Недельная глава "переходного периода", или "транзитная", как называет её рав М. Вайнберг, со всеми болезнями подросткового возраста. И, понятно, что она очень для нас актуальна. Вначале
всё было очень хорошо. Аhарон-hа-коhэн получает мицву зажигать Менору.
Мудрецы говорят нам, что каждый день это зажигание было для него, как в
первый раз. Если уйти от лозунгов,то как это понять? Как какой-то ритуал
может не превратится в рутину?
Ответ,
который также дают мудрецы: зажигание Меноры было для него
"повторением" Синайского откровения. А это значит, процедура каждый раз
меняла его настолько, что в следующий раз, Менору зажигал фактически
другой человек. И, кроме того, Аhарон ожидал этих перемен, а это влияло
на настрой, с которым он шёл. Поэтому данное действие не было ритуалом в
смысле обычного понимания этого слова, все происходило как если бы в
первый раз.
Менора
сравнивается с головой человека. Семь огней – это два глаза, два уха,
нос и рот. Говорят комментаторы, когда человек смотрит на вещи,
связанные со святостью, и не смотрит на запрещённое, когда человек
слушает двар Тора и не слушает лашон hа-ра, когда человек вдыхает
благовония, произнося благословение, а не духи чужой жены, когда человек
говорит вещи, связанные со святостью, и не говорит запрещённое, его
душа зажигает духовный огонь и его лицо озаряется светом.
Ари Заль говорит, что внутренних изменений можно добиться с каждой мицвой. Ибо каждая мицва связано с каким-то органом в теле.
Давайте сделаем это как упражнение.
Упражнение . Коhэн гадоль зажигает Менору ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Закройте глаза. Найдём коhэна внутри нас. Это самая высокая, чистая часть, которая всегда хочет служить Творцу. Спросите себя: "Где Коhэн гадоль внутри меня?" Почувствуйте в себе эту часть и станьте ею. А теперь найдём Менору внутри
нас. Спросите себя: "Где золотая Менора внутри меня?" Увидим её внутренним зрением. Зажжём
попорядку, не торопясь, семь светильников Меноры. Каждый светильник –
это одна из семи сфирот: Хесед, Гвура, Тиф'эрет, Нэцах, hод, Йесод,
Малхут. Они же соответствуют семи облакам Славы (или Уважения – כבוד
Кавод), которые защищали евреев в пустыне и защищают нас на нашем
жизненном пути. Можно почувствовать изменения в самом себе. И духовную защиту.
Затем Тора говорит о процессе посвящения Левитов на службу. Давайте это и сделаем.
Упражнение Левиты в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.
Расслабьтесь. Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь Теперь найдём левитов внутри себя. Обреем волосы на их теле (убрать Гвуру). Искупаем их в свете Творца. И они будут защищать нашу святость и петь.
После
этого недельная глава говорит об уникальном празднике Песах Шени
(Второй Песах) – празднике, созданном по просьбе людей, прикоснувшихся к
мёртвому телу, и ставших ритуально нечистыми. Они не могли есть карбан
Песах и попросили дать ещё одну возможность принести его. Творец
согласился и включил сюда также категорию людей, в будущем окажущихся на
Песах в дальней дороге. Мы,
баалей-тшува, все когда-то были в дальнем пути и прикасались к мёртвому
(отсутствие духовности), и мы не могли праздновать Песах.
Упражнение. Песах Шени ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Спросите себя: "Есть части во мне, которые ещё его не праздновали?" Дайте им карбан Песах, мацу, горькую зелень и энергию
освобождения. Почувствуйте изменения в этих частях себя.
Евреи
двигались по пустыне только по указанию Творца. Нам нужно научиться
делать то же самое "...покрыло облако Мишкан над шатром Откровения. И с
вечера было как бы огненное зеркало до утра... Когда поднималось облако с
шатра, за ним двигались и сыны Израиля" (Бе-мидбар, 9:15-17).
Сегодня, когда мы ещё в Галуте, этот Б-жественный огонь Шхины с нами и внутри нас постоянно.
Рабейну
Бахия подчёркивает, что проявления Хеседа и Гвуры Творца, постоянно
меняются. Поднятие Облака означает доминантность Хеседа, и мы двигаемся в
путь, с Творцом. Облако, возвращающееся на Мишкан, – доминантность
Гвуры. Мы останавливаемся и начинаем внутреннюю работу.
Упражнение. Движение с облаками Славы
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Давайте сфокусируемся на присутствия Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. На Его любви. Найдём Мишкан внутри нас и облако над ним. Спросим Творца: "Сейчас для меня время идти вперёд с Тобой?" Если ответ "да" (мы почувствуем его как гармоничный), то спросите: "Какой первый шаг? Что делать в первую очередь?" Если ответ: "Пока быть здесь", – вопрос: "Над чем работать над собой с Тобой здесь и сейчас?" Начнём её прямо
сейчас.
