← Июнь 2019 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
20
|
21
|
23
|
||
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://meirbruk.net
Открыта:
19-10-2010
Статистика
0 за неделю
Еврейская глубинная мудрость - Разрешено ли в Торе вызывать души умерших?
На эту тему я провожу исследование, которое охватывает большой объем материала из Талмуда, Зоара и более поздних еврейских авторов. Многие думают, что Тора и иудаизм категорически против всякой некромантии и спиритизма. Обычно такой вывод делают после того, как видят закон в книге Дварим (гл. 18) "Да не будет у тебя проводящего сына через огонь... и вопрошающего мертвых". Но это, как обычно и бывает при беглом чтении текста Тора, - лишь очень поверхностный взгляд. Если углубиться в устную Тору и в обсуждения среди мудрецов Израиля на протяжении веков, мы увидим гораздо более подробную и сложную картину. Многие из великих учителей Торы сами вызывали мертвых и общались с ними. Итак, всем, кому интересно, как тема некромантии отражена в иудаизме, предлагаю серию моих размышлений:
Часть 1 - на какие категории делится некромантия в Торе НЕКРОМАНТИЯ - ИСКУССТВО ВЫЗЫВАНИЯ МЕРТВЫХ - В ТОРЕ לֹא-יִמָּצֵא בְךָ מַעֲבִיר בְּנוֹ-וּבִתּוֹ בָּאֵשׁ קֹסֵם קְסָמִים מְעוֹנֵן וּמְנַחֵשׁ וּמְכַשֵּׁף וְחֹבֵר חָבֶר וְשֹׁאֵל אוֹב וְיִדְּעֹנִי וְדֹרֵשׁ אֶל-הַמֵּתִים
Они делятся на три вида:
1) Ов (אוב). Согласно Талмуду, речь здесь идет об использовании
мертвого тела или его части, которая искусственно оживляется и начинает
отвечать на вопросы. Комментируя Мишну в трактате Санедрин (65 а), Раши
объясняет: «Так называется колдун, «говорящий из подмышки». Он поднимает
мертвеца из земли и сажает его себе под руку, и тот говорит оттуда». На
следующей странице в барайтах приводятся другие способы: мертвеца
сажают на суставы пальцев или на колени, или даже на половой член; также
упоминается вопрошание черепа, который оживляется, чтобы отвечать
колдуну.
1)
Ов упоминается во всем Танахе неоднократно. Например, у пророка Ишайи
(29:4): «И будешь унижен, из земли говорить будешь, и снизу, из праха,
выйдет речь твоя, и, как Ов, из земли будет голос твой». В Гмаре,
основываясь на этой фразе, было выдвинуто предположение, что мертвец,
оживляемый колдуном, все-таки остается под землей в могиле, и голос его
идет из земли. Но Гмара приходит к выводу, что это это не просто голос, а
сам мертвец идет из земли, садится на колени (или на другие части тела)
к колдуну, и тогда уже звучит его голос. Однако голос этот все равно
слышен, как будто «из-под земли», поскольку звучит он очень приглушенно и
на низких частотах, так как в мертвеце мало жизненной силы (см. Раши).
Подробное исследование о том, какая все-таки жизненная сила остается в
этом мертвеце и позволяет ему разговаривать, относится уже не столько к
предмету Алахи, сколько к каббалистическому анализу, о чем, возможно, я
расскажу в другой статье.
Пораженный болезнью, причину которой не мог объяснить ни один врач, король Карл IX умирал. Королева-мать, опекающая его и теряющая все с приходом другого короля... посоветовалась со своими астрологами и обратилась к самой грязной форме магии — «Пророчеству Кровоточащей Головы», поскольку положение больного с каждым днем ухудшалось.
Был найден невинный ребенок прекрасной внешности. К первому причастию его подготовил придворный, ведающий раздачей милостыни. Когда наступил день, или, вернее, наступила ночь жертвоприношения, монах, вероотступник якобинец, переметнувшийся к жрецам черной магии, в полночь отслужил в покоях больного черную мессу, на которой присутствовали только Екатерина Медичи и ее самые доверенные лица. Месса состоялась перед образом демона, у ног которого было поставлено перевернутое распятие. Во время мессы колдун освятил две облатки, одну черную и одну белую. Белую дали ребенку, которого привели облаченным для причастия и убили на ступенях алтаря сразу же после совершения первого причастия. Его голова, одним ударом отсеченная от тела и еще пульсирующая, была помещена на черную облатку, которая покрывала дно диксона, затем перенесена на стол, на котором горели три таинственные лампы.
Процесс изгнания дьявола начался, и король попросил демона дать пророчество и ответ на вопрос, содержанием которого ни с кем не поделился. Странный слабый голос, в котором не было ничего человеческого, раздался из головы несчастного маленького мученика, произнеся фразу по латыни: «Vim patior» — «Я страдаю от насилия».
