> 1Оправданные
за веру, мы теперь в мире с Богом –
благодаря Господу нашему Иисусу Христу. 2Это
Он привел нас путем веры к благодатному единению с Богом,
в котором мы живем. И мы гордимся надеждой на то,
что будем участвовать в Славе Божьей. 3Но
не только этим. Мы гордимся и страданиями, потому
что знаем: из страданий рождается стойкость, 4из стойкости –
твердость, из твердости – надежда.
> 5А надежда не подведет,
потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца –
через Святого Духа, данного нам. 6Потому
что, когда мы еще были слабы, Христос умер в назначенное
Богом время за нас, нечестивых. 7Вряд
ли кто умрет даже за праведника (хотя, впрочем, за хорошего
человека, может, кто и пойдет на смерть). 8Но Бог
показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что
Христос умер за нас, когда мы были грешниками! Мы прощены
благодаря жертвенной смерти Христа – 9тем более
теперь будем спасены от гнева. 10Ведь
будучи еще врагами, мы примирились с Богом через смерть
Его Сына – тем более теперь, уже примиренные,
будем спасены через Его жизнь. 11Но это
не всё! Мы гордимся Богом благодаря нашему Господу
Иисусу Христу, через которого мы обрели примирение.
> 5.1мы теперь в мире –
в некоторых рукописях: «так будем в мире».
> Ст. 1 – Оправданные за веру,
мы теперь в мире с Богом – благодаря
Господу нашему Иисусу Христу – Этот стих подхватывает
то, о чём говорилось в предыдущей главе. Греховное
человечество находилось в недолжных, враждебных отношениях
с Богом, отвернулось от Бога, поклоняясь не Творцу,
но тварным существам, как язычники, или самодовольно
кичась своей праведностью и презирая других, как евреи.
Не Бог враждует с человеком, но человек восстает
против Бога.
> Мы – это христиане. Будучи
истинными сынами Авраама, мы оправданы Богом за веру.
Конечно, вера в Христа – нечто качественно иное,
чем вера Авраама. Та была лишь прообразом, предчувствием,
своего рода пророчеством, в то время как христианская вера
есть исполнение Божьего обещания Аврааму.
> Инициатором примирения выступает Бог. Некоторые «видят
в этих терминах [мир и примирение] обозначение перемены,
совершившейся в отношении Бога к человеку: Бог перестал
враждебно относиться к человеку и стал милостив к нему...
Но с этим мнением нельзя согласиться. Только у греков
объектом примирения являлся бог, а субъектом человек, т.е.
человек умилостивлял бога, и в силу этого бог примирял
себя самого с человеком. У Апостола же
Павла, напротив, не человек примиряет Бога с собою,
а Бог – человека, мир водворяется в душе́
человека, а не Бога, потому что Бог и не мог
враждовать с человеком. “Бог не враждует против нас,
но мы против Него. Бог никогда не враждует”
(Златоуст к 2Кор V,20)».
<{"Толковая Библия"}>
> Мир – см. коммент.
на 1.7. Отныне христиане пребывают в мире с Богом,
то есть вступили с Ним в «такие отношения, при которых
им больше не угрожает гнев Божий». <{?}>
Тема мира особенно важна, потому что она была понятна римским
адресатам апостола. Павел пишет им в начале правления императора
Нерона, когда тема благоденствия и мира во всей
империи стала государственной идеологией и патриотическом
лозунгом. Надо помнить о том, что первое пятилетия Нерона
было действительно многообещающим, люди были счастливы, потому
что наконец-то на троне воссел философ. А для Павла
император и его чиновники не более чем слуги
Бога. Лишь Он – правитель и примиритель. Господь –
см. коммент.
на 1.4. Благодаря Иисусу Христу –
дословно: «через Иисуса Христа». Посредником в этом вселенском
примирении выступает Иисус Христос, Он одновременно есть посредник
и жертва, скрепляющая этот великий Новый Договор о мире.
«Иногда Радостную Весть представляют так, что она опасно
приближается к кощунству. Особенно часто так изображают
весть Павла. Иногда Евангелие представлено так, как если бы
был контраст между суровым и злым Богом и кротким
любящим Христом, как если бы был контраст между Богом,
который желает осудить, и Христом, который желает спасти...