"Сделай себе две серебряные трубы..." (Бе-мидбар, 10:2).
Себе!
Йеhошуа бин-Нун должен был сделать уже новые трубы. Трубы собирали
народ. В каждом поколении способность собрать людей меняется настолько,
что голос прежнего поколения уже не работает. Это важно для всех нас.
Когда мы разговариваем с людьми, мы должны говорить на языке с
поколением, с которым говоришь.. Также и со всеми частями внутри нас.
Только наш уникальный голос может собрать их всех вместе. Делать добрые
дела или идти на войну с йецер hа-ра.
Делая все эти упражнения, мы готовы посмотреть на ошибки, которые были совершены тогда, которые мы продолжаем совершать сегодня.
"И
было во второй год, второй месяц, 20-го дня, поднялось облако от Шатра
Откровения. И двинулись сыны Израиля в свои походы из пустыни Синай..."
(Бе-мидбар, 10:11-12).
Первая
– "незаметная" – ошибка, которую отмечают мудрецы. Нельзя уходить от
Синая. Нужно идти куда-то, но всегда брать Синай с собой!
Следующие два предложения, выделенные перевёрнутыми буквами Нун: "И было когда двигался ковчег говорил Моше: встань ХаШем, и рассеется враги твои и разбегутся ненавистники твои от лица твоего." И
" А когда останавливался говорил: вернись ХаШем десятков тысяч
Израиля", мудрецы выделяют в две отдельные книги, говоря нам что Тора,
на самом деле, состоит из семи книг. Рав Моше Шапиро, объясняет: "книга- это совокупность фраз раскрывающих общую тему". Общие темы этих книг- походы всех поколений, через пустыню народов, и каждый раз, возвращение к Творцу. Молитва
Моше, вставленная здесь, нужна была что отделить первое прегрешение от
последующих двух, чтобы не было трёх прегрешений подряд, и народ не ушёл
вообще с правильного пути. Эта молитва, позволяет каждому еврею, как бы он далеко не ушел, вернуться. ...когда двигался ковчег ( Арон) Если
прочитать Арон задом наперёд, получается "Нора"- страшный. Это
проявление Творца ( гадоль, гибор вНОРА), от которого разбегаются и
внешние и внутренние враги, когда мы движемся к своей целе, выполняя
наше предназначение. Когда
придёт Машиах, к каждому из этих предложений, будут дописаны тома и тома
наших странствий и возвращений. Оба Нуна " упавшие" ( нофаль) из-за
наших прегрешений перевернуться, и станут как и должны были изначально.
"И стал народ как бы роптать в уши Б-гу... и загорелся у них огонь Б-га, и пожрал край стана"(Бе-мидбар, 11:1).
"Край стана", говорят комментаторы, – это ערב רב эрев рав* (неевреи, вышедшие из Египта). Моше помолился, и огонь погас.
Затем евреи захотели мяса. Что потрясает – реакция Моше-рабейну на их прихоти. Моше жалуется Творцу! "Отчего
я не нашёл милости в Твоих глазах,что возлагаешь бремя всего этого
народа на меня? Разве я носил в чреве весь этот народ? Разве я родил
его, что говоришь мне: "Неси на руках своих, как кормилица носит
младенца"... Откуда у меня мясо...? ...лучше умертви меня..."
(Бе-мидбар, 11:11-15).
Когда
евреи сделали Золотого тельца, Моше заступается за них и даже готов
умереть. Когда в пустыне не было воды, Моше безо всякой паники идёт к
Творцу и получает воду из скалы. Огонь – молитва. А здесь. Их жизни
ничего не угрожает, и вдруг такое ощущение беспомощности?!
Ответ Творца тоже странен. Он
велит назначить Санhедрин – Верховный суд в составе 70 судей. Моше
выбирает по 6 человек из колена. Но 6 х 12 = 72. И они тянут жребий, и
два человека, не попавшие в состав суда, Эльдад и Мейдад не выходят к
Шатру, а остаются в стане. На них сходит дух пророчества, они пророчат,
что Моше-рабейну умрёт и Йеhошуа введёт евреев в землю Израиля. Они так
же пророчествуют о приходе Машиаха. После чего Творец даёт евреям мясо,
перепелов на месяц вперёд и... мор из-за их похоти.
Так что же всё-таки происходит?
Рав
М. Вайнберг объясняет. Неудержимое желание мяса – это только симптом и,
как любое пристрастие, имеет духовную причину. Когда Моше-рабейну
посмотрел на духовную причину этого желания, он понял, что он ничего не
может сделать.
