Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 12( новые подписчики могут прочесть предыдущие выпуски в архиве рассылки- см. в самом конце выпуска)

Традиция и телесный образ «Я»

В большинстве случаев на осознанном уровне самовосприятия человек не спрашивает себя: "Кто Я?".  Человек знает кто он.

Меняется все вокруг. Относительно неизменным для человека остается лишь переживание свого тела.

Таким образом, образ тела - основа устойчивости личности, т.е. "Я".

Но воздействие на личность (и значит ее тело) с рождения происходит благодаря окружению и воспитанию через образно-символические системы по принципу резонансного или идеомоторного воздействия.

Сегодня наука может лишь отчасти научно объяснить эти принципы и явления.

Тем не менее, в основе любой культуры лежит система такого воспитательного и образовательного воздействия через символы (образы).

Кроме традиции на образ тела влияет генетика и самовоспитание, которое возможно, благодаря наличию у человека таких качеств, как разумность (словесность) и свобода выбора.

Благодаря им, человек способен даже врожденные недостатки своего телесного образа превратить в достоинства, но для этого надо о осмыслить свое тело, найти с ним контакт, как с ближайшим партнером .

И тут разные традиции предлагают разные стратегии – раз-воплощение (постепенное разотождествление с телом: «я - не мое физическое, астральное, ментальное и пр. тело) или наоборот – до-воплощение (об этом следующий выпуск)


Образ себя (человека) в Библии.

Издревле известно, что символы окружают человека с детства и они объединяет людей вокруг символизируемого идеологического, мировоззренческого или религиозного содержания.

По символу опознают и понимают друг друга "свои". Философ Эрнст Кассирер утверждал, что человек — это "символическое животное".

Взгляд сквозь символ, безусловно, является одной из форм познания мира. «Все преходящее есть только Символ…» (Гете. "Фауст", II часть).

Библейские образы-символы также в символической форме транслирут духовные смыслы – вплоть до осуществления слов апостола Павла о возможности отображения Господа в душе человека:

«доколе же вообразится в вас Христос».

В то же время, работа с образами вне духовного пути традиции, при неконтролируемом воображении, способна

  • создавать свои энергетически отрицательные образы с присутствием в них «духов злобы поднебесной»
  • и «прилепляться» к ним, искажая нравственную основу картины мира человека,

становясь источником (актуальным и потенциальным) духовной, душевной и телесной патологии.

Свято-отеческая традиция выстраивает символическое познание в образе лествицы, устанавливая вертикальные связи между горизонтами, уровнями, точками зрения и позволяет в духовном созерцании двигаться по «вертикали» иерархии божественных свойств, различая два направления - восходящее и нисходящее :

а) возведения ума от явления, воспринимаемого умом или чувствами, к видению его духовного смысла. Так рассматривая божье творение, человек узнает в нем и качества Самого Творца.

б) низведения через образы-символы божественного знания Св. Писания и СВ. Предания (Ключ к пониманию духовного содержания символов хранит святоотеческая традиция, передаваемая от апостолов - Предание Церкви).

Например, через распятие Богочеловека понимается духовный смысл ветхозаветной пасхи и телесного обряда обрезания мальчиков на 8 день после рождения.

 Более низкая ступень символически отражает в себе свойства более высокой ступени.

Также она предоставляет возможность познавать преходящие «горизонтальные» конкретные, частные формы материальных воплощений, как в созидательных проявлениях, так и в уклонениях от духовных законов мироздания;

Какие первые символы-образы находим мы в библейском повествовании после грехопадения?

– Кроме образа-символа змея, все остальные образы-символы говорят с нами на языке тела:

  • трапеза (вкушение),
  • открытие глаз,
  • нагота,
  • повязка,
  • пята,
  • болезнь,
  • боль,
  • смерть,
  • кожаные одежды…
     

Каждый из них мы в свое время рассмотрим подробнее.

Но, и оказавшись вне рая, человек обретает себя через образное понимание.

Первое что делает Адам – познает жену Еву и это познание уже имеет и телесный и духовный смысл – рождаются телесно близнецы Каин и Авель, но рождается и разнодуховное понимание служения Богу.

Итак, Библия открывает человеку не только путь познания Бога. Но и самого себя, том числе и тела, не только как орудие познания, но и как загадочную внутреннюю почву, «обетованную землю», которую сначала надо найти, пройдя множество испытаний (страданий).

А потом обустроить, возделать, чтобы она стала храмом и принесла плод, как Дева Мария, которую в акафистах1 не случайно образно величают землей, нивой, храмом, лествицей, лозой, столпом, горой…



Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
Акафист - хвалебный гимн


В избранное