Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Оживление учебы Торы


Оживление учебы Торы

Процесс постижения Торы - действует не только на чисто интеллектуальном уровне. Он должен задействовать гораздо более широкий набор подходов.

С одной стороны, идет речь о практическом соблюдении того, что мы выучили в Торе.  Это классический взгляд на процесс постижения Торы.

Но должны существовать еще  множество других путей "оживления" процесса.

Недавно мы разработали и  испытали на практике интересный подход для изучения Торы.

У некоторых знаменитых каббалистов (в частности Аризаля) встречается идея того, что они учатся с мудрецами прошлого.

Понятно, что речь идет не о буквальном контакте, а о каких-то не вполне традиционных практиках - медитативных, трансовых и др.

Образы мудрецов из нашего прошлого обладают какими-то специальными качествами, которые могут "включиться" в процесс.

У нас в традиции упоминается  интересная идея, что передача и  обучение Торы от Моше к народу проходила  в несколько этапов.

Сначала Моше обучал Аарона.

Потом Моше второй раз обучал Аарона и его сыновей.

Потом Моше обучал Аарона, его  сыновей и старейшин.

Потом Моше обучал Аарона, его  сыновей, старейшин и весь народ.

Потом Моше уходил и Аарон  обучал сыновей, старейшин и народ.

Потом Аарон уходил и его  сыновья обучали старейшин и  народ.

Потом сыновья Аарона уходили и старейшины обучали народ.

В результате народ четыре раза учился - от Моше, Аарона, его сыновей  и старейшин.

Отсюда мы можем понять, что народ получил восприятие Торы через четыре разных канала.

Воспользуемся этой схемой и представим себя во время чтения еврейских текстов на месте народа.

Мы представим себе четыре варианта постижения Торы: через Моше, через Аарона, через его сыновей  и через старейшин.

Как мы можем реализовать  эту идею?

Каждый из этих четырех "образов" воспринимал и передавал Тору со своей спецификой.

И мы можем представить, что  когда мы читаем еврейский текст, он проходит сквозь "призму" одного из четырех вариантов восприятия.

Здесь возникает интересный эффект. Мы мысленно представляем, что  изучаемый текст читаем не мы, а нам его читает мудрец (или группа мудрецов), который обладает своим "углом зрения" на материал. И у нас в подсознании включается "программа", "окрашивающая" восприятие текста в более специфические аспекты.

Наш ход мыслей будет направляться и фокусироваться.

(А) Моше - очень мощный и энергичный.

Это "прозрачный" канал - передающий нам максимально "чисто" послание Вс-вышнего.  Мы должны проникнуться большой энергией идущей через этот канал, ощущая эту энергию в читаемом тексте Торы.

(Б) Аарон - согласно комментариям мудрецов, отличался большой любовью к людям. И Тора идущая из его "уст" тоже "окрашивается" аспектом этой любви.

(В) Сыновья Аарона - выражают (в данном контексте) идею творчества. Роль сыновей как следующего поколения - привнести свои идеи, добавив их к идеям родителей. Также это аспект "свежего" взгляда.

Когда мы читаем текст "сквозь призму" сыновей это помогает нам увидеть новые идеи, заметить какие-то моменты, которые раньше мы привычным взглядом "проскакивали".

(Г) Старейшины - это главы родов, хранители традиции, авторитеты.

В этом "канале" меньше эмоциональности и больше стабильности.

Старейшины представляют также "национальную витальность".

Четырехпроходный процесс - окрашивает каждый "проход" своими аспектами.

Можно использовать этот подход и для чтения Торы, и для изучения еврейских законов и для чтения еврейских философских книг и для чтения Мидрашей.

Важно между "проходами" делать паузы, чтобы наше подсознание  смогло переключиться в новый  режим восприятия.

Интересно, что иногда во время такого чтения (или перерывов между этапами) с нами могут происходить интересные события, которые также можно рассматривать как проявление нашего механизма.

Мы несколько раз экспериментировали с этим подходом и получали ценные эффекты. Кстати, само изучение текста становится как бы более живым или оживленным.

С мистической точки зрения, к нам присоединяется некая "духовная матрица" учителя и "поселяется" на время в нашем подсознании  или даже надсознании.

Подведем итог:  Чтение "вместе" с образом Моше дает ясность и энергичность. Чтение с Аароном вносит аспект любви. Чтение с сыновьями Аарона привносит аспект творчества и новизны. Чтение со старейшинами - аспект системности и авторитетности.

В избранное