможем. Тогда мы себя уже не обманем. Тогда вся ложь нашей жизни откроется до конца.
IV
Итак, ничего противоречащего медицинским показаниям мы пока не нашли в словах святых отцов. Постойте, мы ведь медицину проверяем, а не отцов, поэтому должны сказать наоборот: ничего противоречащего святым отцам мы пока не видим в данных медицинской науки. Ну а то, что медики ни слова не говорят о сердце, называя образовавшийся в материнской утробе орган морулой, разве это не противоречие? Нет, не противоречие. Отцы и медики говорят об одном, но разными словами, просто надо уточнить значения слов.

Невидимое отцам видят медики, и невидимое медикам видят отцы, но говорят они об одном и том же. Непонятно? Приведём такой пример.
Некто, придя в больницу, просит: «Доктор, у меня что-то болит в области сердца, не могли бы вы посмотреть и удалить?» После анализов, рентгенограмм и прочих обследований доктор в недоумении сообщает: «У вас абсолютно здоровое сердце». «Но оно болит» - настаивает пациент. Тогда умный доктор отвечает: «У вас болит душа, а сердце у вас здорово». Так и в нашем случаем. Отцы назвали сердцем душу, а медики назвали сердце морулой, не противореча друг другу.
Сердце как телесный орган, и сердце как вместилище души. Первое материально, второе духовно, первое видимо, второе невидимо. Скажем ли из-за этого, что в человеке находятся два разных сердца? Конечно, нет. Поэтому «кучка бластомеров, напоминающая по форме ягоду малины» это и есть сердце человека, о котором святые отцы говорят так: «в третий бо день живописуется сердце». Стало быть, в святоотеческих и медицинских знаниях о начале человеческой жизни пока нет разногласий. Может, они возникнут дальше? Хорошо, читаем дальше.

«С началом второй недели происходит погружение зародыша в стенку матки (имплантация). У 7,5-дневного зародыша эктодерма образует амниотический пузырек, часть которого, обращенная к энтодерме, является эктодермой зародыша».
Прочтём ещё раз, что говорят отцы об этом круге человеческой жизни: «В девятый же [день человек] составляется в плоть...» И в энциклопедии о 9-м дне (точнее 7,5-м) сказано, что у «зародыша» в это время образуется эктодерма. Попросту говоря, это и есть тело. «Эктодерма - это наружный зародышевый листок, из которого в раннем утробном периоде развивается кожный эпителий, или эпидермис, и нервная система. Ту часть наружного зародышевого листка, которая идет на построение кожного эпителия, называют кожной эктодермой, а часть, образующую нервную систему, - нейроэктодермой». Не это ли самое мы прочли в синаксаре? Да, это же самое: в девятый день у человека возникает и растёт плоть.

Но почему границей третьего круга жизни отцы поставили 9-й день? Почему не 8-й, глубоко символичный для христиан? Почему не 7-й и не 10-й? Для ответа на вопрос о сроках надо знать ответ на вопрос о целях. Иначе говоря, чтобы понять, почему отцы разделили начало и конец человеческой жизни на 3-й, 9-й и 40-й день, надо прежде понять: зачем она человеку дана? Зачем человек рождается? Зачем он умирает? Это главные вопросы бытия, и ответ на них человек ищет всю свою жизнь. Лучше же сказать, что жизнь для того и дана человеку, чтобы он ею ответил на эти вопросы. Не словами, но жизнью ответил.
Словесный ответ, который даёт Священное Писание и церковное Предание о цели бытия, в самом кратком виде можно выразить так: наследование земли Обетовáнной. В Ветхом Завете такой землей была Палестина, в Новом завете ею является Небесное Царство. Далеко не все люди войдут в Небесное Царство, но только спасённые. А прочие куда? А прочим - воля, как говорит пословица, или огонь вечный, как говорит Господь: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25:41). И поскольку Обетованную Землю спасённым людям предстоит наследовать с бесплотными небесными силами, которых Церковь подразделяет на 9 чинов, постольку было установлено поминовение усопших в 9-й день. «Девятины совершаем, /.../ просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских Ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, - по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится» (прот. Г.Дьяченко).

