Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Духовный Путь

  Все выпуски  

Духовный Путь


Безмолвие...

GratulFata
Телесное безмолвие заключается в выборе уединенного места и старания человека по мере возможности свести у минимуму все внешние обстоятельства, раздражители и образы, которые воспринимаются чувствами и доставляются ими в душу.

Умное мезмолвие Трезвение души, то есть хранение помыслов, называется умным безмолвием. Умное безмолвие означает, что умпребывает чистым от помыслов и непрестанно хранит умную молитву. Таким образом ум избегает внешних раздражителей и входит в сердце. Молитва произносится безостановочно, а ум начинает созерцать внутреннее состояние души. По словам преподбного Иоанна Синайского, "безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль" Иными словами, душа безмолвника представляет собой место, посвященное исключительно Богу, куда никакой враг не может войти с кражей или разбоем. Другом и помощником безмолвия является "мужественный некий строгий помысел, который недремленно стоит в дверях сердца и приходящие помыслы убивает или отражает" (Прп Иоанн Лествичник Лествица Слово 27)

По словам преподобного Исихия пресвитера, умеие избегать лукавых помыслов есть "наука наук и искусство искусств" (прп Иссихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве Добротолюбие)

Пренебрежение помыслами.

Не следует вступать в беседу с помыслами или греховным образом, который представляет наше воображение. Опыт трезвенных отцов говорит, что лучше всего избегать помыслов, не обращая на них внимания и отвергая самый прилог помысла. Следует немедленно положить конец искушению на этапе прилога, а не вступать с ним в общение.

Если ум начинает беседовать с помыслом, беседа эта продолжается без конца, так что ум отвлекается и удаляется от памятования о Боге. В результате такого диалога ум оскверняется, возбуждается и возмущается.

Помимо пренебрежения помыслами, величайшим и наиболее эффективным оружием является молитва. Преподобный Исихий пресвитер советует: "Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус Христово, как молния вращается в воздушном пространстве перд тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело - внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысел, бросим на него слова клятвы из сердца; третье затем дело - помолиться на него обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонический призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел вслед этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником" (Прп Исихий пресвитер Иерусалимский Указ соч. Гл 105 С 179-180)

Молитва Господня - "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя", - если она совершается с трезвением и вниманием. очищает мысль от воображения лукавых помыслов. Такое внимание и приготовление души привлекает благодать Духа Святого. Благодать же Духа Святого концетрирует ум и дает сердцу некую полноту и некое внутреннее утешение, так что ему уже нет нужды обращаться к каим-либо иным сладостным образам, предстающим перед ним. Никто не может удержать ум в сердце, кроме одной только благодати Всесвятого Духа.

Величайший покой души - когда она избавится от тщетных и лукавых помыслов. ведь нет ничего тяжелее груза нечистых помыслов.

Прекраснейший праздник души - когда она от чистого сердца служит Богу Святому.

Лучшая жертва Богу - чистый помысел. К такому упокоению призывает Господь, каждого человека, говоря: "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас" [Мф 11,28]

Давайте же мы обратимся к Господу славы с просьбой, чтобы и нам было позволено войти в сей покой, дабы служить Ему от чистого сердца и совершать сие празднество Святого Духа, славословя имя Его святое во веки веков. Аминь.

Выводы:

1. Безмолвием в православном аскетическом предании называется усердие, с которым добиваются возвращение ума из рассеяния во внешнем мире, парения и смешения с рассудком назад в сердце. Ум человека должен быть просвещен. Помрачение ума есть первая из человеческих немощей, а просвещение - единственное исцеление для нее. По словам святителя григория Паламы, ум должен отторгнуться от парения и рассеяния среди твари и возвратиться в сердце. Тогда он видит "отвратительную личину" души и пытается ее очистить. Отсюда начинается очищение души, за которым следует ее просвещение.

2. Согласно учению святых отцов, существует три этапа духовного совершенствования: очищение, просвещение и совершение. Все они достигаются посредством благодати Святого Духа.

3. Очистительная благодать помогает нашему покаянию. Ревность и самоотречение, свойственные тем, кто отречется от дел греха и ветхого человека и искренне обратится к любви Божией, является делом очистительной благодати.

