Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Индрадьюмна Свами

  Все выпуски  

Индрадьюмна Свами (Самая важная глава Бхагавад Гиты)


Самая важная глава Бхагавад Гиты

 

1К-377

24.12.2001 г.

г. Рига ( Латвия)

Сегодня вечером мы читаем «Бхагавад Гиту как она есть» с переводом и комментариями Его божественной милости Шрилы Прабхупады. Мы будем читать 9 главу 34 стих. Это одна из самых важных глав Бхагавад Гиты и самый важный стих в этой главе.

Когда я в 1973 году участвовал в распространении книг на острове Корсика, нам пришло известие о том, что Шрила Прабхупада приезжает в Париж. Мы быстренько собрали свои вещи, чтобы тоже отправиться в Париж, поприветствовать Шрилу Прабхупаду. Накануне мы проводили программу и на неё пришел такой выдающийся человек – адмирал французских ВМС. Он выражал искренний интерес ко всему, что связано с сознанием Кришны. Мы решили пригласить его в Париж с нами, на встречу со Шрилой Прабхупадой. Мы приехали в город, в котором находилось командование флота, я встретился с этим адмиралом и сказал ему: «Сэр, мой духовный учитель проделал дальний путь из Индии в Париж. Он будет давать класс по Бхагавад Гите, не хотите ли послушать?». Если задуматься, то всё это выглядело довольно дерзко. Двадцатилетний молодой человек ходит по военному порту, заходит к адмиралу и приглашает его съездить послушать духовного учителя. Адмирал был удивлён. Я продолжал: «Я считаю, что вам, как человеку, занимающему высокое положение в обществе, надо придти и послушать его лекцию». Адмирал согласился ехать, он захватил с собой семью. В Париже он всё еще был одет в военную форму. По приезду я проводил его в комнату Шрилы Прабхупады. Прабхупада был удивлен, когда в кабинет к нему вошел адмирал при полном параде. Адмирал сказал: «Свамиджи, я интересуюсь йогой. Недавно я был на лекции одного из ваших ребят, мне там понравилось, но я бы хотел узнать побольше о йоге». Прабхупда спросил: «А вы знаете истинное значение йоги?». Тот ответил: «Нет, не знаю». «Йога предназначена для того, сказал Шрила Прабхупада, чтобы восстановить наши утраченные отношения с Господом». – «А кто же такой Бог?». Тогда Прабхупада попросил Югешвару принести ему Бхагавад Гиту. Он произнес: «ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате – Господь источник всех материальных и всех духовных миров. Эту личность зовут Кришна. Бхагавад Гита, которую я держу, это Его личные слова». Они беседовали около часа. Адмирал спросил: «Если я захочу узнать больше о вашей религии, её самую суть, то какую главу вы мне особенно порекомендуете читать?». Прабхупада ответил: «Вы должны изучать 9 главу, она называется «Самое сокровенное знание», тогда вы поймете суть всего остального». И закончил эту встречу Шрила Прабхупада, прочитав этот стих, который мы сегодня будем обсуждать.

Пять лет спустя я снова встретил адмирала, он приехал на какую-то конференцию. Я как раз распространял книги и увидел скопление каких-то важных людей. Я попытался с книгами пробраться туда, но меня сразу остановил полицейский. Я некоторое время перепирался с полицейским. А неподалеку в группе военных стоял наш знакомый адмирал, он заметил меня и попросил полицейского меня пропустить. Мы отошли с адмиралом в сторону, и он поинтересовался, как поживает мой гуру. Но Прабхупада уже оставил тело. Адмирал огорчился и сказал, что этот человек был единственным святым, которого он встретил за всю свою жизнь. Настоящим святым. Он спросил, помню ли я, какое наставление дал ему Прабхупада. Я уже не помнил, так как часто приводил важных гостей к Шриле Прабхупаде. Он сказал: «Если ты хочешь понять Бога, то читай 9-ую главу Бхагавад Гиты. Я вожу Бхагавад Гиту с собой всё время и постоянно читаю 9 главу».