Иногда Евангелие представляют таким образом, что как будто
Иисус Христос сделал что-то, чтобы изменить отношение Бога,
как будто Он переменил гнев Бога на любовь, как будто
Он убедил уже поднятую Божью руку не наносить
задуманный удар». <{?}>
> Ст. 2 – Это Он привел нас путем веры
к благодатному единению с Богом, в котором мы живем –
Если попытаться перевести эту фразу дословно, она будет
выглядеть примерно так: «через которого мы получили доступ
благодаря вере к этой милости, в которой мы [сейчас]
стои́м». Она, конечно, очень корява, но только так можно
понять образ, присутствующий в ней. Апостол использует
здесь метафору доступа к монарху в его покои, куда
раньше вход был воспрещен. Но теперь Христос ввел
нас туда. Слово «харис» в этом контексте обозначает
«(царскую) милость, благорасположение».
> И мы гордимся надеждой на то, что будем участвовать
в Славе Божьей – Дословный перевод: «Мы хвалимся
надеждой на Славу Бога». Но так как греческий
глагол может выступать здесь как в форме изъявительного
наклонения, так и сослагательного в значении повелительного,
возможно иное понимание: «Так давайте хвалиться надеждой
на Славу Бога». Апостол сознательно употребляет слово «хвалиться»,
которое раньше имело отрицательное значение (2.17,23; 3.27;
4.2). Там у него был негативный смысл, потому что люди
хвалились собой, своей избранностью, своей праведностью. Хвастовство
в Библии есть нечто однозначно плохое. Но Богом можно
и до́лжно хвалиться. Хвалиться Богом –
то же, что радоваться Ему, это форма нашего доверия
к своему Творцу и Спасителю. Как говорит пророк
Иеремия: «Кто хочет похвалиться, пусть похвалится Господом» (Иер 9.24).
Слава Бога – см. коммент.
на 3.23. Согласно еврейской традиции, первые люди до грехопадения
были причастны к Божественной Славе, но лишились ее
из-за того, что, нарушив волю Бога, совершили первый грех. Но сейчас
эпоха Адама проходит, наступила эра Христа, и мы снова
становимся причастными к Славе, можем участвовать в Божественной
жизни.
> Ст. 3-4 – Но не только этим.
Мы гордимся и страданиями, потому что знаем: из страданий
рождается стойкость, из стойкости – твердость,
из твердости – надежда – Павел
утверждает, что, кроме этого, у христиан есть еще одна
причина для того, чтобы хвалиться. Хвалиться страданиями
кажется чем-то противоестественным, но это только на первый
взгляд. Это вовсе не значит, что христиане –
мазохисты и сознательно стремятся к страданиям, как
это делали средневековые аскеты. Во-первых,
страдания – это повседневная реальность их жизни.
Если даже в то время, когда Павел писал это письмо,
христиан не подвергали гонениям, как это будет позже,
всё равно многие из них испытывали нравственные страдания
из-за непонимания родных и друзей, из-за разрыва
самых дорогих уз, из-за клеветы и нападок. Но это
можно понимать и как страдания, связанные с апокалиптическими
ужасами последних дней перед концом мира и Судом. Страдающий
христианин знает, что его ждет награда от Бога. Он убежден
в том, что земные страдания ничего не сто́ят
по сравнению с теми небесными дарами, которые его ждут.
Апостол сказал об этом так: «Страдания наши легки и мимолетны,
а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу,
которая многократно перевешивает страдания (2Кор 4.17).
Ср. Рим 8.18; Иак 1.2-4; 1Петр 1.6-7. Христианин
не боится земных невзгод, потому что в основании его жизни
лежит мир с Богом. Христос сказал об неизбежности
страданий Своим последователям, чтобы они шли за Ним
с открытыми глазами и были готовы даже к смерти,
так что, страдая, они подражают Христу.