После этого ответа, который несомненно означал, что ад больше не защищает больного, ужасная дрожь охватила монарха, его руки напряглись и он крикнул хриплым голосом: «Уберите эту голову! Уберите эту голову!» И продолжал так кричать, пока не испустил дух.
Его помощники, которые не поняли этой загадки, решили, что его преследовал дух Колиньи, и что он увидел голову славного адмирала. Однако больного мучили не угрызения совести, а непреодолимый ужас перед ожидающим его адом.
2)
Животное под названием «Йидони», кость которого используется во второй
практике, описано в комментарии «Байт Хадаш» к Туру (гл. 179). От имени
раби Шимшона из Иерусалима, который слышал это от раби Меира бен
Клонимуса, рассказывается, что это животное прикреплено пуповиной к
земле. Оно нападает на всех существ, которые приближаются к нему на
длину этой пуповины. Когда на него охотятся, стараются выстрелом
издалека перерезать пуповину, и после этого йидони сразу же погибает.
Затем берут его кость и заставляют ее говорить у себя во рту с помощью
колдовства. В следующей статье продолжим разбираться со следующим пунктом в нашем перечне, а заодно обсудим различные «белые» формы некромантии, которые разрешены Алахой и которые неоднократно практиковались еврейскими магами и мудрецами.
* * * Некромантия в Торе - часть 2
«Вопрошающий мертвых – это тот, кто морит себя голодом, идет и ночует на кладбище, чтобы на него снизошел дух нечистоты». Таким образом, здесь нет в явной форме попыток оживлять трупы, заставлять разговаривать черепа и т. п. По поводу того, в чем заключается «нисхождение духа нечистоты» и как в сущности должна сработать данная практика для того, кто ее выполняет, мы встречаем различные мнения среди еврейских учителей. В прошлой статье я приводил комментарий Раши к этому месту Гмары, где он говорит: «Демон кладбищенский полюбит его и будет помогать ему своим колдовством». Следовательно,
в основе своей данная практика направлена на некоего демона кладбища.
Впрочем, не вполне ясно, почему тогда она называется «вопрошанием
мертвых», а не «вопрошанием демона». Ряд более поздних комментаторов в
этой связи высказывают мнение, что демон кладбища «будет помогать своим
колдовством» некроманту общаться с мертвыми. То есть демон в данном
случае выступает лишь посредствующим звеном. «Кто такой вопрошающий мертвых? Это тот, кто морит себя голодом, идет и ночует на кладбище, чтобы во сне к нему пришел мертвый и сообщил ему то, о чем он спросит. А есть другие, кто одевают определенную одежду, произносят слова, воскуряют определенное благовоние и спят в одиночестве, чтобы такой-то мертвый пришел и побеседовал с ними во сне. Общее правило: каждый, кто делает что-либо, чтобы пришел мертвый и сообщил ему что-либо, наказывается ударами...»
Можно
отметить, что начало формулировки Рамбам в точности заимствует из
Гмары, но вместо «духа нечистоты» упоминает мертвого, который должен
прийти во сне. Все продолжение об одеждах, воскурениях и т. д. Рамбам,
по-видимому, взял из практических наблюдений, а не из книг, то есть
здесь он исходил из бытовавших в его время реальных практик среди
некромантов (как мы увидим далее, подобные практики существовали и
описаны в других источниках). «Заклинающий больного вернуться к нему после смерти, чтобы сообщить ему все, о чем спросит, - это не «вопрошающий мертвых», поскольку он вопрошает не тело умершего, а дух. А дух не называется мертвым. И такое мы находим в 3-й главе трактата Брахот в истории об одном хасиде, который ночевал на кладбище, чтобы послушать духов, разговаривающих друг с другом. В той же главе рассказывается о Шмуэле, который пошел на кладбище спросить у [уже умершего] отца о деньгах сирот, а также в последней главе трактата Моэд Катан».
Данный
автор использует интересный аргумент: обращение к духу умершего
человека не может называться «вопрошанием мертвых», поскольку дух не
является мертвым. С другой стороны, тело очевидно мертво, а потому
некромантия, работающая с трупами, безусловно попадет под запрет (как мы
это видели в случае с практикой Ова). «Встали раби Хизкия и раби Йейса и пошли. Сказали: в то время, когда нет в мире праведных, мир существует лишь в заслугу мертвых. Сказал раби Йейса: Когда мир нуждается в дожде, почему мы идем к мертвым? Ведь написано: «[Да не будет у тебя...] вопрошающего мертвых», и это запрещено. Ответил ему [раби Хизкия]: До сих пор не видел ты крыла райской птицы. «Вопрошающий мертвых» - речь идет именно о мертвых. Это грешники мира из народов-идолопоклонников, которые постоянно мертвы. Но о евреях, истинных праведниках, сказал Шломо: «И восхваляю я мертвых, которые уже умерли». В другое время [они умерли], но не сейчас. «Уже умерли», а теперь они живы.