Итак, текст 34. Надеюсь, вы знаете, что это последний стих 9 главы.

 

ман-мана бхава мад-бхакто   мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси йуктваивам   атманам мат-парайанах

 


мат-манах - всегда думающий обо Мне; бхава - стань; мат - Мне; бхактах - преданный; мат - Мне; йаджи - поклоняющийся; мам- Мне; намас-куру - кланяйся; мам - ко Мне; эва - полностью; эшйаси - придешь; йуктва - погрузив; эвам - так; атманам - свою душу; мат-парайанах - преданный Мне.

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне.

КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что метод сознания Кришны - единственный метод освобождения из плена материальной энергии. Недобросовестные комментаторы подчас искажают предельно ясный смысл этого стиха, в котором сказано, что преданное служение должно адресоваться Верховной Личности Бога, Кришне. К сожалению, эти беззастенчивые комментаторы сбивают людей с толку, навязывая им ложные взгляды. Они не понимают, что между умом Кришны и Самим Кришной нет никакой разницы. Кришну нельзя считать обыкновенным человеком; Он - Aбсолютная Истина. Его тело, ум и Сам Он едины и абсолютны. В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Aди-лила, 5.41 - 48) под названием «Aнубхашья» Бхактисиддханта Сарасвати Госвами цитирует «Курма-пурану»: деха-дехи-вибхедо 'йам нешваре видйате квачит. Это значит, что Сам Кришна, Верховный Господь, и Его тело неотличны друг от друга. Но поскольку эти комментаторы не знают науки о Кришне, они стараются скрыть Кришну и отделяют Его Самого от Его ума и тела. Все это свидетельствует о том, что такие комментаторы абсолютно не понимают науку о Кришне, но тем не менее им удается наживаться, обманывая других.

Есть демоничные люди, и они иногда тоже думают о Кришне, но с ненавистью, как это делал царь Камса, дядя Кришны. Он беспрестанно думал о Кришне, но при этом считал Его своим врагом. Постоянно пребывая в беспокойстве, Камса ждал, когда Кришна придет, чтобы убить его. Подобные мысли не принесут нам блага. Мы должны думать о Кришне с любовью и преданностью. В этом суть бхакти. Для этого нужно постоянно углублять свои знания о Кришне. Что это значит? Это значит, что знания нужно получать от истинного духовного учителя. Кришна - Верховная Личность Бога, и, как мы неоднократно говорили, Его тело не материально, оно вечно, исполнено знания и блаженства. Такие беседы о Кришне помогут нам стать Его преданными, а знания о Кришне, полученные из неавторитетного источника, не принесут никакого результата.

Поэтому преданный должен сосредоточить ум на вечном, изначальном образе Кришны и поклоняться Ему с непоколебимой верой в то, что Кришна - Верховный Господь. В Индии есть сотни тысяч храмов, в которых люди поклоняются Кришне и занимаются преданным служением. Тот, кто таким образом служит Господу, должен всегда выражать Ему свое почтение. Склоняясь перед Божеством, человек должен служить Господу телом, умом и всеми своими поступками. Таким образом он всегда будет поглощен мыслями о Кришне, не думая ни о чем другом, и в конце концов перенесется на Кришналоку. Мы не должны позволять недобросовестным комментаторам обманывать нас. Вместо этого нужно всегда заниматься девятью видами преданного служения, которое начинается со слушания и повторения повествований о Кришне. Чистое преданное служение - это высшее достижение человека.

В седьмой и восьмой главах «Бхагавад-гиты» шла речь о чистом преданном служении Господу, свободном от тенденций к спекулятивному философствованию, мистической йоге и кармической деятельности. Тех, чье сознание очищено не полностью, могут привлекать другие аспекты Господа, такие как брахмаджьоти и Параматма в сердце каждого живого существа, но чистый преданный служит только Верховному Господу.