> Но, кроме того, на первый план выходит и другая
идея, широко распространенная в христианской среде того времени:
страдания есть испытание их веры. В древности оно
часто понималось как форма божественного воспитания –
в том случае, если человек сбился с пути и его
нужно образумить (см. Сир 18.13; Притч 3.11-12; 2Мак 6.12;
ср. Евр 12.5-11). Ср. 1Кор 9.24-25. О них много
говорится в Новом Завете. Почти всё 1-е Письмо
Петра посвящено теме христианских страданий, где апостол
объясняет их причины, их неизбежность и необходимость
стойкого перенесения.
> Далее Павел использует привычный для риторики прием,
широко распространенный в христианской проповеди: автор
выстраивает цепочку качеств, которые вытекают друг из друга
(см. Прем 6.17-19, но особенно Иак 1.2-4;
2Петр 1.5-7). Из страданий рождается... –
дословно: «страдания производят...» Стойкость –
это качество, которое означает мужество, терпение, выносливость,
непоколебимость. Твердость – практически то же,
что и стойкость, это нечто прошедшее испытание;
испытанность. Это метафора связана с проверкой качества
драгоценных металлов, которые подвергались переплавке, чтобы
удалить из них примеси и избавиться от подделок –
ср. русское «проба». См. также 1Петр 1.7. Оба эти качества
высоко ценились у воинов, а раннехристианские писатели
и особенно Павел часто использовали военную лексику. Надежда –
см. коммент.
на 4.18. Казалось бы, надежда выбивается из этого
ряда. Греки вряд ли бы так завершили эту цепочку.
Но евреи и христиане, возлагавшие упования на Бога,
видели то, что скрывается за горизонтом земной жизни.
> Ст. 5 – А надежда не подведет –
Когда наступит конец мира, а с ним вместе Суд Божий,
нам не придется стыдиться себя и своей веры. Не подведет –
дословно: «не посрамит, не разочарует, не принесет
стыда, не покроет позором». Это привычный для Библии
глагол, он встречается множество раз, особенно в псалмах
(см. Пс 22.5 (21.6); 25(24).2-3,20; 31(30).1;
ср. Ис 28.16; 50.7; 54.4). Ведь люди в те времена
жили в культуре стыда и чести.
> Потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца –
Так как сердце в библейской антропологии означало
разум и истинную сущность человека, любовь Бога понимается
как внутренний духовный опыт, воспринимаемый нами на глубочайшем
уровне нашего бытия. Интересно отметить, что в Библии чаще всего
говорится о том, что изливается гнев. Но Новый Завет
открыл нам лицо любящего Бога, который изливает любовь. Через
Святого Духа, данного нам – В Письме галатам
любовь стои́т на первом месте в перечне свойств
единого плода Святого Духа (5.22). Святой Дух есть одновременно
залог и доказательство того, что Бог нас любит. Каждому
христианину даруется Святой Дух, что является знаком того,
что уже занялась заря будущего Века, что исполнились
пророчества Исайи, Иезекииля и Иоиля. Получив Святого Духа,
христиане на собственном опыте убедились в любви к ним
Бога, а это основа их спокойствия в настоящем
и уверенности в будущем. В библейской традиции
любовь понимается не как эмоция. Любовь Бога к человеку
означает защиту и спасение, это деятельная любовь, имеющая
целью дарование нам вечной жизни вместе с Ним. О Святом
Духе тоже часто говорится, что он изливается (см. особенно
Иоиль 36.28-29, а также Деян 2.17-18,33; Тит 3.6).
По мнению Джеймса Данна, употребление этого глагола
свидетельствует о том, что апостол не стремится
к четкому различению между даром Святого Духа и излиянием
Божьей любви.
> Некоторые комментаторы предполагают, что дар Святого Духа
в терминологии Павла означает христианское крещение, но
вряд ли апостол имел в виду именно это.
> Ст. 6 – Потому что, когда мы еще
были слабы, Христос умер в назначенное Богом время за нас,
нечестивых – В этом стихе (и в последующих
ст. 8 и 9) Павел
объясняет, как именно Бог стал инициатором примирения.
Он любил нас и тогда, когда мы были слабыми.
Это слово призвано указать на естественную человеческую
слабость в сравнении с силою Бога (см. также
8.26; 1Кор 15.43; ср. Прем 9.5). Мы, будучи грешниками,
не были способны сделать что-либо, заслуживающее вечности.