4. За подобающим воспитанием подвизающегося христианина, которому надлежит много раз пасть и подняться, следует просвещение Божественного видения. Когда ум просвещается благодатью Духа Святого, он внимательно испытывает помыслы, не позволяя им войти внутрь сердца. Ум тогда может, безмолствуя, пребывать в сердце, а умная молитва начинает совершаться непрестанно.

Умная молитва является необходимым условием для достжения обожения или совершенства. В таком состоянии успокаиваются чувства, ум восхищается в созерцании, и человек соединяется с Богом.

5. Величайшим благодеянием, которое трезвенный и безмолвнический образ жизни преподобных отцов может оказать современному человеку, является отделение ума от рассудка.

Рассудок - это сила души, посредством которой мы размышляем, получаем представление об окружающем мире и вступаем в общение с ним. Посредством же ума, который есть свет Божий, мы вступаем в общение с Богом, в то время как рассудок позволяет позволяет выразить и запечатлеть этот божественный опыт.

После преслушания первозданных людей ум утратил способность к созерцанию Бога и памятование о Нем. он уподобился рассудку и покорился страстям.

6. Когда подвизающийся христианин обретет просвещение Божественной благодати, он видит вещи в совершенно ином свете. Отделение ума от рассудка становится очевидным, поскольку чувства ограничиваются, а умная, или сердечная, молитва совершается непрестанно.

Те кто находится в состоянии просвещения, могут служить наставниками человеческих душ, поскольку они знают движение помыслов и в состоянии отличить признаки благодати от признаков диавольской прелести.

7. Основой духовного преуспеяния является Божественное просвещение. Смятение, свойственное современному миру, происходит от недостатка Божественного просвещения. Все желают добра и борются за него, однако его не достигают, поскольку не имеют Божественного просвещения и основываются лишь на собственном рассудке.

Духовник, наделенный даром Божественного просвещения, является великим благом, поскольку он становится неложным противником человеческих душ.

8. Трезвение и безмолвие - вот наиболее важные средства, посредством которых человек достигает своего душевного здравия. В трезвении ум бодрствует у врат сердца и не позволяет входить туда страстным и лукавым помыслам. Умное, или сердечное и священное, безмолвие - это не просто удаление от внешних забот и суматохи, но и отказ от всех помыслов. Душа покидает все размышления и живет в Боге. вот почему святые отцы называют умное безмолвие "наукой наук".

С помощью такого безмолвия человек избавляется от несчасти, которые приносят ему воображение и лукавые помыслы. По этим двум мостам лукавый диавол входит в душу, чтобы осквернить весь ее внутренний мир.

9. Современный человек чрезвычайно утомлен. Он страдает от многих жизненных проблем, от многих грехов, которые, сам того не сознавая, совершает, и главным образом от помрачения, которое, как следствие всего вышеперечисленного, завладевает глубинами его души.

Вклад православного аскетического предания в вопрос душевного здравия весьма велик. Умное и священное безмолвие является одним из главнейших снадобий, позволяющих нашему взбудораженному и измученному сердцу обрести спокойствие, радость и мир Божий, нашему уму увидет мрак, язвы и раны души, а после просвещения - воспринять и истинный свет Божественной благодати.

Это лекартсво помогает заблудшему и измученному человеку, который, скрывшись в пустыне собственного существа, утратил память и присутствие Божие, вновь услышать шаги Бога Отца, ходящего вечером в раю; услышать сладкий, но испытывающий голос, призывающий "Аламе, где еси?"

10. Мы славословим Бога Святого и благодарим Пресвятую Богородицу, что в Ее уделе сие трезвенное и безмолвническое предание сохранилось в течение веков до сего дня.

Мы благодарим и всех современных монахов, силою добившихся Царствия Небесного, которые жили на Святой Горе, показывая нам практический путь к очищению, просвещению и обожению.

Но поскольку Святая Гора является единственным упованием современного мира, мы обязаны продолжать это предание, несмотря на свое бессилие. В этом будет заключаться и величайшее проявление благодарности к Пресвятой Богородице, с помощью Которой мы надеемся провести угодным Богу образом оставшеесяя время нашей жизни и дать достойный ответ в страшный день Суда. Аминь.

Старец Маркелл, ученик Иосифа Исихаста. Святая гора Афон.

Другие темы раздела "Духовный путь" вы можете найти здесь:

В избранное