 

Мы размышляем по образу отцов и стараемся следовать их мыслям. Поскольку отцы после слов о смерти сразу же заговорили о рождении («и рождения бо сице происходит»), постольку мы от дней внутриутробных тут же перешли к дням могильным. И мы легко можем объяснить этот переход, но нелегко будет его понять неверующему человеку. В чём же состоит объяснение? В том, что смерть это и есть рождение……если смерть это рождение, то дни поминовение усопших должны считаться не днями скорби, но днями радости. Здесь же причина того, почему они увеличились с тридцати до сорока. Потому что дни эти - радостны. Гм, над этими словами и верующий призадумается. Хотя о чём тут думать? Если смерть это рождение, то поминовение усопшего всегда радостно. Действительно, если бы имели веру с горчичное зерно (Мф. 17:20), то торжествовали бы на похоронах и во все родительские субботы от того, что усопшие приглашают живых радоваться вместе с ними. Как это и было у первых христиан, для которых дни поминовения мучеников, превращались в праздники.

Итак, в 9-й день смерти празднуем 9-й день рождения. В этот день душа покидает плоть. И как составилась она в плоть в 9-й день от зачатия в материнской утробе, так покидает она во чреве матери-земли растекшееся тело, чтобы, не оставляя связи с ещё хранимым сердцем, показать ему мытарства. Теперь начинается для человека испытание веры. Была ли она в его сердце хотя бы яко зерно горушно (Лк. 17:6) или нет? Была или не была?
Значит, до 9-го дня связь души с телом сохраняется, как сохраняется она между душой и сердцем до 40-го дня? А потом она рвётся? Нет, связь души и тела не разорвётся никогда. Она ослабнет, она предельно истончится, она растворится, как дым, но не исчезнет, потому что по этой невидимой ниточке душа найдёт своё тело, когда придёт час Страшного Суда.

Вечную связь души и тела мы исповедуем, когда поклоняемся мощам Божиих угодников. Действительно, зачем мы почитаем останки святых, зачем целуем их прах, зачем полагаем мощи в драгоценные раки? Все эти действия нельзя понять, если отвергнуть посмертную связь души и тела. Казалось бы, тело сделало своё дело, дало святой душе войти в вечную жизнь, теперь его можно отбросить, как отбрасывается кокон выпорхнувшей бабочки, как отбрасывается послед родившегося младенца? Нет, не так нас учит Церковь.

 Тело не кокон и не послед, но неотъемлемая часть души, потому что оно возникло вместе с душой, а лучше сказать, душа возникла телом, и тело - душой в 9-й день жизни человека.
«Равным образом почитай (т.е. наряду с иконами и крестом. - Г.С.) и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отступила от них благодать Божия, как и от поклоняемого тела Христова не отступало Божество во время животворящей Его смерти», - говорит святитель Григорий Палама (
Добротолюбие, т.5, Десятословие по христианскому законоположению). Из слов святителя следует, что благодать Божия, как, впрочем, и нечисть бесовская, не отступают от тела человека после смерти. В этих же словах мы находим другое важное замечание о том, что мощи святых не обязательно должны составлять неистлевшее тело, но могут пребывать в виде «останков от костей», однако и в таком виде они должны почитаться верующими.

По церковному учению душа усопшего человека до 3-го дня обитает вблизи тела. С 3-го по 9-й день душа вкупе с сожительницей, лучше же сказать, с сонаследницею своею плотью (которая находится при душе, конечно, не буквально, но как бы на привязи), осматривает в сопровождении ангелов райские обители. С 9-го по 40-й день душа усопшего теперь уже с одним сердцем, (поскольку «тогда все растичется здание»), которое, впрочем, можно назвать средоточием тела, знакомится с адом и его обитателями. Как растущий ребёнок познаёт окружающий мир, так душа, перейдя в духовный мир, постепенно открывает для себя его горизонты.