Любовь Бога проявилась в том, что Он отдал за нас
на смерть Своего собственного Сына. Он полюбил нас еще тогда,
когда мы как объекты любви были весьма непривлекательны, мы ее
не заслуживали, будучи нечестивыми. Христос умер в назначенное
Богом время – то есть в эсхатологическое
время, когда подходит к концу этот век (см. также коммент.
на 5.3).
> Ст. 7 – Вряд ли кто умрет даже за праведника
(хотя, впрочем, за хорошего человека, может, кто и пойдет
на смерть) – Апостол поправляет себя. Всё-таки
в человеческой истории известны случаи, когда человек отдавал
свою жизнь за дорогого и близкого ему человека,
за друга. Ведь даже грешник иногда способен на нравственный
подвиг. Но такие случаи исключительны. Более характерно для евреев
то понимание, которое было высказано в Сир 12.1-7:
«Если делаешь добро, знай, для кого оно, и за твою
доброту будет тебе благодарность. Делай добро набожному, получишь
воздаяние, если не от него, то от Всевышнего...
Дай набожному, но не помогай грешнику, делай добро
смиренному, но не давай нечестивцу... Дай хорошему,
не помогай грешнику». Интересно, праведник и хороший
человек – это синонимы или Павел говорит,
что за хорошего человека кто-нибудь готов пожертвовать
жизнью, но не за праведника? Ведь известно, какими
не очень приятными людьми могут быть иные праведники...
Тем более, что в те времена праведниками обычно
назывались люди, строго соблюдавшие Закон Моисея.
> Ст. 8а –
Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам,
потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками! –
Апостол повторяет мысль, высказанную в ст. 6.
Слабые и нечестивые здесь названы грешниками.
> Ст. 8б-9 – Мы прощены
благодаря жертвенной смерти Христа – тем более
теперь будем спасены от гнева – Павел применяет
аргумент, который в логике называется a fortiori,
а по-еврейски каль-ва-хо́мер («легкое и тяжелое»).
Если Бог дал нам высшее доказательство Своей любви на Голгофе,
если мы благодаря смерти Христа уже здесь и сейчас
прощены Богом, то тем более Бог простит нас – уже оправданных,
примиренных и получивших дар Святого Духа, который преображает
нашу жизнь. Прощены – буквально: «оправданы».
Некоторые толкователи предпринимали попытки увидеть разницу
в понятиях оправдания и примирения, но сейчас
всё большее количество ученых склоняется к мысли,
что разные слова употреблены скорее в стилистических, чем
в богословских целях. См. экскурс.
> Будем спасены – Если раньше апостол
употреблял прошедшее время, указывая на уже свершившиеся
события, о спасении он говорит в будущем времени,
потому что Суд ожидает нас всех в будущем, когда
первые могут стать последними, а последние первыми (Мф 19.30;
Мк 10.31). В 1-м Письме коринфянам Павел употребляет
причастия настоящего времени: «спасаемые» и «погибающие»
(см. 1Кор 1.18). Бог дает шанс на спасение всем, но человек
свободен и может отказаться от него. Кроме того, спасение –
не единовременное событие. Прав У. Баркли, говоривший о том,
что «процесс спасения продолжается и никогда не заканчивается,
пока мы не увидим Его лицом к лицу и будем такими,
как Он».
> «В этой фразе апостола мы вновь видим указание на процесс
оправдания-спасения. Оно начинается смертью Христа, когда
мы были грешниками, но теперь оно продолжается жизнью
Его, жизнью Его в нас и среди нас. Его сила
и благодать освящают верующего человека, очищают от греха
и делают праведным, всё более и более вводя человека
в присутствие Божие, облекая в славу Божию».
<{?}> Благодаря жертвенной смерти –
дословно: «Его кровью». Так как в Библии кровь
считается носительницей жизни, то пролитием крови называлась
всякая смерть, даже бескровная. Кровь Христа – это
в Новом Завете всегда Его жертвенная искупительная
и заместительная смерть. Гнев – это обвинительный
приговор Бога на последнем Суде, недаром в 2.5 День
Суда назван Днем гнева.
> Ст. 10 – Ведь будучи еще врагами,
мы примирились с Богом через смерть Его Сына –
тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через
Его жизнь – Слабые, нечестивые (ст.
