Каждый год мы перепрочитываем Пуримскую историю. Наша
задача – ежегодно добавлять к ней новые грани, смыслы, понимания. В этом смысл нашего взросления. Как я недавно писал, мы познакомились с группой ученых и педагогов, и одним из интересных инструментов, которым они оперировали был концепт квадры. Если
говорить простым языком, то когда мы видим систему из трех элементов, в
этой триаде скрыт сценарий развития в виде выстраивания четвертого
элемента, который перестраивает триаду в квадру. И четвертый элемент – становится ключом, который трансформирует всю систему и дает ей новые степени свободы и возможности. Одним
из первых проявлений этой схемы в Торе является переход от трех
Праотцов к четырем Праматерям. Согласно этой схеме Яаков получает не
одну, а две жены. Это закладывает фундамент двойственности еврейского народа, который проявляется во множестве интереснейших схем. Например, Лея и Рахель в одном из комментариев соединяются с Письменной и Устной Торой.
Это позволяет евреям иметь ДВА механизма работы с сакральными текстами. Также Яаков получает второе имя Израиль и у нас три Праотца имеют четыре имени – Авраам, Ицхак, Яаков, Израиль. В
современном мире эта двойная функция Яакова-Израиля выражается в том,
что часть евреев видят свою миссию в сохранении и поддержании
традиционных духовных ценностей, а другая часть евреев стремится быть
новаторами и революционерами. Этим евреи совмещают внутреннюю и внешнюю задачи. Но
двойственная природа Яакова-Израиля создает и проблемы. В частности мы
видим конфликт сыновей Яакова и противостяние двух лидеров - Йегуды и
Йосефа. Этот конфликт можно назвать «обратной стороной медали» усложнившейся еврейской схемы. Но
задача евреев – трансформировать конфликт в комплексную схему в которой
обе еврейские миссии будут дополнять и усиливать друг друга. Одним из ключевых переходов от триады к квадре является история Пурима. Изначально можно выделить три ключевых (мужских) героя – это Царь-Ахашверош, Праведник-Мордехай и Злодей-Аман. Но такая тройственная система подводится к кризису, выглядящему как смертельная угроза евреям. Злодей Аман монополизирует расположение Царя и евреям во главе с Мордехаем – грозит неминуемая гибель. И тут история Пурима показывает нам переход от триады к квадре – на сцену выводится четвертый персонаж – женский образ – Эстер. При этом у четвертого «элемента» есть связи со всеми тремя мужскими ролями. Эстер – родственница и
соплеменница Мордехая. Эстер – жена Царя-Ахашвероша. Эстер – скрытый (в начале) оппонент злодея Амана. При этом мы можем заметить важную особенность. Эстер имеет прямую связь с Мордехаем, они партнеры. Но Эстер не может изначально стать полностью партнершей Царя, пока Аман является
его фаворитом и советником. И
Эстер выстраивает целую игру в результате которой Царь в нужный момент
должен делать выбор между еврейством Эстер и анти-еврейством Амана. И благодаря «четвертому элементу» - система перестраивается и входит в новый режим. Если с позиций «квадры» проанализировать детали истории, то можно будет обнаружить интересные и перспективные подходы. В
частности когда в тройке элементов «затесался» злодейский «персонаж» -
то система из трех элементов сама не может «исцелиться», так как
«элемент зла» в триаде более влиятельный чем «первоначальное добро». И
когда мы вводим четвертый элемент – мы делаем схему достаточно сложной,
чтобы в ней смог произойти ключевой сценарий – победы над злом. Эта ключевая «квадро»-схема сможет помочь нам преодолевать зло в мире и в человеке.