Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - Тора в цикле


Мы снова подошли к важному рубежу — празднику Симхат Тора. В этот день все евреи, которые синхронно изучают недельные главы Торы, очередной раз заканчивают последнюю главу — «Зот а-браха» и сразу же заходят на следующий круг, начиная читать первую главу Торы — «Берешит».



Этот процесс всенародной синхронизации уникален. Я не знаю других народов или групп, которые бы имели такой же механизм синхронизации — через изучение глубинных текстов.
Но в целом цивилизация подает признаки взросления. Если вспомнить эпоху Раннего Средневековья, то в то время простым христианам было запрещено иметь дома текст Библии. Ее могли читать и разъяс­нять только священники, которые обучались этому искусству. Остальные слушали проповеди, а также рассматривали иллюстрации к библейским историям в виде фресок и мозаик на стенах церквей.
Протестанты совершили важную революцию, переведя Библию на доступные языки и сделав ее настольной книгой. Но в христианстве не было столь развито искусство интерпретации текстов, как у евреев.
Интересно, что искусство глубинной интерпретации получило развитие в светском мире в XIX и особенно в XX веках. Этот жанр приобрел системный и научный подход. Кроме того, анализ текстов может быть и искусством, или искусствоведением, когда находка нового смысла в тексте является проявлением таланта исследователя и его умения соединять в уме разные идеи и находить параллели и ассоциации. В каком-то смысле можно сказать, что человечество постепенно дорастает до более взрослого умения работы с глубинными текстами.
Отметим, что этот жанр работы с текстами не является массовым в обычном мире. Его можно назвать элитным. Но евреи уже много веков приучаются к работе с текстами и поэтому могут считаться элитой мира — в том смысле, что они владеют этим элитным сплавом науки и искусства в работе с текстами.
Интересно, что в русскоязычном интеллектуальном пространстве сейчас происходит новый всплеск интереса к «текстоведению».
Стоит обратить внимание на контекст. Политические процессы в России перемещают сознание большинства в направлении примитивизации сознания. Но можно высказать важную гипотезу. Видимо, существует закон самосохранения интеллектуального потенциала народа. Если некие силы тянут народ в примитивизацию мышления, то в элитной части народа активизируется стремление к более зрелому развитию сознания.
Многие мои друзья, живущие в России, обращают внимание на процесс «умудрения» интеллектуальных элит, которые создают новые и важные теории и модели познания мира. Работает механизм «головы» и «хвоста». «Хвост» растет количественно (с помощью психообработки масс), а «голова» растет качественно (с помощью интеллектуальных усилий). Кроме того, современные коммуникационные технологии позволяют более легко и эффективно обмениваться находками и различным опытом работы.
Еще один ценный фактор — умение задавать вопросы к тексту. И здесь классическое еврейское образование помогает развить эту черту. Кстати, вопросы могут помочь развернуть анализ текста в новую и неожиданную сторону, раскрыв «сокровища» смыслов, подобно месторождению, найденному геологами.
Согласно нашему календарю мы снова входим в процесс изучения начальных глав Торы. Существует загадочный механизм настройки жизни на смысловые процессы, заложенные в Торе. Если мы погрузимся в ее изучение, то будем меньше зависеть от политических и экономических процессов и больше получать от Всевышнего благословений на процветание, мудрость и взросление.

Художник Илекс БЕЛЛЕР


В избранное