6) и грешники (ст. 8)
теперь названы врагами Бога. Апостол употребляет ряд синонимов,
делая каждый последующий еще сильнее и выразительнее,
так что получается крещендо. «Бог не стал ждать, когда
мы сделаем первый шаг к Нему, но Сам в акте
чистого милосердия дал нам способ восстановить отношения
с Ним». Если мы были прощены и примирены с Богом
через смерть Христа, то, прощенные и примиренные,
мы уже сейчас причастны к Его жизни, живем в Христе.
Оправданный и примиренный с Богом грешник уже не сможет
оставаться во власти греха, ведь «мы для греха
умерли!» (6.2).
> Ст. 11 – Но это не всё!
Мы гордимся Богом благодаря нашему Господу Иисусу Христу –
Стих 11 завершает эту часть письма. Мы хвалимся Богом,
хотя мы живем во времена, для которых характерны
страдания и бе́ды. Если в 2.17 подвергались
критике те, кто хвалился Законом и Богом, здесь наша гордость
Богом объяснима, потому что на Голгофе мы увидели любящий
лик Бога. Наш Господь – посредник во всём,
что делает Бог. И мы благодарим Бога и хвалимся Им
тоже через посредничество Иисуса Христа. Через которого мы обрели
примирение – см. ст.
5.10.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь
ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*...человек может быть оправдан верой,
без дел Закона.
— А Бог? Он Бог только евреев? Или язычников тоже?
— Да, Он — Бог и язычников.
Бог — один, Он оправдывает и обрезанного за веру,
и необрезанного за веру.
— Значит, мы упраздняем верой Закон?
— Никоим образом. Мы укрепляем Закон.
— Тогда что мы скажем об Аврааме, нашем праотце,
от которого мы происходим?
— Если за свои дела Авраам был оправдан Богом,
тогда он, конечно, может ими гордиться. Но не перед
Богом.
Что говорит Писание? —
"Поверил Авраам Богу, и Бог признал это за
праведность".*
(Рим.3:28-4:3/*/)
* * *
Иисус сказал:
"Никто не может служить одновременно двум господам:
одного он не будет любить, а другого будет;
одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
Вы не можете служить и Богу, и деньгам.
Вот почему Я говорю вам:
не беспокойтесь о том,
что для жизни нужны вам еда и питье,
а для тела одежда.
Ведь жизнь важнее еды,
а тело важнее одежды.
Взгляните на птиц:
не сеют они и не жнут,
не ссыпают зерно в закрома,
но их кормит ваш Небесный Отец.
А разве вы не намного дороже, чем птицы?
Кто из вас, как бы он ни старался,
может продлить свою жизнь хоть на час?
И для чего об одежде забота?
Посмотри́те, как растут полевые лилии:
не трудятся, не прядут.
Но говорю вам, сам Соломон,
при всём своем блеске,
не одевался, как любая из них.
И если полевую траву, которая сегодня есть,
а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает,
уж вас-то тем более, маловеры!
Итак, не твердите озабоченно:
"Что нам есть?", "Что нам пить?",
"Во что одеться?" —
это главная забота язычников.
А ваш Небесный Отец знает,
что вам всё это нужно.
Стремитесь прежде всего к Царству Бога
и к исполненью того, что Он велит,
а всё остальное Он даст вам в придачу.
Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
Завтра само о себе позаботится.
Каждому дню своих довольно тревог.
/.../
Итак, всякого, кто слушает эти слова Мои
и исполняет их,
можно сравнить с благоразумным человеком,
который построил свой дом на камне.
Польет дождь,
разольются реки,
подуют ветры,
обрушатся на этот дом,
но он не рухнет,
потому что стоит он на камне.
А того, кто слушает эти слова Мои,
но не исполняет их,
можно сравнить с безрассудным человеком,
который построил свой дом на песке.
Польет дождь,
разольются реки,
подуют ветры,
обрушатся на дом тот,
и рухнет он,
и останутся от него одни развалины". (Мф.6:24-34;
7:24-29/**/)
*********************************************
/*/
апост. чтение субботы.
/*/ включает части чтения воскресенья
и субботы.