В одном замечательном стихотворении о Кришне говорится, что люди, поклоняющиеся полубогам, не имеют разума и лишают себя возможности получить от Кришны высшую награду. Действия начинающего преданного могут иногда не соответствовать эталону чистого преданного служения, но он все равно стоит выше любых философов и йогов. Того, кто постоянно занят деятельностью в сознании Кришны, следует считать святым человеком. Он будет все реже и реже совершать случайные проступки и в скором времени обязательно достигнет совершенства. Чистые преданные практически лишены возможности пасть, ибо их опекает Сам Верховный Господь. Поэтому разумный человек должен встать на путь сознания Кришны и счастливо жить в материальном мире. В свой срок он получит высшую награду - Кришну.

Это очень важный стих. Можно изучать этот стих целыми днями, неделя за неделей, месяцы и годы. И всё равно мы бы не поняли его истинного смысла до конца. Потому что каждый стих, каждое слово, каждый слово, каждый слог Бхагавад Гиты исполнены нескончаемой энергии, исходящей от Верховного Господа. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати давал лекции по первому стиху из Шримад Бхагаватам в течение трех месяцев, но в конце концов сказал, что объяснение не закончено. Я встретил одного садху в Индии, который пишет статьи для «Бэк то годхед». - Это возвышенная личность. Он давал лекции  по первому стиху из Шримад Бхагаватам в течение пяти лет, и ни в одной из лекций он не повторился. Представляете, сколько знания содержится в этих книгах.

Этот стих настолько важен, что повторяется в Бхагавад Гите дважды. Если вы знакомы с Бхагавад Гитой, то знаете, что в 18 главе 65 стих звучит точно так же.

 

ман-мана бхава мад-бхакто   мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те   пратиджане прийо 'си ме

 

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг.

 

Первые две строки повторяются. Кришна говорит, что мы всегда должны думать о нём. Рупа Госвами объясняет в своих трудах, что это является сутью сознания Кришны – всегда помнить о Нём и никогда не забывать. И мы знаем, что это не так просто. Мы начинающие, мы только встали на путь преданного служения, поэтому чувствуем себя как Арджуна. В чем была проблема Арджуны, с чем он столкнулся? Кришна призывал Арджуну заняться трансцендентной практикой йоги, а Арджуна возражал, он чувствовал, что ум контролировать невозможно, это труднее, чем управлять ветром. Только безумец станет пытаться управлять ветром. Арджуна привел это сравнение для того, чтобы объяснить Кришне, что для него контролировать ум, который всё время думает о чувственных наслаждениях, сосредоточить его на мыслях о Верховном Господе и служении Ему практически невозможно.

И мы видим, что для многих трансценденталистов постоянно думать о Господе является практически невозможным. Потому что они подходят к этому процессу механически. Йоги пытаются сосредоточить свой ум на Параматме. Гьяни пытаются осознать Господа как какую-то непостижимую, невидимую, неосязаемую силу. Но только преданным известно каким образом можно постоянно помнить о Господе и никогда о Нем не забывать. Чтобы понять это нам необходимо обратиться к самым возвышенным преданным Кришны. Кто самый возвышенный преданный Господа? Гопи, конечно, же. Гопи Вриндавана. Чайтанья Махапрабху провозгласил их самыми возвышенными преданными, потому что они никогда не забывали о Кришне, ни на минуту. Как им это удавалось? Они просто Его любили. В этом секрет.

Чтобы следовать этому наставлению – всегда помнить о Господе и никогда не забывать, нужно одно условие. Нужно влюбиться в Него. Извращенное отражение этой любви – любовь в материальном мире, между молодыми людьми и девушками. На начальной стадии этих отношений есть непрерывное памятование друг о друге…

(конца лекции к сожалению нет на аудиозаписи)


В избранное