К тому же, когда другие народы идут к своим мертвым, они приходят с колдовством, чтобы навлечь на себя злых духов. Когда же евреи идут к своим мертвым, то приходят с раскаянием перед Святым, благословен Он, с разбитым сердцем, с постом перед Ним, и все это – чтобы святые души помолились за них Святому, благословен Он, и Он смилостивился над миром ради них».
Фактически,
из этого отрывка мы видим, что практика хождения на могилы к мертвым
уже существовала, и мудрецы Зоара лишь объясняют ее (можно сказать,
стараются «узаконить»). Интересно также отметить, что в обоих случаях
человек, идущий обратиться к мертвому, какое-то время перед этим не
принимает пищи. Но в случае с запрещенной некромантией это названо
«морит себя голодом», а в случае с оправдываемой Зоаром практикой –
«постится перед Святым, благословен Он». Есть ли между одним и другим
какое-то принципиальное различие, непонятно. «Противники спиритизма иногда описывают его как современную форму некромантии; однако спириты преследуют иные цели, чем некроманты, а методы их абсолютно невинны в сравнении с методами некромантии – одной из самых отвратительных и опасных разновидностей магии. Особенно опасной она считается из-за того, что входящие в нее магические ритуалы привлекают потоки негативной энергии и притягивают разнообразные злые силы, которые могут надолго «приклеиться» к магу. За девять дней до церемонии некромант и его помощники начинают, готовиться к ней, создавая вокруг себя «ауру смерти». Они одеваются в погребальные одежды, снятые с трупов, и не должны снимать их до конца операции. Облачившись в эти одеяния, они читают заупокойные молитвы по самим себе. В течение всего периода подготовки маги не должны приближаться к женщинам и даже просто смотреть на них. Они едят собачье мясо и черный хлеб, выпеченный без соли и дрожжей, и пьют неперебродивший виноградный сок. Собака – это животное Гекаты, богини призраков, смерти и бесплодия, ужасной и неумолимой обитательницы пустоты; призывающий Гекату должен отворачиваться, ибо тот, кто ее увидел, теряет рассудок. Воздержание от соли – символ посмертного разложения, так как соль является консервантом».
Воздержание
от пищи, а также «определенные одежды и слова», о которых упоминал
Рамбам в ранее приведенной цитате, как мы теперь видим, должны создать
вокруг некроманта «ауру смерти». Поскольку в духовном мире работает
закон подобия свойств, некроманту, чтобы соприкоснуться с миром мертвых,
самому надо стать похожим на них. Очевидно, воздержание от пищи
действительно ставит человека ближе к мертвым, поскольку мертвые не едят
(в данном описании полное воздержание заменено мясом собаки, черным
хлебом без дрожжей и т. д.)
* * *
«Был случай с одним хасидом, который отдал динарий нищему накануне Рош а-Шана в годы голода. Жена стала ругать его, и он ушел и заночевал на кладбище. Там он услышал, как два духа разговаривают друг с другом. Сказал один другому: - Подруга моя, пойдем бродить по миру и послушаем из-за завесы, какие кары придут в этот мир! Сказала ей подруга: - Не могу, ведь я похоронена на циновке из тростника. Иди сама, и все, что услышишь, расскажи мне. Пошла та, побродила и пришла, а подруга сказала ей: - Подруга моя, что же ты слышала из-за завесы? Та ответила: - Я слышала, что всякий, кто будет сеять в первый сезон, у того град побьет [урожай]. Пошел хасид и посеял во второй сезон. У всего мира град побил, а у него не побил. На следующий год он пошел и заночевал на кладбище. Услышал, как те два духа разговаривают друг с другом. Сказала одна другой: - Пойдем побродим по миру, послушаем из-за завесы, какие кары идут в этот мир! Та ответила: - Подруга моя, разве не сказала я тебе, что не могу, поскольку похоронена на тростниковой циновке. Иди сама, и все, что услышишь, приди и расскажи мне. Пошла та, побродила и пришла. Сказала ей подруга: - Подруга моя, что ты слышала из-за завесы? Та ответила: - Я слышала, что у всякого, кто будет сеять во второй сезон, болезнь поразит урожай. Пошел хасид и посеял в первый сезон. У всего мира болезнь поразила, а у него не поразила. Спросила у него жена: - Отчего в прошлом году у всего мира град побил, а у тебя не побил, а в этом году у всего мира болезнь поразила, а у тебя не поразила? Рассказал он ей обо всем произошедшем. Говорят, не прошло много дней, как случилась ссора между женой того хасида и матерью той девушки. Сказала ей: - Иди, я покажу тебе твою дочь, похороненную на тростниковой циновке. На следующий год пошел [тот хасид] и заночевал на кладбище. Услышал, как те духи разговаривают друг с другом. Сказала одна: - Подругая моя, пойдем побродим по миру и послушаем из-за завесы, какие кары идут в этот мир! Та ответила: - Подруга моя, оставь меня. Слова, прозвучавшие между мной и тобой, уже услышаны среди живых».