Устная Тора
проводит параллель между усвоением пищи и информации. Грудному ребёнку
молоко матери даёт всё, что ему необходимо. Это его суп, второе, десерт.
Когда ребёнок подрастает, этого уже недостаточно, ему нужна пища,
которую ему нужно разжевать. Моше
и Аhарон давали еврейскому народу Тору, которая была как молоко матери.
Если у человека был вопрос, проблема, спор, он получал точный ответ от
самого Всевышнего. Ман тоже был как молоко, он давал всё и мог быть
практически любого вкуса. Процесс взросления народа привёл людей, с
одной стороны, к нормальному желанию разбираться в вопросах закона также
и самим. Это было началом конца эпохи Моше-рабейну, эпохи получения
законов с уровня пророчества.
Началась
новая эпоха – выведения законов, разбора, как поступать в каких
случаях, чем и занимался Санhедрин. Это и наша эпоха, которая закончится
приходом Машиаха. Имена пророков אלדד Эльдад и מידד Мейдад буквально
означают "К груди" и "От груди".
Разбор
деталей и выведение сотен законов из, например, корон над буквами, как
делал раби Акива, не было сильной стороной Моше-рабейну, как мы помним
из мидраша, где его посадили на последний ряд. А вот получить Тору мог
только он.
Но если желание народа было естественным, то почему оно вызвало недовольство Творца и такую реакцию Моше-рабейну?
На это несколько причин.
Вместо
того чтобы разобраться, а что им на самом деле нужно, и что их тяготит,
евреи начинают плакать: "...Помним рыбу, которую ели в Египте даром,
кабачки и арбузы..." (Бе-мидбар, 11:5).
Комментаторы спрашивают: "Они что, с ума сошли?"
Даром?
Раши: не требовалось выполнять заповеди. Становится понятнее. Каждое
пристрастие имеет подводные течения, это – одно из них.
Второе,
возможно, связано с Итро, тестем Моше-рабейну, который уходит прямо
перед тем, как начались проблемы. Итро, который видел, как Моше судит,
заметил, что народ устаёт. При такой сильнейшей духовной энергии
усталость, заключил Итро, может быть вызвана только подсознательным
внутренним сопротивлением.
"Ты
думаешь они хотят только узнать истину? – спросил он Моше. – Они хотят
выиграть. Сделай тест, спросите у них: "Хотите назначить судей?" Если
они хотят, только истину, они скажут: "Нет, конечно, только тебя, Моше, –
ты прямой канал"."
Моше
спросил. Евреи сказали: "Хотим судей". Возможно, поскольку желание
разобраться самим было не таким чистым, оно стало проявляться на уровне
более низких инстинктов.
Проблемы
подросткового периода. Дети хотят независимости, а родители мешают. Но
когда родитель Творец и всё, что Он предлагает максимально гармонично
для твоего роста и выполнения предназначения, то такие бунты чреваты.
Упражнение. Наши подростки ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Закройте глаза. Почувствуем присутствие ТворцаЗДЕСЬ И СЕЧАС и Его любовь. Снова найдём
в себе коhэна. Зажжём Менору. Ее свет даёт энергию и энтузиазм идти вперёд. Спросите себя: "Где во мне бунтующий подросток?" Найдите его в себе. Сколько ему лет? Где вы его видите? Вернитесь туда и станьте им? Что он чувствует? Почему (против чего) он бунтует? Поймите его. Что ему по-настоящему нужно? А теперь представьте себе, что вы как взрослый человек приходите к нему. Скажите ему: "Я пришёл из твоего будущего. Я тебя очень люблю и понимаю. У меня есть для тебя замечательный
подарок: я узнал что есть Творец, и Он здесь и сейчас, Он тебя очень любит. Я хочу дать тебе эту любовь, как подарок. Он может и хочет тебе дать именно то, что тебе нужно." Дайте ему любовь Творца, как дают солнечный свет и тепло. Продолжайте разговаривать с ним и объяснять, почему ему лучше всего слушать то, что заповедовал
Творец. Послушайте все аргументы и ответьте. Будьте терпеливы, вы говорите с подростком. Почувствуйте позитивные изменения в нем.
Упражнение. Моё "мясо" ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Найдите
вашу страсть к "мясу. Это может быть тяга к курению, сладостям, что-то
,что почему-то очень трудно преодолеть. Это может быть даже привычка к
негативу, чувства противные, но привычные. Будем честны с собой,
спрашивая, к чему у меня есть физическая или психологическая
зависимость. Очень хорошо расслабившись, спросите: "Что под этой зависимостью? Что я буду чувствовать, если у меня этого не будет? Откуда это идёт и что мне по-настоящему нужно? Посмотрите и почувствуйте, как эту нужду можно удовлетворить правильно с Творцом. Если зависимость очень сильная
нужна помощь специалиста. Шавуа Тов.