Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Особенности светско-советских евреев
Когда мы рассматриваем светских евреев, важно изучить те факторы, которые привели к формированию светской модели сознания.
В нашем случае кроме базовой установки "Б-га нет" имела место еще серия факторов общего влияния на народ, которая интерферировала с системой.
В эпоху сталинизма
сформировалась атмосфера общенародного доносительства.
В этой системе каждый гражданин считался добродетельным, если он сообщал о [даже] подозрительных мыслях, высказанных вслух своими соседями.
И большинство граждан стало реализовывать две программы.
Одну из них лучше всех выразил Козьма Прутков "Если у тебя есть фонтан, заткни его". Всех приучали помалкивать.
Но была и другая программа.
Идеологическая машина усиленно "скармливала" народу массы лозунгов.
И народ, чтобы не замолчать окончательно - приучался выдавать "на гора" лозунги, "надоенные из-под" телевизора.
В итоге многие жители, выросшие в такой системе - не только "выключили свет" своего внутреннего мира, но и "завезли" в него массу безликих
лозунгов, которыми можно "отстреливаться" от навязчивых собеседников.
Было и смелое меньшинство диссидентов, но на многих эта программа оставила неизгладимый след.
Очевидно, что светские евреи Америки имели совершенно другого типа вредную окружающую среду и поэтому терапия их внутреннего мира должна иметь другой механизм.
Вернемся к нашим соотечественникам.
Когда
человек приходил в древности в Храм, (а сейчас в синагогу) - в Храме создавалась возможность "излить сердце" перед Б-гом, то есть раскрыть свой внутренний мир. Учтем при этом, что рыночно-бытовой мир этому "излиянию" не всегда способствовал. Излив сердце перед Б-гом, человек чувствовал облегчение и просветление. И человек ценил этот свой опыт.
Но если у человека была форма "инвалидности" в виде совковой системы, то приход в
синагогу/Храм ему мало мог помочь, так как и внутренний мир был в виде "заткнутого фонтана" и на месте живых эмоций были лозунги, неуместные в Храмовом пространстве.
И здесь возникает выбор из двух вариантов отношения человека к ситуации.
Если человек "застрял" внутри этой установки и не может "отойти в сторону" и посмотреть на себя "со стороны" - то ситуация выглядит тупиковой и срабатывает сценарий
евреев Египта, когда Б-г поставил "диагноз" - "исправить нельзя, пусть умрут в пустыне, а их дети уже войдут в Святую Землю".
Но если человек - сохранил в себе желание "бороться за себя" и видит в своей ситуации готовность к трансформации - мы можем перейти к программе Авраама: "Лех Леха миарцеха..." - "Иди к Себе - [уходя] от [вредных паттернов] своей страны".
Если отнестись к ситуации
"по-взрослому", то нельзя такую систему исправить простыми декларациями - типа "Выдавим из себя раба по капле". Декларации звучат красиво, но декларации и терапия - это говоря по-одесски "Две большие разницы".
Нужно провести ситуацию через несколько этапов.
Во-первых, нужно указанный нами анализ довести до еще большей точности, собрав вместе и более тонкие факторы, чтобы можно было иметь
наиболее точный диагноз, опирающийся на реальные глубинные процессы.
И тогда, раскрыв глаза на ситуацию - подобрать наиболее правильную терапию, которая на самом деле вполне возможна, по крайней мере для лучшей части наших соотечественников.
КЛИН КЛИНОМ ВЫБИТЬ
Кстати, вместо разговора с помощью лозунгов - большинство русскоязычных евреев может обогатить язык с помощью важных цитат.
Во-первых, многие из нас очень образованы и мы можем заметить, что знаменитые фразы из классической литературы - помогут нам в продуктивном описании окружающего мира (этим качеством славится р. М.Гитик).
А те кто начнут изучать еврейскую традицию увидят, что очень многие ее цитаты, примеры и истории имеют универсальное значение и очень глубокий смысл. Есть "базовые" источники цитат - Тора и Танах. А есть
"продвинутые" источники цитат - Мидраш и Талмуд.
Наши еврейские цитаты смогут проливать свет на нашу жизнь, они могут делать ее глубже, ярче, осмысленнее.
Мы приближаемся к празднику Пурим. Остается меньше месяца до этого великого дня. История Пурима это источник "цитат", параллелей, метафор для нашей жизни. Кстати, сам архитектор совка - Сталин был забран из нашего мира в Пурим.
Я
приглашаю с энтузиазмом взяться за глубинное изучение книги "Мегилат Эстер".