Отметим,
что сама Гмара приводит этот рассказ не для того, чтобы выяснить,
разрешено ли разговаривать с душами умерших, а по другой причине. Он
идет в продолжение длинной дискуссии о том, знают ли умершие о том, что
происходит среди живых, и что вообще они знают. Спор раби Хии и раби
Йонатана развернулся вокруг цитаты из книги Коэлета (9:5): «Живые знают,
что умрут, а мертвые уже ничего не знают». Данный рассказ о хасиде на
кладбище был приведен как аргумент в пользу того, что мертвые все-таки
знают о событиях нашего мира. Но оппонент отверг его, предположив, что
дух умершей девушки узнал о разговоре ее матери с женой хасида лишь
благодаря тому, что за это время умер кто-то еще и рассказал ей о
произошедшем.
1) У хасида не было мотивации узнавать что-либо у мертвых. Он пошел на
кладбище, только чтобы сбежать от жены, которая ругала его. Впрочем,
если так, зачем он отправился туда снова во второй и в третий год? Автор
сам почувствовал слабость своего довода о том, что на второй и третий
год хасид снова сбежал на кладбище от жены. Поэтому он приводит и другие
соображения. Второе
соображение, как мы увидим далее, не имеет никакой силы для Алахи,
поскольку опровергается следующей историей, приведенной в Гмаре на той
же странице. Что касается третьего соображения – если оно верное, на
практике это значит, как минимум, что медиумы и экстрасенсы, способные
слышать умерших без особых ритуальных приготовлений, с точки зрения
Алахи имеют полное право делать это, ничего не нарушая. Вопрос остается
открытым лишь для тех, кто «морит себя голодом» и т. д.
«Отцу Шмуэля давали на хранение деньги, предназначенные для сирот. Когда он умер, Шмуэля рядом не было. Его стали называть «сын, проедающий сиротские деньги». Пошел он на кладбище и сказал им [духам умерших]: - Хочу видеть Абу. Ответили ему: - Здесь есть много людей по имени Аба. Сказал им: - Хочу Абу бар Абу. Ответили ему: - Аба бар Аба – таких здесь тоже много. Сказал им: - Хочу Абу бар Абу, отца Шмуэля. Где он? Ответили ему: - Он вознесся в небесную ешиву. Тем временем он увидел Леви [который тоже уже умер] сидящим снаружи. Спросил он его: - Почему ты сидишь снаружи? В чем причина, что ты не вознесся? Тот ответил: - Мне сказали, что в течение стольких же лет, сколько ты не ходил в ешиву раби Апаса, причиняя ему страдание, мы не вознесем тебя в небесную ешиву. Тем временем пришел отец Шмуэля. Тот увидел, что он смеется и плачет. - Почему ты плачешь? – спросил он. Тот ответил: - Потому что и ты скоро придешь [в мир мертвых]. - А почему смеешься? - Потому что в том мире ты высоко ценишься. - Если я так высоко ценюсь, пусть вознесут Леви [в небесную ешиву]. Его вознесли. Спросил [Шмуэль у отца]: - Деньги сирот где? Тот сказал: - Иди возьми их из-под мельничного жернова. Верхние и нижние – наши, а те, что посередине, – сиротские...» Из всей этой истории видно, что Шмуэль сознательно и целенаправленно пошел на кладбище, чтобы вопрошать своего умершего отца. Это нивелирует силу первого и второго соображений, которые высказывал «Бейт Йосеф», обсуждая историю с хасидом. Впрочем, и здесь «Бейт Йосеф» находит различие между запрещенным «вопрошанием мертвых» и тем, что сделал Шмуэль:
1) Шмуэль разговаривал с духом отца в состоянии бодрствования, а не во сне. В качестве
дополнительного примера подобного действия, когда с помощью святых имен
человек призывает умерших, «Бейт Йосеф» упоминает действие Рава на
кладбище (Бава Меция 106 б). «Каждый человек, который действует с помощью святых имен, - разрешено, ибо это величие и могущество Святого, благословен Он, а запрещено только с помощью демонов».
Впрочем,
здесь нас еще ожидает впереди большое исследование, касающееся магии в
целом – что в ней запрещено, что разрешено, и какую роль в ней играют
демоны.
Это не последняя статья, я продолжаю вести это исследование. Все, кому есть что добавить по существу вопроса, могут присоединиться к обсуждению. автор текста: Бецалель Ариэли |
В избранное | ||