Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 11 ( новые подписчики могут прочесть предыдущие выпуски в архиве рассылки- см. в самом конце выпуска)

ОБРАЗ-ование тела:
во-ображение или образ?

На одной улице было несколько сапожных мастерских. На первой красовалась вывеска: «Лучший сапожник в этом городе», на второй: «Лучший сапожник в этой стране», на третьей: «Лучший сапожник во вселенной» на четвертой: «Лучший сапожник на этой улице».

К кому пойдете вы?


Человек воспринимает мир субъективно, т.е. он живет – в воображении, в мире образов, которые с разной степенью точности отражают мир и к которым еще могут добавиться совсем уж фантастические образы.

Последние присущи не только детям и творческим личностям, но, в разной степени, всем нам. Насколько опасно застрять в мире собственных фантазий, я думаю, нет смысла останавливаться подробнее.

Вся история человечества - яркое тому свидетельство. Интереснее другое – как же вся эта человеческая нелепица до сих пор функционирует и даже являет миру чудеса милосердия, гениальных научных прорывов, вершины святости и самоотверженности?

Где среди океана образов тот, что может сыграть роль образа- метода для центрирования, баланса между неизбежностью нашего образного субъективного восприятия и тем миром, в котором мы живем?

Однажды возникнув, закрепившись опытом, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления мыслями, чувствами, поступками и движения

А что такое образ?

Образ - это возникшее в сознании отражение какого-то объекта.

Причем это отражение и описание сходно с объектом, но не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал всегда богаче своей копии.

Так называемого объективного (беспристрастного) восприятия оригинала не существует по определению, оно есть только некая договоренность в некой общности людей.

Так, в прежние времена объективным казалось мнение о неподвижности земли и движении солнца вокруг неё. Теперь это «знание» причислено к субъективной особенности восприятия, а степень нашей субъективности может сильно варьироваться.

В широком смысле можно сказать, что образ – это символ связи внутреннего, образного (духовного) мира человека с реальностью.

Уникальность феномена образа во внутреннем мире личности в том, что множество уровней его содержания переживается целостно и это переживание образа себя всегда отражено в телесном выражении и говорит языком движения.

Именно тело, его движение и взаимодействие с миром, есть тот базовый уровень, основа жизни вообще, на который опираются все остальные образы.

Поэтому телесные образы могут быть в меньшей степени субъективными или, хотя бы, в большей степени уточнены посредством практического исследования.

Какие же бывают образы?

У ребенка уже на чувственной ступени познания образами являются движения, ощущения, чувства и представления, вызванные явлениями материального мира.

Позднее образы развиваются на уровне логического мышления — понятия, суждения и умозаключения. Все мы знаем, как это закрепилась в выражениях связанных с целью любого ОБРАЗовательного процесса: образ жизни, действия, мысли, поведения.

Мы понимаем, что образ дает нашему восприятию мира некий порядок и способ (метод) его организации.

Современная наука довольно успешно изучает влияние на поведение личных образов человека, которые могут быть и положительными и деструктивными в качестве связующих элементов с реальностью.

Но значимость переживания личных образов из фантазий и снов все же трудна для интерпретации.

Однако, кроме них в образной сфере человека всегда есть образы-символы культуры, духовной традиции, понимание и проживание которых влияет на упорядочивание образной сферы личности и возводит ее их к прообразам и первообразам.

Для инициации в круг этих символов и существуют религиозные обряды. В христианских, апостольских традициях есть еще и таинства.1

Знакомые нам элементы и явления вещественного мира посредством переживания обрядов и таинств, в проведении которых всегда включены и сакральные тексты, оказываются символами духовного мира.

Символ

Символический язык служит средством перехода от телесно-чувственного к духовно-сверхчувственному.

Символ помогает падшему человеку, утратившему непосредственное целостное восприятие незримого мира, обратить свою индивидуальную жизнь «по плоти» к личностному становлению «во плоти» и затем – к обожению.

Что такое символ? В чем его отличие от образа, аллегории, метафоры?

“Принципиальное отличие символа от аллегории состоит в том, что смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него.

Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан раз и навсегда, как математическое определение или идея, а задан как вектор поиска. Нельзя сказать, что змея, как символ, значит только «мудрость», а крест, как символ, только «жерты искупительного страдания».2

 

«В разных сферах сознания один и тот же символ приобретает разное значение. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению.

Оттого змея в одном мифе представляет одну, в другом — другую сущность. Но то, что связывает всю символику змеи, все значения змеиного символа, есть великий космогонический миф, в котором каждый аспект змеи-символа находит свое место в иерархии планов божественного всеединства».3

“И в символе, и в метафоре идея вещи и образ вещи пронизывают друг друга, и в этом их безусловное сходство. Но в метафоре нет того загадочного предмета, на который ее идейная образность только указывала бы как на нечто ей постороннее”.4

Итак, понимая значение образа, символа в нашем развитии мы имеем возможность переосмыслить те, которые нами, может с детства , управляли не по нашему осознанному выбору или были плодом нашего неуправляемого воображения, увлекая нас за «лучшими во вселенной сапожниками» - за многочисленными ( самозваными в своем воображении) миссиями?

Мы можем исследовать символический, образный язык Библии и выбрать сознательно те образы, которые нам поданы через божественное откровение духом Святым для пре-ОБРАЗования себя в подобие образу Божьему.



Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
Отличие таинства от обряда см. http://12urokovpravoslavia.ru/urok6/7antonii_surogh.htm

2 (Аверинцев С.С. Словарь. http://ec-dejavu.ru/s-2/Symbol.html

3 Иванов Вяч. Собрание сочинений. II. Две стихии в современном символизме [1908].

4 А. Ф. Лосев «СИМВОЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 


В избранное