Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость Восемь измерений праздников-


Годичный цикл праздников - "маагаль hа-шана" на иврите - проводит нас через точки/пункты связи с миром вечности. 
Еврейская глубинная традиция учит нас - искусству преображения нашей жизни благодаря осознанию глубинных смыслов каждого из еврейских праздников, который подобно слоеному пирогу несет в себе сразу множество идей. 
Ценность ситуации в том, что уже маленький ребенок может "снять свой слой" с этого пирога и зажечься энтузиазмом, который будет ему вспоминаться и во взрослом возрасте. 
К сожалению наше поколение русскоязычных евреев пришедшее к Торе в зрелом возрасте было лишено этого особого удовольствия, но своим детям мы уже можем его доставить. 
Так наша уважаемая Ханука запоминается детям - через "Хануке-Гелт" (Ханукальные деньго-подарки), через сладкие пончики с повидлом, а еще лучше со сгущенкой, через горящие свечки в Ханукие на заиндевевшем окне за которым мороз на улице, через концерты еврейских артистов. 
В это же время нееврейские дети заряжаются впечатлениями от Christsmas. 
По мере взросления мы постепенно узнаем более глубокие идеи Хануки. 
Второй слой - исторический. Победа малых над большими. Чувство гордости и достоинства. Ощущение силы (выразившееся например в современное время в Макабиаде). 
Третий слой - ритуально-мистический. Зажигание свечей и разговор о чуде с кувшинчиком масла. Масло символизирует множество сакральных смыслов, включая идею Мошиаха (в переводе - помазанника [ритуальным маслом]).
Четвертый слой - самоидентификация через противопоставление. 

Еврейское мировоззрение "напротив" греческого. При чем греки присутствуют в двух "ипостасях" - и как носители языческого Олимпа, которому противопоставляется наш Единый Б-г и как разработчики греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель и Ко), которым противопоставляется еврейский формат духовности с нашей еврейской верой в то, что в мире есть также место для чудес, которая шире греческой веры в разум (не нуждающийся в чудесах).
И, наконец, пятый слой ("имени рава Кука"), который говорит, что мы не только противостояли грекам (и греко-сирийцам), но и еврейская цивилизация смогла интегрировать множество греческих наработок, "откошеровывая" их и одухотворяя. 
Согласно мнению исследователей, способ глубинного комментирования еврейских текстов частично был заимствован из греческих методов анализа текста в частности Гомеровских творений, каббалистическая система сфирот - была заимствована из греческой философско-мистической системы эманаций, разработанной неоплатониками, а Рамбам - ввел в иудаизм логические подходы, взятые у Аристотеля. 
При этом - ситуация между подходами евреев и греков отражает благословение из Торы, данное сыновьям Ноаха. Сказано, что "Яфет (греки) будет жить в шатрах Шема (евреи)", то есть мудрость "греческого типа" станет ресурсом, развивающем еврейскую мудрость. 
И мы видим как в течение истории евреи умело включили в свой опыт достижения других народов. 
При этом шатер также обозначает "безопасную территорию" противопоставленную "необузданному" дикому миру снаружи шатра. 
Также шатер может означать контроль и ответственность за применением идей в мире. Мы часто видим как какая-нибудь благородная или эффективная идея нехорошими людьми начинает неконтролированно использоваться во вред обществу. Как сказано "благими идеями/намерениями устлана дорога в ад". 
И роль лидеров и политиков в том, чтобы ввести инициативу "масс" в продуктивное русло. 
Свет ханукального светильника-восьмисвечника и еженощное увеличение зажигаемых свечей (от 1 до 8) может символизировать восемь измерений нашей еврейской мудрости и идеальный путь познания и освоения наших традиций при котором наше взросление сопровождается овладеванием всеми этими измерениями.

В избранное