Теперь нам стал понятен образ, которым святые отцы хотят нас образовать?  Смерть это рождение. И как рождение совершается не сразу, но подготавливается, так и умирает человек не сразу, но постепенно. И как до появления своего на свет он проходит несколько кругов развития, так после смертного часа, когда навечно закрываются его глаза для этого света, человек продолжает жить, потому что сердце хранится до сорокового дня.
Конечно, оно уже не бьётся, как живое, и не живёт в том смысле, как определяет жизнь медицинская наука, но оно ещё живо. Странные слова? Так ведь и в чреве матери человек не живёт в привычном смысле, однако дела и мысли неродившегося человека не менее значительны, чем дела и мысли рождённого, поскольку первый готовится совершить то, что определит жизнь второго.

Почему же нам кажется, что человек в утробе ничего не делает и ни о чём не думает? Нет, он гораздо больше нашего делает, ведь ему предстоит родиться! Говорят, что трёхлетний ребёнок за один день своей жизни узнаёт столько, сколько взрослому человеку не узнать и за месяц. Так кто из них, спрашивается, сообразительней и умней?
Сердце не бьётся, но оно живо. Оно не созидает, но разлагает тело. Но разве от этого оно перестаёт трудиться? Конечно, ломать - не строить, ума большого не надо, но ведь и ломая, нужно прилагать усилие. Или вы думаете, что тело само собой растекается? Нет, его нужно правильно разложить на составы, постепенно разделить на части, тщательно смешать с землей то, что должно с ней смешаться, и отделить то, что останется нетленным... Кто всё это будет делать? Сорок дней после смерти сердце совершает эту работу по данной ему от Бога силе и повелению, и когда в 40-й день тело окончательно «растичется» (ибо в 9-й день растекается только «здание», то есть форма тела), тогда и сердце погибает.
     В сороковой день погибает сердце, и поскольку оно может быть названо сосредоточием всего тела, постольку и самое тело в этот день погибает. Но ведь и при рождении человека происходит, что в 40-й день он «в совершенный вид воображается», или, как сказано об этом в Медицинской энциклопедии: «На 5-й неделе возникают зачатки рук, а затем и ног, на 6-й они разделяются на основные отделы, на 7-й появляются зачатки пальцев. В возрасте 8-ми недель зародыш приобретает основные морфологические признаки человека во внешнем облике и во внутренней организации. Длина его (от темени до копчика) 4 см., вес 4-5 грамм». http://www.medical-enc.ru/8/zarodysh.shtml
Вообразите себе, читатель, этого человека и не говорите, что его не было в утробе матери до 8-й недели. Если так, если до 40-го дня от зачатия он был зародышем и не был человеком, тогда и после смерти нужно хранить память о человеке только 40 дней, потому что после сорокового дня тела в земле не обретается, но лежат одни кости. Иными словами, если до сорокового дня беременности называть зачатое во чреве эмбрионом и не считать человеком, то после сорокового дня смерти нужно называть лежащее в могиле прахом, гнилью, останками и прочими подобными словами, но только не человеком. А на могильном памятнике писать, что здесь похоронен не такой-то человек, но труп такого-то человека. И всем тем, кто решается на аборт, нужно быть последовательными до конца - освобождать могилу от гнили после 40-го дня с момента захоронения и заполнять её новым трупом.

Итак, если в сороковой день от зачатия тело формируется, то в сороковой день после смерти тело распадается. Для чего это совершается? Для рождения человека в вечность. Сороковой день смерти это сороковой день рождения, поэтому и празднуем мы его усиленной молитвой к Богу за новорожденного, простите, за новопреставленного, что, в общем-то, одно и то же. Приставку «пре-» в слове «новопреставленный» можно написать с двумя буквами «е», тогда его значение станет очевидно, как, например, в слове «преступник» стоит только дописать вторую «е», как станет ясно, что этим словом назван преступник закона. Новопреставленный это новопереставленный. Куда? От земли на небо.

Как красиво и стройно мыслят отцы! Какие яркие образы они нам предлагают, чтобы через видимое убедить в невидимом, чтобы даровать нам духовное зрение и научить нас умно проникать в иные миры. Впрочем, и без умного проникновения в потусторонние миры, мы можем многому научиться из этого образа Синаксаря.


В избранное